18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха

Алексей Белых. «Вечер на Волге». 1958—1968. Фото: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Алексей Белых. «Вечер на Волге». 1958—1968.
Фото: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет

Экспозиция состоит из четырех тематических разделов: «Пейзаж», «Портрет», «Труд», «Отдых». Содержание — советская живопись, из которой по возможности изгнана идеологическая составляющая. Пейзажи максимально нейтральны (с ними проще всего). Даже некоторые портреты подчеркнуто вне времени: «Женский портрет. В саду» Алексея Исупова написан в 1940-м, а дама на нем почти дореволюционная. И лишь жанровые полотна с неизбежностью несут на себе отпечаток времени, излучая неизменный оптимизм. Из 27 музеев страны кураторы отобрали более сотни работ советских мастеров. Среди них и те, кого прославил авангард, эпоха которого закончилась в начале 1930-х: есть здесь и Юрий Пименов, и Василий Рождественский, и Роберт Фальк. Для одних «традиции импрессионизма» стали стадией внутренней творческой эволюции, для других — убежищем.

Аркадий Рылов. «Пейзаж с рекой». 1922.  Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ—ХХI веков
Глеб Савинов. «В пути». 1978.  Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ—ХХI веков
Юрий Пенушкин. «Русская весна». 1983. Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ—ХХI веков
Владимир Кутилин. «Полдень». 1963.  Фото: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Аркадий Рылов. «Пейзаж с рекой». 1922.
Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ—ХХI веков
Глеб Савинов. «В пути». 1978.
Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ—ХХI веков
Юрий Пенушкин. «Русская весна». 1983.
Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ—ХХI веков
Владимир Кутилин. «Полдень». 1963.
Фото: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Словами директора Музея искусства Санкт-Петербурга Марины Джигарханян, многие авторы «ставили себе и разрешали собственные творческие задачи, переводя общественные идеалы в энергию индивидуальных художественных возможностей и интересов, в язык живописной поэтики. Импрессионизм, система его приемов стали для многих советских мастеров своеобразным источником вдохновения, могучим импульсом для внутреннего раскрепощения, для выражения личностных живописных ощущений и эмоциональных настроений». Свет и воздух импрессионизма — не худшее место для побега, особенно если художник умеет с ними работать. Все участники выставки этим умением, безусловно, обладают.

Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков (подразделение ЦВЗ «Манеж»)
«Свет и воздух. Традиции импрессионизма в советской живописи»
До 10 марта

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+