18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На выставке в Нью-Йорке Африка повстречалась с Византией

Мозаика со львом. Хаммам Лиф, Тунис, VI в. Фото: Brooklyn Museum, New York/Museum Collection Fund
Мозаика со львом. Хаммам Лиф, Тунис, VI в.
Фото: Brooklyn Museum, New York/Museum Collection Fund
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

В выстроенную хронологически экспозицию вошло около двух сотен объектов. В них прослеживается византийское влияние на мультикультурную цивилизацию в некоторых частях Африканского континента в Средние века

Выставка в Метрополитен-музее показывает: Африка была вовлечена в межрегиональное взаимодействие задолго до эпохи Великих географических открытий. Благодаря водным путям Средиземного, Красного и Аравийского морей на северном и северо-восточном побережье Африки шел активный обмен товарами, идеями, верованиями и эстетическими практиками.

Связующим звеном для регионов, разделенных сегодня разными культурными парадигмами, была Византийская империя. На пике территориальной экспансии в середине VI века под властью Константинополя находились Балканский, Апеннинский и юг Пиренейского полуостровов в Европе, Малая Азия и Левант, а также Египет и почти весь север Африки.

Браслет с драгоценными камнями (один из пары). 500–700. Фото: The Metropolitan Museum of Art, New York
Браслет с драгоценными камнями (один из пары). 500–700.
Фото: The Metropolitan Museum of Art, New York

В выстроенную хронологически экспозицию вошло около 200 объектов. Основной акцент сделан на фигуративное искусство: в лицах «Африки и Византии» прочитываются знакомые связи. Узнаваемые молитвенные позы и выражения лиц напоминают о традиции христианской набожности. Взаимосвязь культур отражается и в гибкости языка. Основной текст созданного в VII веке «Письма к настоятелям монастыря Святого Павла Анахорета» составлен на коптском, который в то время служил языком повседневного общения в Египте, а обращенные к Богу пассажи, предваряющие основное содержание этого длинного документа, написаны на греческом и арабском. Таким образом, этот артефакт оказывается одновременно связан с северным, южным и восточным побережьем Средиземного моря, являясь свидетельством того, что географию экспонатов следует понимать именно через воду, а не через сушу.

Ряд экспонатов представляет собой квинтэссенцию динамичной мультикультурной истории, которую рассказывает выставка. Египетская псалтырь-полиглотта (XII–XIV века) состоит из шести колонок текста, написанных на эфиопском, сирийском, коптском, арабском, армянском и сирийском языках. Мозаики и притолоки из синагоги с текстами на иврите соседствуют с разворотами Корана. Надписи на притолоках указывают, что это дар частных лиц, связанных с мусульманским двором Египта. Фрагмент заговора на приворот, написанный на коптском и греческом, свидетельствует о взаимном проникновении магических ритуалов.

Ближе к концу экспозиции эфиопские христианские иконы, изображающие святых с характерными большими глазами, облаченных в богатые драпированные одежды, выделяются на фоне нубийских и североафриканских интерпретаций христианской образности.

Пятикнижие Ашбернхема. VI - VII вв. Фото: Bibliothèque nationale de France
Пятикнижие Ашбернхема. VI - VII вв.
Фото: Bibliothèque nationale de France

Сейчас, когда коллекция африканского искусства Метрополитен недоступна из-за реновации крыла Рокфеллера, этот проект играет важную роль в выставочной программе музея. Здесь соединяется разнесенное по разным частям музейного здания африканское, древнеегипетское, классическое, средневековое и исламское искусство, демонстрируя как зачастую произвольный характер их разделения, так и естественные пересечения. Но выставка лишь выиграла бы, если бы тема объединения экспонатов была проговорена более четко.

В последнем зале представлены работы современных эфиопско-американской художницы Тседайе Маконнен и эфиопско-британского художника Тео Эшету. Они стоят особняком с их критикой отношения к эфиопам по ту сторону Средиземного моря и вывоза культурных и религиозных памятников, таких же как многие из представленных в экспозиции. Маконнен и Эшету берут на себя смелость обращаться к теме империалистической эксплуатации колоний и вывоза культурных ценностей, пронизывающей историю западного искусства и музеев, — функцию, которую довольно часто спихивают на современных небелых художников.

В целом выставка представляет интересный и редкий взгляд на византийское господство и влияние в некоторых частях Африканского континента и дает возможность увидеть работы, хранящиеся как в американских, так и в зарубежных коллекциях: египетских, британских, французских, польских, тунисских. Сами работы по отдельности впечатляют, а в совокупности изумительны.

Метрополитен-музей
«Африка и Византия»
До 3 марта

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+