18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Реставрация РГБ: объект повышенной интеллектуальности

Мраморная лестница после реставрации.  Фото: Мария Говтвань/Российская государственная библиотека
Мраморная лестница после реставрации.
Фото: Мария Говтвань/Российская государственная библиотека
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Главной библиотеке страны, изначально носившей имя Ленина, постепенно возвращают исторический облик и великолепие, несколько утраченное за минувшие десятки лет. Изменения уже весьма ощутимы, но это лишь начало долгого пути

Последние полгода из Российской государственной библиотеки то и дело приходят новости, связанные с реставрационным процессом. В октябре после двухлетних работ открылись первый подъезд и парадная Мраморная лестница. В декабре разобрали деревянные будки на крыше главного здания, и взорам москвичей предстали скрывавшиеся внутри монументальные скульптуры — ослепительно-белые, какими их и старожилы не припомнят. А совсем недавно закрылась на реставрацию часть галереи, окружающей Мраморную лестницу на втором этаже. Все эти события — последовательные звенья одного процесса, начало которому было положено более пяти лет назад, а конец пока просматривается с некоторым трудом.

Мраморная лестница

Войти в первый подъезд и посмотреть на результаты реставрации может любой желающий. Первое впечатление: все блестит, как в метро. Хотя нет, самое первое впечатление, оно же вопрос: где гардероб? Гардероб теперь справа от входа, там, где когда-то располагался зал текущей периодики. Сегодня текущая периодика у каждого из нас в телефоне, так что чисто интуитивно новое расположение гардероба кажется удачным. В высвободившихся нефах вестибюля первого подъезда теперь зона отдыха, место встреч. С уходом гардероба стало лучше просматриваться пространство входной группы. Оно действительно грандиозно. Чувствуется, что ты во дворце.

Российская государственная библиотека. Подъезд №1. Фото: Мария Говтвань/Российская государственная библиотека
Российская государственная библиотека. Подъезд №1.
Фото: Мария Говтвань/Российская государственная библиотека

Наша газета пообщалась с заместителем генерального директора РГБ по эксплуатации, строительству и безопасности Тимофеем Щегольковым. Именно он курирует все реставрационные работы. Во время мини-экскурсии он обращает внимание на отделку. Розовый мрамор на стенах — оригинальный. Черный мрамор, сияющий до рези в глазах, тоже оригинальный, из Житомира; его лечили, очищали, он покрыт защитными слоями. В отделке стен не было никаких замен. Мраморные ступени лестницы также сохранены оригинальные, за исключением четырех, которые были выбракованы как не подлежащие реставрации. Их заменили мрамором с того же карьера на Урале.

Плиты на полу в центральной части были стерты миллионами ног до бетонной стяжки — их заменили. Все, что можно было сохранить, сохранено. «Возможно, у вас в памяти осталось, как здесь были утраты докомпонованы раньше: где-то залито эпоксидкой, где-то просто бетоном — мешанина! Многие участки можно было только заменить», — рассказывает Щегольков. Замдиректора приглашает на второй этаж: сравните его с первым. На первом не осталось ни одного короба, ни одной трубы, которые раньше опутывали здесь все: пожарные трубы, отопление, водоснабжение. «Мы заменили 3 км труб, проложили 25 км новых кабелей на этом маленьком пятачке. Но вы этого не увидите, потому что все ушло в специальные ниши и полости, продуманные в оригинальном проекте до мельчайших деталей».

Мраморная лестница после реставрации. Фото: Мария Говтвань/Российская государственная библиотека
Мраморная лестница после реставрации.
Фото: Мария Говтвань/Российская государственная библиотека

Блестяще во всех смыслах. Но что же гардероб? Его нет на прежнем месте. Можно ли такое решение назвать реставрацией? Не будем спешить с выводами.

История вопроса

Научная реставрация главного здания Российской государственной библиотеки — задача нетривиальная по ряду причин. Одна из них — почти полное отсутствие источников, посвященных истории строительства. Трудно сказать, когда и при каких обстоятельствах были утрачены документы, однако при подготовке к реставрации исторические сведения собирались буквально по крупицам во всех центральных архивах; пригодились материалы из фондов Музея архитектуры имени А.В.Щусева.

Возможно, стоит напомнить читателям, что главная библиотека страны ведет начало от книжного собрания Румянцевского музея, основанного еще в 1828 году. После большевистской революции, на протяжении всех 1920-х, шел процесс обособления библиотеки и одновременной ликвидации самого Румянцевского музея, размещавшегося в Доме Пашкова. Его некнижные коллекции — живопись, графика, нумизматика — распределялись по собраниям Государственного музея изящных искусств, Государственной Третьяковской галереи, Государственного исторического музея и так далее. В 1925 году Румянцевский музей был упразднен, а через четыре года началось строительство нового здания Государственной библиотеки имени В.И.Ленина. Авторами проекта стали архитекторы Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх.

Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх. Эскиз вестибюля. 1928. Фото: Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева
Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх. Эскиз вестибюля. 1928.
Фото: Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева

Постконструктивизм, ар-деко, эклектика снаружи, неоклассицизм, «сталинский ампир» в интерьерах — здание и задумано было непросто, и претерпевало эволюцию на протяжении долгого строительства, которое затянулось до 1941 года, а интерьеры доделывались уже после войны.

Последние два корпуса были завершены к 1958–1959 годам. Тогда же был открыт читальный зал № 3, самый большой в Европе. В 2013–2018 годах его полностью отреставрировали, и это была, по сути, первая реставрационная работа в основном здании. Кстати, еще в 1987 году здание Библиотеки имени В.И.Ленина по адресу ул. Воздвиженка, д. 3/5, стр. 2, 3, 4, 5 было внесено в реестр объектов культурного наследия регионального значения.

Единство труда и знания

Корреспонденту нашей газеты удалось подняться на крышу основного здания в декабрьскую стужу, когда там завершалась реставрация 22 монументальных бетонных скульптур. «Шахтер», «Ученик», «Инженер», «Рабочий», «Студентка», «Архитектор», «Колхозница» и другие персонажи воплощают идею единства труда и знания. В проекте 1928 года этих скульптур не было, они появились позднее, и их происхождение овеяно легендами, так как не все документы сохранились. Хотя известно, что над эскизами работали Надежда Крандиевская, Всеволод Лишев, Матвей Манизер, Вера Мухина.

В 2023 году каждую скульптуру окружили саркофагом из досок. В нем поддерживалась комфортная для реставраторов температура — так называемый тепловой контур, как поясняет руководитель работ Валерия Мартынова. Было решено не демонтировать изваяния, реставрировать их на месте. Рентгеноскопический анализ показал, что металлические основания надежно держат скульптуры на крыше. Пытаться демонтировать их было чревато риском утраты: они могли бы попросту разломаться.

Отреставрированные скульптуры «Красноармеец», «Архитектор», «Инженер» и другие. Фото: Мария Говтвань/Российская государственная библиотека
Отреставрированные скульптуры «Красноармеец», «Архитектор», «Инженер» и другие.
Фото: Мария Говтвань/Российская государственная библиотека

Еще в 1980-х состояние скульптур было признано аварийным, и тогда, в 1985 году, был сделан ремонт. «Проводились эти работы... не очень качественно, на наш реставраторский взгляд, — комментирует Мартынова. — Множественные домастиковки цементосодержащим составом привели к утрате первоначального облика. Грубо говоря, им до неузнаваемости замазали лица и другие части тела. Мы провели расчистку скульптур, привели авторскую пластику в надлежащий вид». После инъектирования трещин специальными составами и скрупулезной докомпоновки утраченных фрагментов скульпторами-реставраторами статуи были окрашены — и если раньше они сливались с серым московским небом, то сегодня буквально сияют.

Наш любимый Франкенштейн

Вернемся к лестнице. За столиком кафе на галерее второго этажа, окружающей лестничный проем, Тимофей Щегольков размышляет о фундаментальной проблеме реставрационного процесса: где «идеальное состояние», к которому требуется привести объект? Ориентироваться на охранные обязательства конца 1980-х порой противоречит здравому смыслу. «Посмотрите под ноги. Вот гранитные вставки, которые перемежаются с мрамором, — Щегольков показывает на пол, где вот-вот должны начаться работы. — Или здесь — второсортный камень в отделке. Это явно позднейшее добавление. На фотографиях 1939 года здесь все по-другому. Но именно такая раскладка попала в обязательства предмета охраны. Проходя экспертизу, чтобы получить разрешение на сопровождение проекта, приходилось отстаивать свою позицию».

В чем заключается позиция библиотеки? В спорных вопросах ориентироваться не на 1987 год и не на 1954-й, а на авторские эскизы. В нефах входной группы первого подъезда, там, где располагался гардероб, по документам было использовано напольное покрытие — терраццо. Но фактически еще в 1950-е годы там были положены железобетонные плиты 60 на 60 см. Более того, по исходному замыслу Щуко и Гельф­рейха гардероба вообще не было в нефах. Потому-то его нет там после реставрации.

Завершается работа по докомпоновке скульптуры «Рабочий-прокатчик». Фото — декабрь 2023. Фото: Дмитрий Попель
Завершается работа по докомпоновке скульптуры «Рабочий-прокатчик». Фото — декабрь 2023.
Фото: Дмитрий Попель

Возведение главного корпуса Ленинки превратилось в настоящий долгострой. По ходу работ проект неоднократно корректировали. Замдиректора РГБ перечисляет проекты: 1928-го, 1936-го, 1954-го. Внутри каждой версии множество итераций. Почти все изменения отражают тенденцию к упрощению исходного замысла. Из протокола совещания при Управлении строительством (1937): «I. Кулуары: В пяти центральных плафонах живопись заменить кессонами. <…> Ковра по главн. лестнице не стелить, отменить изготовление кулачков и прутьев». В 1954 году очередные изменения с целью экономии: отделку мрамором заменить на штукатурку с покраской, орех и дуб — на ясень. Сохранилось письмо Владимира Гельфрейха директору библиотеки: архитектор бьется за отделку каждой поверхности согласно первоначальному проекту. Исход битвы был предрешен.

Щегольков называет здание библиотеки, каким оно было в 2018 году, Франкенштейном: «Это очень нами любимый, родной, но все-таки Франкенштейн». Реставрируя РГБ сегодня, невозможно откатить все назад к исходному состоянию, которого не было. Но в принципиальных моментах гармонизировать облик здания, опираясь на замысел архитекторов, можно и нужно. «У нас не будет второго шанса, — говорит замдиректора. — Когда лет через 80 придут новые реставраторы, они спросят: „Почему эти люди тогда решили восстановить на этом месте бетонные плиты и эту сетку-рабицу?“ И действительно — почему?»

Пизанская башня, или Что дальше?

О том, что Ленинка нуждается в комплексных восстановительных работах, известно давно. Главное здание, которое когда-то называли «новым», уже совсем не ново. Откровенно говоря, его, а также уникальное 19-ярусное книгохранилище, которое выходит фасадом на Староваганьковский переулок, пора спасать. Тимофей Щегольков поделился озабоченностью с нашей газетой: «Я не драматизирую. У меня на столе лежат результаты обследования зданий. Здания устали. Есть усталость бетона. Мы мониторим сваи оснований: там есть проблемы. Сеть коммуникаций изношена очень сильно. Это я еще не сказал о том, что книгохранилище заваливается в переулок — это такая наша „пизанская башня“».

Скульптура «Девушка с книгой (Студентка)» после реставрации. Фото: Мария Говтвань/Российская государственная библиотека
Скульптура «Девушка с книгой (Студентка)» после реставрации.
Фото: Мария Говтвань/Российская государственная библиотека

В 2019 году по заказу библиотеки была разработана научно-проектная документация по комплексной реставрации РГБ. Проведенные работы в первом подъезде и на крыше опирались именно на эти материалы. Реконструкцию книгохранилища надолго откладывать нельзя. Комментирует генеральный директор библиотеки Вадим Дуда: «Наш план по сохранению фондов Ленинки состоит из двух пунктов. В среднесрочной перспективе — заняться книгохранилищем в Можайске. Там два корпуса — финский и советский. Советский требует серьезной модернизации, после которой за два-три года мы сможем разгрузить наше основное книгохранилище на 5–7 млн единиц. А в долгосрочной перспективе на 2030 год — строительство нового здания».

В ценах 2019 года только реставрационные работы в библиотеке оценивались в 9 млрд руб. Сумма большая, но и Ленинка у нас одна. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+