18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Домашний Русский музей Павла Карабанова реконструируют в Кремле

Башмачки. Первая четверть XVIII в. Из собрания Оружейной палаты. Фото: Музеи Московского Кремля
Башмачки. Первая четверть XVIII в. Из собрания Оружейной палаты.
Фото: Музеи Московского Кремля
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Выставка в Музеях Московского Кремля посвящена коллекции древностей, собранных в конце XVIII — первой половине XIX века дворянином Павлом Карабановым, которую он позже завещал отечеству

В пространстве выставочных залов Патриаршего дворца и Успенской звонницы отчасти реконструирован домашний Русский музей Павла Карабанова (1767–1851), представителя древнего дворянского рода и одного из тех, кого в XIX веке называли «любителями родной истории».

Павел Карабанов. Фото: Wikimedia
Павел Карабанов.
Фото: Wikimedia

Коллекционер стал приобретать предметы российской древности еще в ­1790-е, раньше, чем это увлечение охватило русское общество на волне патриотического подъема 1812 года. Коллекция, формировавшаяся более полувека, состояла из икон, предметов прикладного искусства (в том числе драгоценной утвари и посуды, женских украшений XVII века), оружия, рукописей, старопечатных книг, графики.

Икона в окладе "Богоматерь Владимирская" Из собрания графов Мусиных-Пушкиных. Москва, Мастерские Кремля. Конец XVI – начало XVII в. Фото: Музеи Московского Кремля
Икона в окладе "Богоматерь Владимирская" Из собрания графов Мусиных-Пушкиных. Москва, Мастерские Кремля. Конец XVI – начало XVII в.
Фото: Музеи Московского Кремля

Император Николай I, узнав о собрании, решил приобрести его. Карабанов не смог расстаться со своими коллекциями при жизни, однако завещал их отечеству. В 1851 году его частный музей был перевезен из московского особняка на Петровке в Оружейную палату. Это единственный случай в истории национальной сокровищницы, когда она получила в дар не один или несколько предметов, а целое собрание, отмечают в Музеях Московского Кремля.

Стакан. Из собрания П.Ф. Карабанова Согласно надписи, принадлежал Гаврииле Михайловичу Карабанову. Нюрнберг, 1569–1576. Мастер Венцель Ямнитцер. Фото: Музеи Московского Кремля
Стакан. Из собрания П.Ф. Карабанова Согласно надписи, принадлежал Гаврииле Михайловичу Карабанову. Нюрнберг, 1569–1576. Мастер Венцель Ямнитцер.
Фото: Музеи Московского Кремля

К сожалению, позже оно было разделено, и сейчас экспонаты пришлось собирать, помимо Оружейной палаты, из Эрмитажа, Русского музея, Российской национальной библиотеки.

Музеи Московского Кремля
«Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века»
До 26 мая

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
6
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
Каталог монографической выставки в Третьяковской галерее дает возможность оценить фигуру этого художника с разных ракурсов. Порой они довольно субъективны, что к лучшему: воспринимать творчество Попкова по методичке — занятие бесцельное
21.02.2025
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
7
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Несмотря на политические и экономические потрясения, для западного рынка русского искусства 2024 год стал годом рекордов. Однако на фоне бурно развивающегося локального арт-рынка он все еще находится в упадке
19.02.2025
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+