18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Где эта улица, где этот дом: адресный стол авангарда

Василий Кандинский. «Всадник. Георгий Победоносец». 1914-1915. Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Василий Кандинский. «Всадник. Георгий Победоносец». 1914-1915.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

По форме — городской путеводитель, по содержанию — летописный пазл. Еврейским музеем и центром толерантности издана ставшая последней книга искусствоведа Нины Геташвили «Адреса авангарда. Москва. Центр»

Про авангард в той или иной степени что-нибудь знают буквально все. Даже глубинный смысл «Черного квадрата» многими теперь постигнут. Однако не оставляет ощущение, будто знаковые фигуры русского авангарда обитали в некоем условном пространстве — скорее идейно-полемическом, нежели физическом. Это касается и быта, и финансов, и географии. Такого рода детали если и упоминаются в исследовательской литературе, то обычно вскользь, как второстепенные.

Даже простейший вроде бы тест «Какие из важных событий в истории авангарда происходили в Москве, а какие — в Петербурге — Петрограде — Ленинграде?» одолеет не всякий наш современник. И уж совсем редки те, кто отчетливо соотносит давние имена, выставки, институции с городской топографией. Тем более что соответствующие памятные доски до сих пор почти нигде не повешены.

Нина Геташвили. «Адреса авангарда. Москва. Центр». М.: Еврейский музей и центр толерантности, 2023. 300 с., ил.
Нина Геташвили. «Адреса авангарда. Москва. Центр». М.: Еврейский музей и центр толерантности, 2023. 300 с., ил.

«Адреса авангарда. Москва. Центр» — последняя книга, вышедшая из-под пера Нины Геташвили (1950–2023), автора множества трудов по истории искусства. В «Адресах» рассмотрен именно хронотоп, взаимосвязь художественных процессов со временем и пространством. Причем пространство здесь, пожалуй, главнее всего остального. Фактически это путеводитель: структура книги задана не последовательностью событий, а соседством значимых локаций. Что напрямую отражено в названиях глав: «Мясницкая и окрестности», «Рождественка и окрестности», «Тверская и окрестности», «Арбат и окрестности». Это, конечно, не вся Москва начала ХХ века, но ее сердцевина, средоточие культурной и деловой активности. За пределами Садового кольца, иногда чуть дальше, начинались уже рабочие окраины. Левые художники отнюдь не чурались пролетариата, однако жить и творить предпочитали в центре.

Компактное расположение большинства адресов вроде бы облегчало авторскую задачу, только не стоит забывать, что город за столетие существенно изменился. Как сказано в предисловии, «в книге присутствуют вполне объяснимые и неизбежные лакуны: нет зданий — нет возможности визуально их связать, ассоциировать с определенными событиями». Тут же приведены и примеры: исчезнувшая легендарная Ляпинка, приют неимущих студентов, или еще дом на Новинском бульваре, где жила Любовь Попова, — его тоже больше нет.

Александр Осьмеркин. «Москва. Тверская». 1924. Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Александр Осьмеркин. «Москва. Тверская». 1924.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

А иные адреса вроде бы и наличествуют по-прежнему, но говорить об их аутентичности уже не приходится — как в случае со зданием на Воздвиженке, заново построенным в 2000-е и лишь смутно напоминающим бывший «Военторг». До революции тот дом, принадлежавший Экономическому обществу офицеров, был известен еще и как выставочная площадка. В начале 1912 года там проходила большая выставка общества художников «Бубновый валет» — на сей раз без Михаила Ларионова и его сторонников, которые спешно готовили альтернативную экспозицию под названием «Ослиный хвост». Весной того же года она ненадолго обосновалась в доме 21 по Мясницкой улице — в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), впоследствии превращенном во ВХУТЕМАС. Этот архитектурный ансамбль во многом сохранился, но выставочный зал, где эпатировали публику участники «Ослиного хвоста», снесен в 2014 году.

Признавая, что центр Москвы теперь уже не тот, Нина Геташвили все-таки взялась за нанесение уцелевших «адресов авангарда» на современную карту города. Среди них есть совсем укромные, мало кому знакомые, но есть и те, что у всех на виду и на слуху. Перечень начинается с Политехнического музея, в 1910-е годы не раз служившего ареной для скандальных дискуссий, инициированных футуристами. Упомянуто и здание Большого театра — не в качестве храма Мельпомены и Терпсихоры, а как место, связанное с несколькими эпизодами из летописи авангарда. Дом Союзов на Большой Дмитровке, гостиница «Метрополь», ресторан «Прага», цирк на Цветном бульваре — эти и другие объекты из стандартного туристического гида перекочевали на страницы книги Нины Геташвили исключительно потому, что за каждым из них стоит какой-нибудь примечательный сюжет на заданную тему. Как правило, не один.

Аристарх Лентулов. «Москва». 1913. Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Аристарх Лентулов. «Москва». 1913.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Ничуть не менее интересны адреса, к которым сегодня не ведет «народная тропа»: о них вспоминают лишь отдельные энтузиасты-москвоведы в ходе своих детализированных экскурсий. Кто еще расскажет, где именно располагались частные школы-студии Федора Рерберга, Ильи Машкова, Константина Юона? Из этих гнезд, между прочим, выпорхнула добрая половина тех, кого называют главными действующими лицами русского авангарда, включая Казимира Малевича, для которого занятия у Рерберга стали единственным в жизни опытом приобретения более или менее систематического художественного образования.

И уж совсем к разряду потаенных знаний можно отнести сведения об адресах личных — собственных или съемных квартирах, комнатах, мастерских. Широкой публике известно разве что про «комнатенку-лодочку» Владимира Маяковского в Лубянском проезде. А про что еще? Личные и рабочие пространства знаменитых авангардистов абсолютно не музеефицированы (исключением когда-то обещал стать дом Наталии Гончаровой в Трехпрудном переулке, но так пока и не стал). Соответственно, и побывать во всех тех помещениях вряд ли получится, но можно хотя бы узнать из книжки, где конкретно обитали и создавали свои версии нового искусства Василий Кандинский, Владимир Татлин, Петр Кончаловский, Георгий Якулов, Александр Родченко с Варварой Степановой или братья Веснины.

Василий Кандинский. «Москва. Красная площадь». 1916. Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Василий Кандинский. «Москва. Красная площадь». 1916.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

«Адреса авангарда» легко использовать как практическое пособие с готовыми пешеходными маршрутами. Берешь книгу в руки и прочесываешь центр Москвы, руководствуясь предложенной навигацией. Но одновременно это еще и увлекательный пазл, бумажная разновидность гипертекста: эпизоды и фрагменты, рассыпанные по страницам согласно топографическому принципу, могут складываться у читателя в умозрении в нечто большее — в панораму двух десятилетий художественной истории. И важно, что панорама эта снабжена понятными осями координат. По ним найдется если не все, то многое. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+