18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Еврейский авангард: от местечкового — к универсальному

Натан Альтман. «Россия. Труд». 1920-1921. Фрагмент. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Натан Альтман. «Россия. Труд». 1920-1921. Фрагмент.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

В центре выставки, посвященной эволюции «нового еврейского искусства» 1910–1930-х годов, — Натан Альтман, Марк Шагал и Давид Штеренберг. У трех художников очень разные траектории, и тем интереснее их проследить

Более 150 работ из частных и государственных собраний, центральных и региональных музеев — от Москвы до Нижнего Тагила — собрали на площадке Еврейского музея с одной главной целью. Сокуратор выставки Мария Гадас формулирует ее так: «Мы показываем, как еврейское искусство влилось в язык авангарда, как язык национальный стал языком универсальным».

Эль Лисицкий. «Титульный лист папки "Фигурины" (Figurinen-mappe)». 1923. Оформление электромеханического шоу на тему оперы «Победа над солнцем». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Эль Лисицкий. «Титульный лист папки "Фигурины" (Figurinen-mappe)». 1923. Оформление электромеханического шоу на тему оперы «Победа над солнцем».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В фокусе кураторов выставки, созданной при поддержке Банка ВТБ, деятельность Культур-лиги (1918–1924) — еврейской просветительской организации, проделавшей путь из Киева в Москву, Ригу, Варшаву и другие города, вплоть до Берлина, Парижа и Нью-Йорка. С тех пор как в 2003 году искусствовед Григорий (Гиллель) Казовский опубликовал исследование «Художники Культур-Лиги», интерес к этой институции не иссякает.

Роберт Фальк. «Автопортрет в белой рубашке». 1922. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Роберт Фальк. «Автопортрет в белой рубашке». 1922.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Культур-лига объединяла еврейских художников, писателей, режиссеров и издателей, стремившихся сообща развивать культуру на языке идиш. В начале ­1920-х важнейшим центром еврейского искусства стала Москва. В 1922-м Культур-лига провела здесь выставку Натана Альтмана, Марка Шагала и Давида Штеренберга. Сохранился ее каталог, в котором перечислено 55 работ. Нынешняя экспозиция в Еврейском музее гораздо представительнее и являет собой как трибьют Культур-лиге и трем замечательным художникам, так и попытку проследить удивительную трансформацию живописного языка — от традиционной стилистики и провинциальных образов к символике авангарда. «Новое еврейское искусство» тогда рассматривалось (словами пресс-релиза) как «синтез национальной художественной традиции и открытий интернационального модернизма».

Давид Штеренберг. «Натюрморт с синей вазой». 1920. Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Давид Штеренберг. «Натюрморт с синей вазой». 1920.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

«Это выставка о происхождении еврейского авангарда, откуда он возник, — говорит Мария Гадас. — Начнем мы с еврейского народного искусства и далее посмотрим на него в контексте модернизма — так же, как мы смотрим на примитивное искусство в связи с появлением кубизма. Авангардный язык не подразумевал отказ от традиций. Это была трансформация, попытка переосмысления, на чем мы делаем большой акцент».

Кем же на момент выставки 1922 года были ее участники и что ждало их впереди?

Марк Шагал. «Человек с опрокинутой». 1918. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Марк Шагал. «Человек с опрокинутой». 1918.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

35-летний Марк Шагал (1887–1985) преподавал в колонии для беспризорных в подмосковной Малаховке и работал в Еврейском камерном театре сценографом. Вскоре после выставки он навсегда уехал из России — его ждала невероятная международная слава. 33-летний Натан Альтман (1889–1970) также занимался сценографией, а еще оформлял Петроград к годовщинам революции и делал агитационный фарфор. В 1928 году, после гастролей Московского государственного еврейского театра (ГОСЕТ), задержался в Париже на семь лет. Вернувшись в 1935-м, попал в эпицентр сталинского террора, отошел от живописи и зарабатывал на жизнь дизайном марок и книжной иллюстрацией.

Натан Альтман. «Портрет Сильвии Гринберг». 1923. Фото: Собрание семьи Палеевых
Натан Альтман. «Портрет Сильвии Гринберг». 1923.
Фото: Собрание семьи Палеевых

41-летний Давид Штеренберг (1881–1948) сразу после революции пару лет заведовал отделом ИЗО Наркомпроса, а в 1920-м начал преподавать во ВХУТЕМАСе, вырастив плеяду прекрасных художников, среди которых Юрий Пименов и Александр Дейнека. В 1930-х Штеренберг эволюционировал в сторону реализма, был соучредителем Общества станковистов. Из трех мастеров, имена которых вынесены в название выставки, пожалуй, только несоветский Шагал оставался верен еврейским корням до конца.  

Еврейский музей и центр толерантности
«Еврейский авангард 1910–1930 гг. Шагал, Альтман, Штеренберг»
5 марта — 9 июня

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Третьяковка заново открывает Николая Ульянова
На протяжении жизни художник пробовал себя в самых разных жанрах и везде создавал выдающиеся произведения. Широкому зрителю запомнилась поздняя стадия его творчества — историческая живопись. Новая выставка показывает Ульянова во всем его многообразии
19.03.2024
Третьяковка заново открывает Николая Ульянова
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+