18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией

Дмитрий Левицкий. «Портрет великого князя Павла Петровича». Россия. Не ранее 1777. Фото: Государственный Эрмитаж
Дмитрий Левицкий. «Портрет великого князя Павла Петровича». Россия. Не ранее 1777.
Фото: Государственный Эрмитаж
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I

Государственный Эрмитаж всегда был чрезвычайно разборчив в отношении новых поступлений в свои фонды — особенно когда речь шла и идет о закупках. И если музей принимает решение приобрести почти полторы сотни предметов из одной-единственной частной коллекции, это означает, что дело заслуживает особого внимания.

В декабре 2023 года в Telegram-канале и на сайте Эрмитажа появилось сообщение о том, что собрание музея вскоре должно пополниться произведениями живописи, скульптуры и прикладного искусства из коллекции Юрия Абрамова (1946–2021) — петербургского антиквара и мецената, профессора, доктора физико-математических наук. Он был человеком деятельным и небезучастным к судьбе Эрмитажа: неоднократно выдавал раритеты для выставок, регулярно что-нибудь дарил (например, в 2014 году — мраморную статую Юпитера работы венецианского скульп­тора Антонио Тарсиа), входил в число почетных друзей музея. На протяжении 15 лет Юрий Абрамов издавал журнал «Звезда Ренессанса», посвященный проблемам атрибуции и экспертизы предметов искусства. Примерно столько же существовал его Музей дворянского быта — институция, одно время размещавшаяся в здании бывшего Императорского конюшенного ведомства. Большинство произведений из числа тех, которые заинтересовали Эрмитаж, служили экспонатами того частного музея.

Джованни Антонио Дозио. «Портрет скульптора Микеланджело Буонарроти». Рим. Вторая половина XVI в. (?) Фото: Государственный Эрмитаж
Джованни Антонио Дозио. «Портрет скульптора Микеланджело Буонарроти». Рим. Вторая половина XVI в. (?)
Фото: Государственный Эрмитаж

Коллекция Юрия Абрамова приобретается не целиком, и сотрудникам Государственного Эрмитажа предстояло произвести отбор для закупки. «Михаил Борисович Пиотровский сказал, что эти вещи должны отражать личность выдающегося коллекционера-антиквара. И, как нам кажется, мы справились с такой задачей», — сообщила в интервью газете «Санкт-Петербургские ведомости» Марина Блюмин, заведующая сектором новых приобретений музея.

В первую очередь внимание музейщиков было обращено на произведения с высокой художественной и мемориальной ценностью. Таковых в собрании Абрамова было немало. Он не раз говорил без ложной скромности: «Хороших вещей у меня нет — есть очень хорошие и выдающиеся». К последней категории, безусловно, относится прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти, с большой вероятностью выполненный его земляком и младшим современником Джованни Антонио Дозио. Мраморному бюсту середины XVI века уже предназначено место в эрмитажном зале Микеланджело.

Неизвестный художник. «Портрет великого князя Павла Петровича». Западная Европа. Последняя четверть XVIII в. Фото: Государственный Эрмитаж
Неизвестный художник. «Портрет великого князя Павла Петровича». Западная Европа. Последняя четверть XVIII в.
Фото: Государственный Эрмитаж

Чуть более поздним временем, 1570-ми годами, датируется живописный женский портрет кисти флорентийца Франческо Морандини, прозванного Поппи. Работа этого ученика Джорджо Вазари, представляющая собой значимый образец искусства маньеризма, тоже важна для собрания Эрмитажа.

Среди произведений, созданных в России, эксперты особенно выделяют «Портрет великого князя Павла Петровича», который был написан Дмитрием Левицким не ранее 1777 года. Тот же будущий император изображен и на другом портрете, датируемом последней четвертью XVIII века; парным к нему является портрет великой княгини Марии Федоровны. Установлено, что эти картины созданы в Западной Европе, однако автор их не известен.

Неизвестный художник. «Портрет великой княгини Марии Фёдоровны». Западная Европа. Последняя четверть XVIII в. Фото: Государственный Эрмитаж
Неизвестный художник. «Портрет великой княгини Марии Фёдоровны». Западная Европа. Последняя четверть XVIII в.
Фото: Государственный Эрмитаж

Представляет интерес и посмертный бюст императора Александра I (1832). Его изваял в Берлине скульп­тор Христиан Даниель Раух. Такого рода произведения, помимо прочего, напрямую связаны с историей Зимнего дворца, о которой в Эрмитаже никогда не забывают.

Отдельный раздел в перечне составляют предметы мебели и прикладного искусства. Специалисты выделяют среди них бюро-цилиндр с монограммой «А. Б. I», которое было выполнено русскими мастерами конца XVIII века по заказу Александры Борисовны Измайловой, урожденной княгини Юсуповой. Она была родной сестрой видного вельможи Николая Борисовича Юсупова, владельца усадьбы Архангельское и посредника царского двора при покупках художественных ценностей в Европе.

Христиан Даниэль Раух. «Портрет императора Александра I». Пруссия, Берлин. 1832. Фото: Государственный Эрмитаж
Христиан Даниэль Раух. «Портрет императора Александра I». Пруссия, Берлин. 1832.
Фото: Государственный Эрмитаж

Спустя два с половиной столетия Эрмитаж опять с новыми приобретениями. Стоимость их не разглашается; известно лишь, со слов Марины Блюмин, что она «очень значительная». Именно по этой причине закупка, осуществляемая на средства из доходов Фонда целевого капитала Эрмитажа за несколько лет, производится в два этапа. В конце 2023 года была оплачена часть подборки, включавшая наиболее ценные и важные произведения, остальное должно быть приобретено в начале 2024-го. На текущий год в музее запланирована выставка, посвященная памяти Юрия Абрамова, после чего ряд предметов из его коллекции окажется в постоянной экспозиции или в открытых хранениях. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+