18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Еще две работы Эгона Шиле возвращены наследникам жертвы холокоста

Эгон Шиле. «Девушка с черными волосами». 1911. Фото: Allen Memorial Art Museum/Wikimedia
Эгон Шиле. «Девушка с черными волосами». 1911.
Фото: Allen Memorial Art Museum/Wikimedia
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Принадлежавшие погибшему в концлагере актеру Фрицу Грюнбауму рисунок и акварель возвращены его потомкам и будут выставлены на аукцион — так же, как и предыдущие

Два рисунка Эгона Шиле когда-то принадлежали Фрицу Грюнбауму (1890–1941), австрийскому артисту кабаре, погибшему во время холокоста. Они возвращены его наследникам в январе и уже предложены на аукцион Christie’s. Карандашный «Портрет мужчины» (1917) находился в коллекции Художественного музея Карнеги в Питтсбурге, а ранняя акварель «Девушка с черными волосами» (1911) хранилась в Мемориальном художественном музее Аллена в Оберлин-колледже в Огайо. Аукционный дом еще не каталогизировал работы, но в сентябре 2023 года прокуратура Манхэттена оценила «Девушку с черными волосами» в $1,5 млн, а «Портрет мужчины» — в $1 млн.

Эгон Шиле. «Портрет мужчины». 1917. Фото: Manhattan District Attorney's Office
Эгон Шиле. «Портрет мужчины». 1917.
Фото: Manhattan District Attorney's Office

В коллекции звезды кабаре, еврея Фрица Грюнбаума было по меньшей мере 80 работ Эгона Шиле, а всего его собрание включало более 500 произведений. Он был арестован в 1938 году за критику нацистского режима на сцене и отправлен в концентрационный лагерь Дахау. Там его силой заставили подписать доверенность на жену, Элизабет, которую вскоре выселили из их квартиры и вынудили дать разрешение на инвентаризацию коллекции. Вскоре оба погибли в концлагере. Работы Шиле были объявлены «дегенеративными» во время кампании нацистской партии против современного искусства и проданы за границу. «Как наследники Фрица Грюнбаума, мы рады, что этот человек, который боролся за то, что было правильно в свое время, продолжает делать мир более справедливым спустя десятилетия после трагической смерти», — отметил в своем заявлении Тимоти Рейф, один из наследников Грюнбаума.

Окружной прокурор Манхэттена выдал ордер на конфискацию еще одной работы Шиле, которая когда-то принадлежала Грюнбауму. Это изображение карандашом и акварелью русского военнопленного, которое сейчас находится в коллекции Чикагского института искусств (AIC). Однако институт утверждает, что является законным владельцем работы: согласно проведенному им расследованию, «Русского военнопленного» (1916) унаследовала и в 1956 году продала невестка Грюнбаума.

Наследники артиста после десятилетий судебных баталий добились возвращения немалого количества работ Шиле. Christie’s продал шесть из них на последних ноябрьских торгах в Нью-Йорке. Часть доходов от продажи пошла на поддержку музыкантов из маргинальных сообществ через Фонд Грюнбаума — Фишера.  

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+