18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Каспар Давид Фридрих: от забвения — к славе

Каспар Давид Фридрих. «Закат солнца» («Братья»). Фото: Государственный Эрмитаж
Каспар Давид Фридрих. «Закат солнца» («Братья»).
Фото: Государственный Эрмитаж
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

К 250-летию немецкого романтика готовят ряд проектов, в большинстве в Германии. Юбилей отметят и в России: в Эрмитаже покажут выставку, которая расскажет, кроме прочего, о дружбе художника с поэтом Василием Жуковским

Каспар Давид Фридрих умер в 1840 году в бедности, практически забытый современниками. Но сейчас, спустя почти 250 лет со дня рождения художника, его популярность достигает новых высот, а грядущий юбилей, судя по всему, выведет ее на небывалый уровень.

Германия подготовила в этом году три крупные выставки. Серию уже открыл гамбургский Кунстхалле, где с декабря можно увидеть посвященную германскому романтику экспозицию, исследующую его новаторское видение отношений между человеком и природой, в том числе в самой знаменитой работе «Странник над морем тумана» (около 1817). Выставка в берлинской Старой национальной галерее откроется 19 апреля, а в дрезденском Альбертинуме и гравюрном кабинете — в августе. Кроме того, экспозиции готовятся и в менее крупных городах, в том числе в Веймаре и на родине Фридриха, в Грайфсвальде на северо-востоке страны.

Каспар Давид Фридрих. «Странник над морем тумана». Около 1817. Фото: Wikimedia
Каспар Давид Фридрих. «Странник над морем тумана». Около 1817.
Фото: Wikimedia

Берлинская выставка «Каспар Давид Фридрих. Бесконечные ландшафты» расскажет о том, как его «заново открыли» в начале ХХ века, и о роли, которую в этом сыграла Национальная галерея. Подготовившая экспозицию специалист по творчеству Фридриха Бригит Фервибе объясняет, что при жизни художника Берлин играл в его карьере ключевую роль — даже более значительную, чем Дрезден, где он прожил четыре десятилетия.

Пейзажи Фридриха неоднократно экспонировались в Берлинской академии в период с 1810 по 1834 год. Ими восхищались поэт-романтик Клеменс Брентано, драматург Генрих фон Клейст, а самое главное — кронпринц и будущий король Фридрих Вильгельм IV, известный как «романтик на троне». В начале XIX века он убедил своего отца Фридриха Вильгельма III купить несколько важных работ художника, в числе которых были «Монах у моря» — широкая панорама морского побережья с крохотной темной фигурой в центре, смотрящей на пенные гребни волн, — и «Аббатство в дубовом лесу», изображающее готические руины в окружении надгробий и голых деревьев с извилистыми ветками. Благодаря этим приобретениям Берлин получил одно из самых значительных собраний Фридриха в мире.

Каспар Давид Фридрих. «Аббатство в дубовом лесу». Фото: Wikimedia/Google Arts & Culture
Каспар Давид Фридрих. «Аббатство в дубовом лесу».
Фото: Wikimedia/Google Arts & Culture

После Берлина художник покорил Россию. Сестра кронпринца Шарлотта (приняла православие с именем Александра Федоровна), которая тоже была страстной поклонницей Фридриха, получила титул императрицы, когда ее супруг Николай I взошел на престол в 1825 году. Она убедила мужа приобрести работы германского романтика, и теперь девять его картин находятся в собрании Государственного Эрмитажа. Таким образом, ныне в Санкт-Петербурге лучшая коллекция картин Фридриха за пределами Германии. Одна из них, «Исполиновы горы», представлена до 24 марта в центре «Эрмитаж-Урал» в Екатеринбурге — это выставка одного шедевра. Кроме того, в декабре в Северной столице откроют большую выставку «Каспар Давид Фридрих и Россия», которая расскажет, в частности, о дружбе художника с поэтом Василием Жуковским, который также обладал 9 картинами и 50 рисунками любимого мастера. К слову, до февраля 2022 года музеи Германии вели переговоры с Эрмитажем о музейной аренде ряда произведений, но теперь о реализации этой инициативы речь, конечно, не идет.

Каспар Давид Фридрих. «Утро в горах».  Фото: Государственный Эрмитаж
Каспар Давид Фридрих. «Утро в горах».
Фото: Государственный Эрмитаж

К началу ХХ века Каспара Давида Фридриха практически забыли. Но в 1906 году в Национальной галерее состоялась выставка германского искусства периода 1775–1875 годов, на которой было представлено 93 его картины — больше, чем когда-либо прежде. Эта экспозиция отметила начало постепенного возрождения интереса к художнику, которое по-прежнему продолжается. «На протяжении долгого времени известность Фридриха была ограничена узким кругом знатоков», — рассказывает Фервибе. После Второй мировой войны его репутация оказалась подмочена ассоциациями с нацизмом (Адольф Гитлер был большим поклонником немецкого романтизма в живописи, а Фридрих был одним из его любимых художников), поэтому в послевоенные годы ученые и музеи обходили его стороной. На преодоление этого предубеждения ушло несколько десятилетий. В 1972 году лондонская Галер ея Тейт провела большую выставку, которая внесла огромный вклад в международное признание Фридриха. В 1974 году на приуроченную к его 200-летию экспозицию в гамбургском Кунстхалле уже стояли длинные очереди.

Каспар Давид Фридрих. «Лебеди в камышах». Фото: Государственный Эрмитаж
Каспар Давид Фридрих. «Лебеди в камышах».
Фото: Государственный Эрмитаж

Неуклонный рост популярности Каспара Давида Фридриха заметен и на арт-рынке. По словам составительницы каталога-резоне его графики Кристины Груммт, если подавляющее большинство картин осело в музейных собраниях, то рисунки по-прежнему перепродают частные коллекционеры. В прошлом году на торгах аукционного дома Grisebach редкий блокнот с набросками Фридриха ушел за €1,8 млн. Незадолго до этого власти Берлина подали заявку на внесение блокнота в список ценных объектов национального наследия, что фактически означает запрет на экспорт в период рассмотрения заявки. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
4
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
5
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+