18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Путь галериста: от академистов до арт-резиденции для актуальных художников

Юрий Калюта. «Женский портрет». 2008. Фото: SOLART Gallery
Юрий Калюта. «Женский портрет». 2008.
Фото: SOLART Gallery

SOLART Gallery открывает выставку «Сохраненное/saved»: вещи, которые попадали в галерею, но не выставлялись на продажу, стали концептуальным высказыванием галериста и куратора Эдуарда Эмдина

Санкт-петербургский галерист и куратор Эдуард Эмдин представил в своей галерее SOLART Gallery выставку «Сохраненное/saved». В течение февраля на ней можно увидеть произведения искусства из коллекции галереи, которые никогда не выставлялись на продажу.

Еще в студенческие годы, уже занимаясь SOLART Gallery, Эдуард Эмдин побывал в мастерской Владимира Бородина, последователя Николая Фешина. Владимир Бородин своим творческим методом, который можно описать как романтический реализм, произвел на галериста и куратора сильное впечатление, их сотрудничество продолжалось до самой кончины художника в 2021 году.

Картина «Мастер-класс», включенная в «Сохраненное/saved», — и память об этой дружбе, и своеобразная точка отсчета, камертон, который сам Эдуард Эмдин определяет так: «Качество исполнения, уникальный посыл, энергия и академическое образование», — последнее убеждение, впрочем, несколько сузило круг его поисков.

Еще одно свидетельство интереса Эдуарда Эмдина к академической традиции в искусстве — присутствие в составе экспозиции работы действительного академика Российской академии художеств, профессора кафедры живописи и композиции Санкт-Петербургской академии художеств им. И.Е.Репина Юрия Калюты. Женский ростовой портрет в исполнении признанного живописца выглядит сгустком яркой и чистой энергии, исходящей от модели в национальном костюме, написанной в мастерской художника.

Андрей Малков. «Похищение Европы». 2002. Фото: SOLART Gallery
Андрей Малков. «Похищение Европы». 2002.
Фото: SOLART Gallery

Небольшого формата рисунок великого советского и российского театрального художника Давида Боровского «Скотовод», явно сделанный с натуры на рынке в Туркменистане, впечатляет матиссовскими (марокканский триптих) оттенками бирюзового и синего и опять же энергетикой образа.

Центральной работой «Сохраненное/saved» можно назвать большое полотно американского художника российского происхождения Эдварда Беккермана «Хорошо иметь крылья», исполненное в стиле абстрактного экспрессионизма. С Эдвардом Беккерманом у галериста особые отношения: он участвовал в подготовке выставки художника в Государственном Русском музее. Проект «Рай» принес ему, помимо всего прочего, уникальный опыт взаимодействия с главой отдела новейших течений ГРМ Александром Боровским. Эдвард Беккерман хорошо известен в России, он из числа художников, популярных у коллекционеров.

«Сейчас принято спрашивать о концепции и заложенной в экспозицию кураторской мысли, и я полностью согласен, что куратор должен постоянно придумывать новые концепции, и это должны быть яркие высказывания, которые произведут некий резонанс, возможно, поменяют оптику зрителя, — комментирует Эдуард Эмдин. — Но галерист, и я в том числе, всю карьеру разрабатывает одну концепцию, которая, что очень важно, должна включать в себя и практическую бизнес-модель, иначе галерея не выживет. Поэтому я работаю с художниками, которых можно в том числе назвать коммерческими. Это достоинство, которое не мешает им быть большими художниками».

Дмитрий Поляруш. «Дебют». 2009. Фото: SOLART Gallery
Дмитрий Поляруш. «Дебют». 2009.
Фото: SOLART Gallery

Эдуард Эмдин остается верен «своим» художникам, продолжает сотрудничать с теми, с кем когда-то начинал и открывал. Многие из них представлены на выставке «Сохраненное/saved». В их числе — Андрей Малков и Дмитрий Поляруш. Например, картина последнего «Дебют» изображает начинающего хоккейного вратаря, в напряженной позе пытающегося закрыть собой ворота. Это пример хорошей, мастерски исполненной коммерческой работы с ярко выраженной энергетикой, которую так ценит Эдуард Эмдин.

На общем фоне выделяется работа одного из самых харизматичных лидеров ленинградского андерграунда Бориса (Боба) Кошелохова (1942–2021).

«Я выбрал для выставки эту вещь, потому что искусство Кошелохова — это то, что называется предельный экспрессионизм, и это бесконечное движение. Данная работа, как мне представляется, больше про быстроту мысли, и она в некотором роде символизирует новый опыт, связанный с моим участием в проекте отеля Winwood в Петербурге», — говорит галерист.

Winwood — отель и арт-пространство, и даже арт-резиденция. Художники, которые сотрудничают с проектом, отличаются от тех, с кем Эдуард Эмдин работал прежде. Достаточно назвать Сашу Фролову, признанную на международной арт-сцене, «альтернативную мисс мира» и «принцессу кибер-барокко», или художника-каллиграфа Покраса Лампаса. Эти художники не имеют академического образования, учились дизайну и рекламе. Эдуарда Эмдина эти обстоятельства не смущают: «Я организую процесс в более глобальном смысле, использую свой опыт и знания, в том числе и полученные в техническом вузе. Ищу новые тренды и имена, привлекаю сторонних кураторов, организую выставочное пространство, налаживаю пиар. Считаю, что организация резиденции для художников — это другой уровень кураторства, и это опыт, который я собираюсь использовать в новых проектах».

Борис Кошелохов. «Без названия». Фото: SOLART Gallery
Борис Кошелохов. «Без названия».
Фото: SOLART Gallery

Эдуард Эмдин пришел в мир искусства со студенческой скамьи. В Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете (знаменитая «Корабелка»), где учился в начале 1990-х будущий галерист и куратор, атмосфера располагала к саморазвитию и творчеству.

«Сейчас многие технические вузы по всему миру, в частности и в России, развивают направление art&sience. Делается это для того, чтобы развивать творческие способности и парадоксальное мышление у „технарей“. Профессор физики Райгородский читал нам факультативно лекции по истории искусств. Не стану утверждать, что мы были пионерами art&sience, но точно могу сказать, что наши горизонты в процессе погружения в историю искусств сильно расширились», — комментирует Эдуард Эмдин. В результате дипломную работу, посвященную созданию математической модели процесса образования турбулентности при обтекании тела жидкостью под малыми углами, он писал, уже занимаясь галереей, которую открыл в здании училища Штиглица (в то время Высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной).

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+