18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Непонятый художник-архитектор Пауль Гёш, пациент и визионер

Пауль Гёш. Визионерский дизайн арки. Около 1920–1921. Фото: Clark Art Institute
Пауль Гёш. Визионерский дизайн арки. Около 1920–1921.
Фото: Clark Art Institute
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Из сегодняшнего дня этот приверженец «бумажной архитектуры» выглядит протопостмодернистом. Впрочем, нацисты и не пытались разбираться в оттенках: Гёш был уничтожен просто как «враг рейха», еще и «недостойный жизни» по медицинским показаниям

Архитектор Пауль Гёш (1885–1940) был эксцентричным членом движения, мечтавшего построить новое общество на руинах Первой мировой войны. Гёш привнес своеобразную эклектику в деятельность «Стеклянной цепи» — берлинского кружка единомышленников во главе с Бруно Таутом, где в начале 1920-х годов разрабатывались так и не воплощенные идеи визионерского дизайна.

У Гёша была диагностирована шизофрения, и после 1921 года он провел больше времени в лечебницах, нежели на свободе. А в 1940-м оказался одним из 300 тыс. человек, убитых нацистами по «Программе Т-4», направленной на уничтожение психически больных и инвалидов. Программа предполагала, что любой пациент, находившийся в лечебном учреждении более пяти лет, мог быть подвергнут эвтаназии.

Выставка 2023 года в Институте искусств Стерлинга и Франсин Кларк в американском штате Массачусетс стала первой экспозицией, представляющей творчество этого автора за пределами Германии, а сопутствующая ей книга «Порталы: визионерская архитектура Пауля Гёша» — первой о нем на английском языке.

Robert Wiesenberger, Raphael Koenig. Portals: The Visionary Architecture of Paul Goesch. Clark Art Institute. 104 с.: 46 цв. ил. $25/£20. На английском языке
Robert Wiesenberger, Raphael Koenig. Portals: The Visionary Architecture of Paul Goesch. Clark Art Institute. 104 с.: 46 цв. ил. $25/£20. На английском языке

Как утверждает куратор выставки Роберт Визенбергер, стилистический охват, присущий ее герою, расширяет наше представление о визионерском характере архитектуры 1920-х годов. Соавтор Визенбергера Рафаэль Кёниг исследует, как и почему трагическая биография Гёша затруднила оценку его деятельности и продлила безвестность на десятилетия. Вне Германии о нем почти ничего не знают, так что эта книга для многих станет откровением.

После Первой мировой войны Бруно Таут призывал к «разрушению художественно бесполезных памятников» и созданию нового ордера — с переосмысленными материалами и кластерами конструкций, спроектированных вокруг сияющих башен. Герман Финстерлин, тоже участник «Стеклянной цепи», выступал за создание форм, которые он уподоблял волнам энергии. А вот Гёш предлагал почти видения, зачастую архитектурные фрагменты, представляющие собой разноцветные всплески смешанного стиля.

Пауль Гёш. Архитектурная композиция (Триумфальная арка) или визионерский дизайн ворот. Около 1920–1921. Фото: Clark Art Institute
Пауль Гёш. Архитектурная композиция (Триумфальная арка) или визионерский дизайн ворот. Около 1920–1921.
Фото: Clark Art Institute

Его акварели светятся теплой фовистской палитрой, напоминая как Анри Матисса, так и Пауля Клее. Он нередко украшал воображаемые колонны чем-то вроде исламских узоров и иногда венчал их цветами. У него постоянно встречаются украшения, ненавидимые многими из его коллег-современников, а также элементы чужих культур, образчиками которых пополнялись немецкие музеи с 1880-х годов. Визенбергер называет такие работы «протопостмодернистскими».

Рожденный в лютеранской семье, Пауль Гёш обратился в католицизм в 13 лет и тяготел к антропософии Рудольфа Штейнера. Иисус Христос — частый герой примерно 2 тыс. работ Гёша, которые удалось сохранить его семье. Канадский центр архитектуры в Монреале отправил на выставку 34 экспоната из своей коллекции. Гёш был чрезвычайно плодовит, но, скорее всего, многие из его произведений утрачены.

В 1910–1920-х годах психиатр Ханс Принцхорн изучал «искусство пациентов» и собирал их работы, однако Гёша он не учитывал в исследованиях, потому что тот был архитектором по образованию. В 1934 году врачи запретили Гёшу рисовать. Четыре года спустя его рисунки, изъятые из собрания Кунстхалле Мангейма, демонстрировались на передвижных выставках «дегенеративного искусства». Их квалифицировали как вредные вдвойне, поскольку это были работы пациента, «недостойного жизни», и одновременно политического врага Третьего рейха.

Пауль Гёш. Визионерский дизайн ворот. Около 1920–1921. Фото: Clark Art Institute
Пауль Гёш. Визионерский дизайн ворот. Около 1920–1921.
Фото: Clark Art Institute

Даже после победы над нацизмом работы Гёша оставались непонятыми. Рафаэль Кёниг утверждает, что художник был «патологизирован» специалистами, искавшими доказательства определенных психических проблем. «Присутствие имени Гёша в послевоенных психиатрических дискурсах было основано на процессе патологизации, который стирал важнейшие аспекты его работы и личности», — пишет Кёниг. Это означало, что Гёша по-прежнему не было в истории искусства, он все еще был «заперт в лечебнице».

По-настоящему он освободился от «смирительной рубашки» только на персональной выставке 1976 года в Берлинской галерее. В США четыре его работы были показаны на выставке «Экспрессионистские утопии. Рай, мегаполис, архитектурная фантазия» 1993–1994 годов в Художественном музее округа Лос-Анджелес. И хотя творчество Гёша известно все еще немногим, процесс реабилитации продолжается.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
4
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
5
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+