18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей Тиссен-Борнемиса: как фамильные ценности стали национальным достоянием Испании

Барон Генрих Тиссен-Борнемиса и его жена баронесса Кармен Сервера-Тиссен-Борнемиса в Мадриде. 1995. Фото: Alain BENAINOUS/Gamma-Rapho/Getty Images
Барон Генрих Тиссен-Борнемиса и его жена баронесса Кармен Сервера-Тиссен-Борнемиса в Мадриде. 1995.
Фото: Alain BENAINOUS/Gamma-Rapho/Getty Images
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Страсть к искусству и поздняя любовь привели семейную коллекцию немецко-венгерских магнатов, известную по имени ее основателя, барона Тиссена-Борнемисы, на вечное хранение в Мадрид

Кажется, ничто уже не сможет потрясти туриста в Мадриде после посещения Музея Прадо, где сосредоточена грандиозная коллекция испанских Габс­бургов, даже беглый осмотр которой занимает практически рабочий день. Между тем в столице Испании среди обязательных пунктов арт-программы есть еще Центр искусства королевы Софии со знаменитой «Герникой» Пабло Пикассо, королевская резиденция и музей Академии художеств Сан-Фернандо. Но даже на этом фоне особо выделяется отметивший два года назад 30-летие Музей Тиссен-Борнемиса, который ежегодно посещают более 1 млн человек.

Одна из последних крупных частных коллекций живописи обосновалась в Мадриде в начале 1990-х годов благодаря решению ее первоначального владельца барона Ханса Генриха Тиссена-Борнемисы (1921–2002). Музей располагается во дворце Вильяэрмоса. Собрание включает произведения художников XIII–ХХ веков, в том числе первые имена мирового искусства. Возможно, еще более важно то, что здесь представлены художественные направления, исторические периоды и целые национальные школы, которые не нашли места в других музейных фондах Мадрида, в том числе импрессионизм, немецкий экспрессионизм и американская пейзажная живопись.

Томас Берч. «Филадельфия. Зимний пейзаж». 1830–1845. Фото: Музей Тиссен-Борнемиса
Томас Берч. «Филадельфия. Зимний пейзаж». 1830–1845.
Фото: Музей Тиссен-Борнемиса

Барон

Ханс Генрих Август Габор Тассо Тиссен-Борнемиса де Касон родился в 1921 году в нидерландском городке Схевенинген, став четвертым и самым младшим ребенком Генриха фон Тиссена, богатого немецкого промышленника, и Маргит Борнемисы, венгерской аристократки. Его дед Август Тиссен (1842–1926) стоял у истоков компании Thyssen, которая к началу XX века стала крупнейшим в Германии производителем стали с собственными источниками железной руды во Франции, Северной Африке и России. Сейчас это часть гигантского концерна ThyssenKrupp.

В 1905 году отец Ханса, Генрих Тиссен (1875–1947), покинул Германию и поселился в Венгрии, в замке Шлосс-Рохонс, принадлежавшем семье его супруги. В 1931 году Генрих и его жена развелись, и десятилетний Ханс переехал с отцом в Швейцарию, где они приняли швейцарское гражданство. На протяжении многих лет вилла «Фаворита» в швейцарском городке Лугано была не только семейным поместьем Тиссена-Борнемисы, но и местом хранения выдающейся коллекции искусства. Разумеется, переезды Тиссенов отражают не только семейную историю свадеб и разводов, но и попытки богатой и влиятельной фамилии найти в эпоху турбулентности безопасное и благополучное прибежище для капитала (у многих в Европе тогда было предчувствие надвигавшейся большой войны).

Гюстав Курбе. «Дети рыбаков». 1867. Фото: Музей Тиссен-Борнемиса
Гюстав Курбе. «Дети рыбаков». 1867.
Фото: Музей Тиссен-Борнемиса

Ген коллекционирования

В наследство от отца Ханс в 1947 году получил несколько судостроительных и нефтедобывающих компаний, и, наряду с продолжением семейного бизнеса, пострадавшего от войны, он также принял эстафету коллекционирования искусства. Коллекционирование у Тиссенов в крови: еще дедушка барона Ханса Генриха Август, который и заложил основу их гигантского семейного состояния, заказал несколько мраморных скульптур Огюсту Родену, а отец, Генрих Тиссен, прославился в 1920-е годы как страстный коллекционер искусства старых мастеров. Он впервые показал свою коллекцию в 1930 году в Новой пинакотеке в Мюнхене, и многие представленные на выставке произведения стали открытием даже для специалистов. Предметом его особого интереса были так называемые немецкие примитивы — работы Альбрехта Альтдорфера, Ханса Бальдунга, Ханса Гольбейна, Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха. Позже коллекция пополнилась образцами ранней нидерландской живописи — произведениями Рогира ван дер Вейдена, Робера Кампена, Петруса Кристуса, Ханса Мёмлинга, Хуана де Фландеса и Яна ван Эйка. Впрочем, и итальянское Возрождение тоже было представлено очень достойно. Чего стоит один только «Портрет Джованны Торнабуони» Доменико Гирландайо! А ведь еще из этой коллекции происходят работы Веронезе, Гварди, Каналетто, Караваджо, Тинторетто, Тициана, Тьеполо. Собрание Генриха Тиссена составляло на момент его смерти более 500 картин, но затем было распродано.

Рембрандт. «Автопортрет в шляпе и с двумя цепочками». Около 1641–1643. Фото: Alain Benainous/Gamma-Rapho via Getty images, courtesy of the Museum
Рембрандт. «Автопортрет в шляпе и с двумя цепочками». Около 1641–1643.
Фото: Alain Benainous/Gamma-Rapho via Getty images, courtesy of the Museum

Ханс Генрих Тиссен-Борнемиса начал с того, что открыл для публики галерею виллы «Фаворита» и стал охотиться за картинами из коллекции отца, выкупая их у родственников и на аукционах. Он также приобрел скульптуры Родена, ранее принадлежавшие деду (они достались другой ветви семьи Тиссен), а потом многократно приумножил собрание старых мастеров. Среди его приобретений — «Иисус и самаритянка» Дуччо, «Натюрморт с кубком наутилус» Виллема Кальфа, «Западный фасад церкви Святой Марии в Утрехте» Яна Санредама и «Туалет дамы» Франсуа Буше.

С 1960-х годов барон Тиссен-Борнемиса собирал искусство ХХ века: русский авангард, немецкий экспрессионизм, абстракцию, а также работы представителей Лондонской школы, в том числе Фрэнсиса Бэкона и Люсьена Фрейда. Его увлечение современным искусством началось, как считается, с приобретения акварели немецкого художника Эмиля Нольде в 1961 году. В том же году его коллекция пополнилась полотнами экспрессионистов — представителей движения, которое вызвало в свое время особенную ярость нацистов, объявивших это искусство «дегенеративным». Считается, что коллекционера привлекала не только художественная, но и историческая ценность картин. От экспрессионизма барон Тиссен-Борнемиса перешел к предшествующим явлениям в истории искусства — импрессионизму и постимпрессионизму, а затем переключился на творчество Жоржа Брака, Фернана Леже, Пабло Пикассо и мастеров русского авангарда.

Андре Дерен. «Мост Ватерлоо». 1906.  Фото: Музей Тиссен-Борнемиса
Андре Дерен. «Мост Ватерлоо». 1906.
Фото: Музей Тиссен-Борнемиса

Характеризуя многогранность собирательства Ханса Тиссена-Борнемисы, куратор его коллекции Симон де Пюри, известный аукционист, отмечал, что «его вкусы были очень эклектичными, он мог сегодня приобрести работу Джексона Поллока, завтра — средневековую резьбу по слоновой кости, а на следующий день — картину старого мастера».

Еще один важный раздел коллекции Тиссена-Борнемисы — живопись США XIX–XX веков, долгое время практически неизвестная европейской публике и не представленная в местных музеях. Барон начал приобретать работы американских художников, когда они еще не вызывали особого ажиотажа на арт-рынке даже в родной стране, хотя сейчас число их коллекционеров значительно выросло.

Сам барон Ханс Тиссен-Борнемиса на вопрос, что ему дает коллекционирование, отвечал так: «Моя страсть к искусству часто помогала мне пережить трудные времена в личной жизни и бизнесе. Это нечто более важное и ставит все остальное в правильную перспективу».

Эдвард Хоппер. «Комната в отеле». 1931. Фото: Музей Тиссен-Борнемиса
Эдвард Хоппер. «Комната в отеле». 1931.
Фото: Музей Тиссен-Борнемиса

Пятая жена

Когда барон Ханс Тиссен-Борнемиса скончался в 2002 году, многие газеты по всему миру опубликовали некрологи, в которых отмечали, что он коллекционировал красивых женщин так же, как произведения искусства и недвижимость (кроме виллы «Фаворита» он был обладателем шале в Санкт-Морице, виллы на Ямайке, домов в Париже, Лондоне и Нью-Йорке). Можно предположить, что увлечение женщинами в конечном счете обошлось барону дороже, чем страсть к искусству, ведь, как он сам говорил, «в отличие от женщин, картины не умеют отвечать». Он женился пять раз, разводился четыре, и каждое из этих событий становилось поводом для обсуждения в желтой прессе. Его женами были немецкая принцесса Тереза Липпе, модели англичанка Нина Дайер и шотландка Фиона Кэмпбелл-Уокер, а также богатая наследница из Бразилии Лилиан Дениз Шорто.

Наиболее известна последняя, пятая жена барона — красавица Мария дель Кармен Росарио Сервера, завоевавшая в 1961 году титул «Мисс Испания». Они поженились в 1985-м, и примерно в то же время Кармен Тиссен-Борнемиса начала создавать собственную коллекцию искусства. Кроме того, именно ей суждено было сыграть решающую роль в судьбе собрания.

Ив Кляйн. «Умирающий раб Микеланджело». 1962. Фото: Музей Тиссен-Борнемиса
Ив Кляйн. «Умирающий раб Микеланджело». 1962.
Фото: Музей Тиссен-Борнемиса

Еще в 1980-х годах барон обеспокоился статусом своей коллекции и обратился к швейцарским властям с просьбой расширить галерею на вилле «Фаворита». Этот проект не получил финансовой поддержки, что заставило его задуматься о переносе выставочного пространства и коллекции искусства в другое место, за границу. Принц Чарльз и миссис Тэтчер прилетали в Швейцарию, чтобы предложить кандидатуру Великобритании; президент Франсуа Миттеран лоббировал интересы Франции; Фонд Гетти предлагал миллионы долларов США; а швейцарское правительство пыталось воспрепятствовать вывозу картин. Однако решающим оказалось мнение жены, поэтому в конце концов Ханс Тиссен-Борнемиса перевез свое собрание в Испанию.

Музей барона открылся в 1992 году в Мадриде, во дворце Вильяэрмоса. Позже здесь разместилась, пока на условиях временной аренды, еще и личная коллекция его вдовы, Кармен Тиссен-Борнемисы, которая включает работы Эдгара Дега, Анри Матисса, Клода Моне, Пабло Пикассо, Огюста Ренуара, Огюста Родена и Альфреда Сислея.

Винсент ван Гог. «Вид на Вессно близ Овера». 1890. Фото: Музей Тиссен-Борнемиса
Винсент ван Гог. «Вид на Вессно близ Овера». 1890.
Фото: Музей Тиссен-Борнемиса

Дворец Вильяэрмоса

Один из самых впечатляющих с архитектурной точки зрения дворцов Мадрида был построен в начале XIX века в неоклассическом стиле. Это родовое гнездо знатного испанского аристократического семейства, герцогов Вильяэрмоса, чей род восходит к Альфонсо Арагонскому. Здание на углу Пасео-дель-Прадо и Каррера-Сан-Херонимо располагается в непосредственной близости от королевского дворца, театра и Музея Прадо. Музей Тиссен-Борнемиса во дворце Вильяэрмоса, Прадо и Центр искусства королевы Софии сейчас образуют золотой треугольник музеев Мадрида.

Семья Вильяэрмоса продолжала жить во дворце в первой половине ХХ века, затем в здании размещалась штаб-квартира одного из банков, после банкротства которого оно было передано в управление Государственного фонда культурного наследия (Patrimonio del Estado). В течение нескольких лет Прадо использовал дворец для проведения временных выставок, и наконец в 1989 году его выделили для размещения будущего музея барона Тиссена-Борнемисы. Интерьеры были полностью реконструированы так, чтобы сохранить дух дворцовой архитектуры, но в то же время сделать помещения пригодными для обширной коллекции живописи.

Рой Лихтенштейн. «Девушка в ванной». 1963.  Фото: Музей Тиссен-Борнемиса
Рой Лихтенштейн. «Девушка в ванной». 1963.
Фото: Музей Тиссен-Борнемиса

Правительство Испании выступило с инициативой сначала принять коллекцию барона на условиях долгосрочной аренды, заплатив за нее $50 млн, а в 1993 году выкупило собрание целиком за $338 млн. Разумеется, эта сумма в разы меньше, чем семья могла бы выручить при распродаже собрания на крупных мировых аукционах, но для Ханса Тиссена-Борнемисы решающим фактором стало то, что коллекция останется единой и будет доступна для публики. 

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+