18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Уоддесдонcкий слон снова машет хоботом, но пока не под музыку

Эта игрушка способна заворожить даже искушенных ценителей искусства. Фото: Waddesdon Image Library
Эта игрушка способна заворожить даже искушенных ценителей искусства.
Фото: Waddesdon Image Library
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Старинной 200-килограммовой механической диковине, которая на своем веку повидала и дворцы, и ярмарочные балаганы, в очередной раз вернули прежнее великолепие. Вместе с ним вернулся и почти детский восторг, который когда-то охватывал буквально любого зрителя

К моменту первой встречи часовщика Джонатана Беттса с Уоддесдонcким слоном редкая игрушка уже полвека как не вращала глазами, не хлопала ушами и не размахивала большим золотым хоботом. А недавно Беттс уже в третий раз разобрал ее на тысячи деталей — и, что важнее, собрал их обратно. Миниатюрные фигурки снова идут по крошечным мостикам. Крокодилы соседствуют с грифонами, русалками и жуками. Усыпанная бриллиантами лилия раскрывает и закрывает лепестки. Змеи извиваются среди вращающихся звезд. Султан в золотом паланкине медленно поворачивается из стороны в сторону, осматривая свои владения. И все это под нелепое треньканье музыкальной шкатулки. После проведенного Беттсом ремонта механическое чудо экспонировалось на короткой рождественской выставке здесь же, в поместье Уоддесдон.

Особняк, построенный в 1883 году на склоне Бакингемширского холма в стиле замков Луары по заказу барона Фердинанда Ротшильда, входит в число самых эффектных объектов Национального фонда, а его убранство включает в себя шедевры живописи, мебельного, серебряного, фарфорового и текстильного производств, многие из которых создавались для королевских династий Европы. В этом ряду слон стоит особняком. Если в Уоддесдоне что-то выглядит золотым, то оно, как правило, и сделано из настоящего золота, но слон — всего лишь позолоченная игрушка, вместо бриллиантов украшенная имитацией из стекла. Как и в случае со многими другими сокровищами барона, не сохранилось никаких документов, позволяющих установить, где и когда слон был куплен и во сколько обошелся. Мастер Джонатан Беттс и куратор Уоддесдона Миа Джексон полагают, что барон, вероятно, увидел слона в Париже и попал под его очарование — как, впрочем, и многие другие.

К моменту первой встречи часовщика Джонатана Беттса с Уоддесдонcким слоном редкая игрушка уже полвека как не вращала глазами, не хлопала ушами и не размахивала большим золотым хоботом. Фото: Merriman Photography/Waddesdon Image Library
К моменту первой встречи часовщика Джонатана Беттса с Уоддесдонcким слоном редкая игрушка уже полвека как не вращала глазами, не хлопала ушами и не размахивала большим золотым хоботом.
Фото: Merriman Photography/Waddesdon Image Library

Например, персидский правитель Насир ад-Дин-шах Каджар увидел слона, посетив Уоддесдон в качестве гостя в 1889 году. Он оставил в путевом дневнике запись, в которой отметил, что слон превосходит все «эмали, оружие и посуду Палисси» в доме (заодно упомянув, что еда в Уоддесдоне «отвратительна»). Фердинанд Ротшильд не согласился ни подарить, ни продать ему свою новую игрушку, поэтому шаху пришлось прочесать Европу в поисках такой же. В конце концов он нашел чуть менее роскошного слона и привез его во дворец в Тегеран. В 1920-е годы эту механическую игрушку вывезли из Ирана. В 2002-м ее продали на торгах Bonham’s за £250 тыс., а в последний раз она появлялась на Sotheby’s, где цена на нее достигла уже за £1,4 млн.

Что касается Уоддесдонского слона, то, впервые увидев его, Беттс пришел в ничуть не меньший восторг, чем шах столетием ранее, и взял на себя большую ответственность — следить за тем, чтобы слон продолжал двигаться.

На самом деле он гораздо менее экзотичен и в то же время намного старше, чем может показаться. Его история начинается в 1772 году в лондонском районе Кларкенуэлл — в ту пору ведущем центре часового дела. Там же, в мастерской Питера Торклера, был создан и слон персидского шаха. Однако на хоботе Уоддесдонcкого слона фальшивыми бриллиантами выложена фамилия конкурента Торклера Юбера Мартине. Вероятно, этот слон создавался с расчетом на состоятельного клиента, но так и не нашел своего покупателя. Вместо этого слона долгие годы возили по всей Европе, демонстрируя на ярмарках и передвижных выставках диковин; на нем и сегодня заметны следы кричащих балаганных красок, добавленных в то время.

Слона долгие годы возили по всей Европе, демонстрируя на ярмарках и передвижных выставках диковин. Фото: Waddesdon Image Library
Слона долгие годы возили по всей Европе, демонстрируя на ярмарках и передвижных выставках диковин.
Фото: Waddesdon Image Library

О раннем периоде пребывания слона в Уоддесдоне известно лишь то, что к 1889 году он уже стоял здесь на специально изготовленном постаменте. В 1920-е годы слона отправили на ремонт, и это, вероятно, был единственный раз, когда он покинул стены особняка. В период Второй мировой войны игрушку время от времени заводили, чтобы ободрить эвакуированных детей. Не исключено, что после того — до первой встречи с Беттсом в начале 1990-х — ее больше ни разу не запускали. Разобрав, почистив и заменив стершие­ся георгианские винтики («как правило, очень низкого качества» — презрительно роняет мастер), Беттс поправил провисшие цепные передачи и нанес на сотни точек смазки крошечные капли дорогостоящего масла.

С тех пор два позолоченных ключа, один из которых запускает движение фигурок, а другой — музыкальную шкатулку, поворачивают почти каждый месяц, возвращая слона к жизни.

Вместо оригинальной мелодии механизм играет пять простецких народных мотивов. В какой-то момент музыкальная шкатулка износилась и перестала играть; иглы на барабане спилили и заменили другими. В этот раз Беттс надеялся узнать, какой была изначальная мелодия и, быть может, даже реконструировать ее по следам оригинальных игл, но получить достаточно четкие изображения, увы, не удалось.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+