18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В музее «Новый Иерусалим» вывели формулу Руси

Наталья Гончарова. «Ты детей благослови жить в совете и любви». Разворот из издания «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина. 1921. Фрагмент. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Наталья Гончарова. «Ты детей благослови жить в совете и любви». Разворот из издания «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина. 1921. Фрагмент.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Самый активный музей Подмосковья придумал затейливую выставку с загадочным названием «Формула Руси 17/20». Она посвящена национальному стилю, который сформировали художники Серебряного века, вдохновляясь допетровской эпохой

В выставке участвует 240 работ из 19 музеев, в их числе — шедевры Наталии Гончаровой, Михаила Нестерова, Алексея Рябушкина, Дмитрия Стеллецкого. Куратором выступил искусствовед Василий Успенский из Эрмитажа, который прославился такими сложносоставными проектами, как «Линия Рафаэля» в родном музее. В недавней популярной выставке про русский панк он придумал остроумный исторический раздел, где в числе предтеч панка рассматривался, например, Лев Толстой. Нынешняя выставка также содержит игровую приманку и даже вызов, предлагая вывести некую «формулу» допетровской Руси, опираясь не столько на исторические факты, сколько на абстрактные понятия и ассоциации, которые у нас связаны с этой эпохой. И связаны во многом благодаря тому, что художники начала XX века, как алхимики, выделили и подчеркнули их в своих произведениях, сделав более отчетливыми и видимыми.

Выставка «Формула Руси 17/20. Образ допетровской России в искусстве Серебряного века». Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Выставка «Формула Руси 17/20. Образ допетровской России в искусстве Серебряного века».
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»

Однако прежде чем добраться до основного зала выставки, где представлены четыре главных компонента «формулы» — а это дерево, серебро, золото и огонь, — зрителю предстоит пройти настоящий квест. Часть экспонатов размещены в постоянной экспозиции музея (это то, что на арт-жаргоне зовется «интервенциями»), а часть — в специально оформленных отдельных пространствах. Архитектор Фатали Талыбов выбрал основным мотивом оформления сводчатые потолки-паруса, характерные для древнерусских палат, а дизайнеры из ABCdesign разработали красивый шрифт, намекающий на буквицы летописей, и специальные значки, позволяющие сориентироваться, к какой «стихии» относится тот или иной шедевр.

Выставка «Формула Руси 17/20. Образ допетровской России в искусстве Серебряного века». Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Выставка «Формула Руси 17/20. Образ допетровской России в искусстве Серебряного века».
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»

«Для „Нового Иерусалима“ это первый подобный опыт, когда временная выставка вступает в диалог с собственной коллекцией музея, — говорит директор музея Анна Антипенко. — Наше собрание началось и строилось с фундамента, в основе которого знаковые предметы XVII столетия». Напомним, что в музее хранятся многие раритеты из Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, основанного патриархом Никоном в 1656 году.

Во вводном зале зрителей погружают в контекст — рассказывают, как после Петра, повернувшегося к Европе, российские правители и художники осмысляли свое историческое наследие. Тут представлены и модель памятника Минину и Пожарскому, и листы из альбома художника и идеолога неовизантинизма Федора Солнцева «Древности Российского государства» (издан под личным контролем императора Николая I, стал источником тем для многих художников), и фотографии легендарного костюмированного бала 1903 года, где члены императорской семьи нарядились в роскошные кафтаны, сарафаны и кокошники, и буденовка, своей островерхостью напоминающая о шеломах древнерусских воинов.

Выставка «Формула Руси 17/20. Образ допетровской России в искусстве Серебряного века». Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Выставка «Формула Руси 17/20. Образ допетровской России в искусстве Серебряного века».
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»

После этой насыщенной фактами преамбулы вы попадаете в постоянную экспозицию музея, связанную с историей Нового Иерусалима и жизнью патриарха Никона, — тут оригинальные парсуны перекликаются с работами Дмитрия Стеллецкого, который ими вдохновлялся. По мнению Василия Успенского, Стеллецкий — недооцененный мастер, не уступающий Ивану Билибину или Николаю Рериху. Стеллецкий был одним из тех, кто в начале XX века стремился создать новый русский стиль, путешествовал по Русскому Северу, участвовал в проектах церквей Алексея Щусева (в частности, на Куликовом поле), работал в Талашкине. Уже в эмиграции расписал храм Троице-Сергиева подворья в Париже. На выставке много его работ: и живопись, и графика, как, например, иллюстрации 1910 года к «Слову о полку Игореве». Он мог бы стать главным героем выставки, если бы не присутствие работ Наталии Гончаровой, своей мощью затмевающих произведения даже самых выдающихся ее современников. Ее триптих «Богоматерь (с орнаментом)» 1911 года помещен в зале с иконами XVII века и действует как художественный усилитель их нарядного узорчатого стиля. «Архиерей» оттеняет и подчеркивает благородство церковного шитья, а триптих «Спас» в главном зале выставки отвечает за «золото». (Все перечисленные работы — из собрания Третьяковки.)

Выставка «Формула Руси 17/20. Образ допетровской России в искусстве Серебряного века». Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Выставка «Формула Руси 17/20. Образ допетровской России в искусстве Серебряного века».
Фото: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»

Особая кладовая была открыта в музее в 2019 году и, в числе других залов постоянной экспозиции, сделанных по последнему музейному слову, заслуживает самого пристального внимания. Там, например, хранится расшитый золотом саккос — церковное облачение конца XVII века. Его (как и некоторые другие редкости из кладовой) можно видеть в сцене венчания на царство в фильме «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна. Режиссеру не хватало реквизита, и по указанию сверху сотрудники музея выдали на съемки некоторые драгоценные подлинники. Этому эпизоду посвящен еще один зал выставки, где крутят и сам фильм, в котором был создан весьма убедительный образ допетровской Руси.

Не обошлось и без театра. Эскизы костюмов к историческим постановкам начала XX века составляют отдельный зал. Тут выделяются рисунки царевен Александры Щекатихиной-Потоцкой, бояре-царедворцы Левкия Жевержеева, Стенька Разин, тоже похожий на боярина в интерпретации Константина Вялова, прославившегося в советское время больше портретами милиционеров. Надо отдать должное организаторам выставки, что они не поленились прошерстить собрания разных российских музеев и представить не только хрестоматийные, но и не самые известные работы и имена, — сюрпризы тут ждут и знатоков.

Иван Билибин. Эскиз декорации к опере «Садко» Н.А. Римского-Корсакова. (Народный дом Николая II). 1914. Фото: Санкт-Петербургский  государственный музей театрального и музыкального искусства
Иван Билибин. Эскиз декорации к опере «Садко» Н.А. Римского-Корсакова. (Народный дом Николая II). 1914.
Фото: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Впрочем, основной замысел выставки — игра в ассоциации — рассчитан на самый широкий и демократический вкус и, как замечает Василий Успенский, не носит академического характера. «Мы следовали в этой выставке не столько сюжетам, сколько самой визуальности, — рассказал нашему изданию куратор. — Сейчас, в общем, время разделения, каким было и начало XX века. Тогда в XVII веке нашлось то, что как-то примиряло правых и левых, консерваторов и революционеров. В той эпохе было что-то важное и объединяющее, то, что называется „душа народа“. Это актуально и сегодня — нам стоит обратить внимание на XVII век, когда закладывались основы национальной идентичности».

Что же нам предлагают в последнем, и главном, зале выставки? Тут работы разных художников сосредоточены по четырем основным категориям, имеющим, в свою очередь, ряд расшифровок — «тегов». Например, «Дерево» (и связанные с ним природа, тьма, избы, корни, смута, юродство). Здесь сосредоточены «почвенные», землистые картины Рериха, картины Ивана Горюшкина-Сорокопудова, впечатляющая «Смута» Сергея Иванова, «Юродивый» Клавдия Лебедева.

Аполлинарий Васнецов. «Старорусский город».  1899. Фото: Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»
Аполлинарий Васнецов. «Старорусский город». 1899.
Фото: Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»

На светлой стороне «Серебра» (а значит, снега, мороза, сказки, севера и суровости) — боярышни Алексея Рябушкина, морозный «Старорусский город» Аполлинария Васнецова, виды Соловецкого монастыря Алексея Борисова. Но тот же Рябушкин, обожавший XVII век, и в разделе «Огонь». Где много красного, там найдутся и «Соперницы» позднего Нестерова, и даже Павел Филонов с удивительным для него розовым, как будто это барочный плафон с облаками, рисунком «Поклонение волхвов» 1914 года из коллекции Игоря Сановича. С «Золотом» понятно: это власть, свет, мистика и духовность — наше все византийское. Здесь доминируют Наталия Гончарова и Дмитрий Стеллецкий, лучше всех чувствовавшие монументальную красоту древних фресок и их магическую силу.

Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
«Формула Руси 17/20. Образ допетровской России в искусстве Серебряного века»
До 16 июня

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Третьяковка заново открывает Николая Ульянова
На протяжении жизни художник пробовал себя в самых разных жанрах и везде создавал выдающиеся произведения. Широкому зрителю запомнилась поздняя стадия его творчества — историческая живопись. Новая выставка показывает Ульянова во всем его многообразии
19.03.2024
Третьяковка заново открывает Николая Ульянова
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+