18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Виктор Васнецов и его «Апокалипсис»

Виктор Васнецов. «Всадники Апокалипсиса». 1887. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Фото: Государственный музей истории религии
Виктор Васнецов. «Всадники Апокалипсиса». 1887. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве.
Фото: Государственный музей истории религии
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

На выставке в Государственном музее истории религии собрано религиозное творчество Васнецова в разные периоды — а еще произведения последователей мастера неорусского стиля, от Михаила Нестерова до менее известных художников

Примерно раз в десятилетие музей, посвященный мировым религиям и архаическим верованиям, показывает публике едва ли не самое ценное из своего живописного собрания — большие, 5 м высотой, картины Виктора Васнецова, созданные художником в 1900–1906 годах для храма Георгия Победоносца в селе Гусь-Мальцовский Владимирской губернии (ныне — город Гусь-Хрустальный). Нынешний повод, 175-летие со дня рождения художника, позволил сделать более многосоставный проект.

Писатель и искусствовед Петр Гнедич, увидев васнецовское полотно «Страшный суд», говорил об ошеломляющем впечатлении: «Васнецов — изобразитель того великого смятения душ, что охватило мир…» На дворе стоял 1905 год. По словам Ольги Коробко, куратора выставки, ведущего научного сотрудника музея, «художник порвал с традицией академической исторической картины, украшавшей стены храмов, и создал свой монументально-символический стиль». В религиозном искусстве Васнецов по праву считается отцом неорусского стиля как части русского модерна.

Выставка «Виктор Васнецов и последователи» в Государственном музее истории религии. Фото: Государственный музей истории религии
Выставка «Виктор Васнецов и последователи» в Государственном музее истории религии.
Фото: Государственный музей истории религии

Выставка, включающая около 100 произведений, представляет разно­образное религиозное творчество Виктора Васнецова — от студенческого рисунка 1869 года «Искушение Христа» до резного креста-распятия (1926), последней работы художника. А еще произведения последователей — как творчески воспринявших созданное Васнецовым, так и буквально его копировавших.

Главными узлами проекта стали эскиз росписи «Всадники Апокалипсиса» для Владимирского собора в Киеве и те самые картины для Гусь-Мальцовского.

«Всадники» вызвали шок у комиссии, утверждавшей эскизы росписей: их содержание сочли непонятным для молящихся. Васнецову предложили другие сюжеты. Он их исполнил, но посетовал: «В старинных церквах Апокалипсис изображался, стало быть, нужно признать, что в старину люди были понятливее». В собрании петербургского музея находится эскиз, где в правом нижнем углу изображен римский император. Другой эскиз, с античной колоннадой, принадлежал Федору Шаляпину. Теперь он хранится в Российском национальном музее музыки в Москве.

Выставка «Виктор Васнецов и последователи» в Государственном музее истории религии. Фото: Государственный музей истории религии
Выставка «Виктор Васнецов и последователи» в Государственном музее истории религии.
Фото: Государственный музей истории религии

История работы Васнецова для Гуся требует отдельного рассказа. Юрий Нечаев-Мальцов, стекольный фабрикант и меценат, заказал художнику пять эскизов мозаик для Георгиевского храма: «О Тебе радуется, Благодатная», «Страшный суд», «Сошествие во ад», «Распятие» и «Евхаристия». В силу полноценности живописного исполнения эти эскизы часто называют картинами. После завершения работы Васнецов показал их на выставках в Петербурге и Москве. В мозаике в 1902 году был исполнен только сюжет «О Тебе радуется»: Нечаев-Мальцов увлекся идеей создания в Москве Музея изящных искусств, ныне Пушкинского, стал его основным донатором и к Георгиевскому храму охладел. Тем не менее в 1910 году все пять картин были доставлены в Гусь-Мальцовский.

После революции храм был закрыт, картины перевезли во Владимирский губернский музей, располагавшийся в Успенском соборе. Русский музей и Третьяковская галерея пытались их получить, но безуспешно. В 1935 году все произведения, кроме «Страшного суда», поступили в Центральный антирелигиозный музей в Москве, а после его закрытия — в ленинградский Музей истории религии и атеизма. Что касается «Страшного суда», то в 1944 году, когда в Успенском соборе во Владимире возобновились службы, картину вернули в Гусь-Хрустальный, где она экспонируется сейчас вместе с мозаикой в  храме, ставшем музеем хрусталя. На нынешней выставке четыре картины дополнены так называемым исполнительным эскизом «Страшного суда», по которому могла создаваться мозаика.

Выставка «Виктор Васнецов и последователи» в Государственном музее истории религии. Фото: Государственный музей истории религии
Выставка «Виктор Васнецов и последователи» в Государственном музее истории религии.
Фото: Государственный музей истории религии

Что касается последователей, то Михаил Нестеров, друг и соратник Виктора Васнецова, представлен живописными эскизами «Святой Александр Невский» и «Воскресение Христа» для мозаик Спаса на Крови, а также поздней, 1922 года иконой «Воскресение Христа». Другие последователи были рангом ниже. Если икона Алексея Вашурова «Святой Гавриил» стремится передать стиль Васнецова, то икона Ефима Суботина и работы других авторов копируют образ «Богоматерь с Младенцем» из Владимирского собора. Из массовой продукции показаны хромолитографии Ивана Ижакевича, а также литофания «Христос Вседержитель», опять же копирующая сюжет из киевского собора.

Создатели выставки не могли отказать себе в удовольствии завершить ее реконструкцией буденовки образца 1919 года. Оригинал зимнего суконного шлема для красноармейцев был создан по эскизам группы художников, в которую входил Виктор Васнецов. 

Государственный музей истории религии
«Виктор Васнецов и последователи»
До 17 марта

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
6
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+