18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рождение инсталляции из духа советского андерграунда

Ирина Нахова. Инсталляция «Комната No 1». 1984. Фото: Ирина Нахова/Russian Art Archive Network
Ирина Нахова. Инсталляция «Комната No 1». 1984.
Фото: Ирина Нахова/Russian Art Archive Network
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Монография Светланы Макеевой про зарождение и развитие жанра «у них» и «у нас» рассматривает историю вопроса в целом, но все же глава о становлении этой формы искусства в России выглядит наиболее важной

Сегодня эта форма искусства настолько же привычна, насколько и непостижима. Допуская бесконечно разнообразные комбинации элементов, связанных как друг с другом, так и с пространством, в котором они находятся, инсталляция едва ли поддается точному определению. В западных академических кругах процесс осмысления этого жанра ведется давно и активно, но перед российскими исследователями здесь пока расстилается почти непаханое поле. Одной из первых к его возделыванию приступила искусствовед Светлана Макеева, кандидатская диссертация которой легла в основу книги «Рождение инсталляции: Запад и Россия», выпущенной издательством «Новое литературное обозрение».

Конечно, некоторые материалы, раскрывающие феномен инсталляции, включая теоретические тексты художника Ильи Кабакова и философа Бориса Гройса, были доступны на русском языке и раньше. А вот полноценной монографии до последнего времени не существовало. И вдруг, почти одна за другой, вышли сразу две. Сперва в издательстве «Ад Маргинем Пресс» был выпущен перевод книги «Искусство инсталляции», написанной видным критиком и теоретиком Клэр Бишоп еще в 2005 году (увы, многие важные тексты доходят до нас с большой задержкой). А вскоре было опубликовано и исследование Светланы Макеевой, для которой труд Бишоп служил одним из основных источников. Ознакомиться с ними, впрочем, следовало бы в обратном порядке: Макеева предоставляет фундамент для понимания жанра инсталляции, Бишоп же выступает с оригинальным подходом к классификации инсталляций по типу опыта, который, сталкиваясь с этим искусством, получает зритель.

Светлана Макеева. «Рождение инсталляции: Запад и Россия». М.: Новое литературное обозрение, 2023. 400 с., ил.
Светлана Макеева. «Рождение инсталляции: Запад и Россия». М.: Новое литературное обозрение, 2023. 400 с., ил.

Книга «Рождение инсталляции» унаследовала структуру диссертации. Первая часть, как водится, посвящена теории и написана с опорой на труды и эссе кураторов, художников и критиков, в числе которых Брайан О’Догерти, Роберт Моррис, Джермано Челант. Во второй главе говорится о том, чем обусловлено становление и развитие инсталляции на Западе. Это и желание художников смешивать разные медиумы в одной работе, и борьба с коммерциализацией искусства, и перенос внимания с объекта на пространство, и стремление включить в искусство зрителя, сделав его участником, а не пассивным созерцателем. Предыстория и история жанра раскрыты по большей части на хрестоматийных примерах — от «Салона Иды Бинерт» Пита Мондриана и «Мерцбау» Курта Швиттерса до проекта Марселя Бротарса «Музей современного искусства. Отдел орлов». Упомянуты и весьма неожиданные «праотцы» инсталляции: экспозиция «Кувшинки», которую Клод Моне вместе с архитектором Камилем Лефевром сделал в парижском Музее Оранжери, и даже интерьеры византийских и ренессансных храмов.

Хотя родиной инсталляции является Запад (говоря о современном искусстве, невозможно избежать этого обобщающего понятия), русские художники также пришли к похожим формам искусства, причем, как показывает Макеева, довольно независимо. Если, перефразируя Фридриха Ницше, западная инсталляция родилась во многом из духа институциональной критики, то отечественная — из духа советского андерграунда. Никаких институций для показа актуального искусства, априори чуждого «линии партии», в Советском Союзе не было, поэтому художники создавали пространственные работы на собственной территории. Виталий Комар и Александр Меламид, например, выстроили соц-артистский «Рай» на 4 кв. м мастерской, а Ирина Нахова высвободила под эти цели целую комнату в своей квартире.

Ирина Нахова. Инсталляция «Комната №4». Фото: Ирина Нахова/Russian Art Archive Network
Ирина Нахова. Инсталляция «Комната №4».
Фото: Ирина Нахова/Russian Art Archive Network

Глава о становлении инсталляции в России — наиболее амбициозная часть книги, то, ради чего она и задумывалась. Здесь собран материал, который не встретишь ни в одном из классических трудов об инсталляции, ведь для зарубежных исследователей советские и русские художники, работающие в этом жанре, находятся в слепой зоне (за исключением, пожалуй, Кабакова). Автор не только обобщила информацию из разных источников, но и лично побеседовала со многими героями андерграунда, дополнив текст их комментариями и воспоминаниями.

Недостаток монографии состоит в том, что, читая ее, чувствуешь себя членом диссертационного совета. К процессу трансформации кандидатской в книгу подошли номинально. Уже в самом начале, например, в глаза бросаются структурные элементы введения. Хотя от молодой исследовательницы и не ждешь афористичности Кабакова или той независимости в обращении с материалом, какую может позволить себе Бишоп, текст монографии оказался бы привлекательнее для читателя, будь он лишен штампов научного стиля и вообще чуть раскованнее. Не стоило — но тут уже вопрос скорее к самому издательству НЛО — пренебрегать и указателем имен и терминов, отсутствие которого затрудняет работу с книгой.

В любом случае важно, что исследование, сделанное на совесть и открывающее, по существу, новую страницу в отечественном искусствознании, стало теперь доступным широкой аудитории. 

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+