18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

На выставке в Нью-Йорке Африка повстречалась с Византией

Мозаика со львом. Хаммам Лиф, Тунис, VI в. Фото: Brooklyn Museum, New York/Museum Collection Fund
Мозаика со львом. Хаммам Лиф, Тунис, VI в.
Фото: Brooklyn Museum, New York/Museum Collection Fund
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

В выстроенную хронологически экспозицию вошло около двух сотен объектов. В них прослеживается византийское влияние на мультикультурную цивилизацию в некоторых частях Африканского континента в Средние века

Выставка в Метрополитен-музее показывает: Африка была вовлечена в межрегиональное взаимодействие задолго до эпохи Великих географических открытий. Благодаря водным путям Средиземного, Красного и Аравийского морей на северном и северо-восточном побережье Африки шел активный обмен товарами, идеями, верованиями и эстетическими практиками.

Связующим звеном для регионов, разделенных сегодня разными культурными парадигмами, была Византийская империя. На пике территориальной экспансии в середине VI века под властью Константинополя находились Балканский, Апеннинский и юг Пиренейского полуостровов в Европе, Малая Азия и Левант, а также Египет и почти весь север Африки.

Браслет с драгоценными камнями (один из пары). 500–700. Фото: The Metropolitan Museum of Art, New York
Браслет с драгоценными камнями (один из пары). 500–700.
Фото: The Metropolitan Museum of Art, New York

В выстроенную хронологически экспозицию вошло около 200 объектов. Основной акцент сделан на фигуративное искусство: в лицах «Африки и Византии» прочитываются знакомые связи. Узнаваемые молитвенные позы и выражения лиц напоминают о традиции христианской набожности. Взаимосвязь культур отражается и в гибкости языка. Основной текст созданного в VII веке «Письма к настоятелям монастыря Святого Павла Анахорета» составлен на коптском, который в то время служил языком повседневного общения в Египте, а обращенные к Богу пассажи, предваряющие основное содержание этого длинного документа, написаны на греческом и арабском. Таким образом, этот артефакт оказывается одновременно связан с северным, южным и восточным побережьем Средиземного моря, являясь свидетельством того, что географию экспонатов следует понимать именно через воду, а не через сушу.

Ряд экспонатов представляет собой квинтэссенцию динамичной мультикультурной истории, которую рассказывает выставка. Египетская псалтырь-полиглотта (XII–XIV века) состоит из шести колонок текста, написанных на эфиопском, сирийском, коптском, арабском, армянском и сирийском языках. Мозаики и притолоки из синагоги с текстами на иврите соседствуют с разворотами Корана. Надписи на притолоках указывают, что это дар частных лиц, связанных с мусульманским двором Египта. Фрагмент заговора на приворот, написанный на коптском и греческом, свидетельствует о взаимном проникновении магических ритуалов.

Ближе к концу экспозиции эфиопские христианские иконы, изображающие святых с характерными большими глазами, облаченных в богатые драпированные одежды, выделяются на фоне нубийских и североафриканских интерпретаций христианской образности.

Пятикнижие Ашбернхема. VI - VII вв. Фото: Bibliothèque nationale de France
Пятикнижие Ашбернхема. VI - VII вв.
Фото: Bibliothèque nationale de France

Сейчас, когда коллекция африканского искусства Метрополитен недоступна из-за реновации крыла Рокфеллера, этот проект играет важную роль в выставочной программе музея. Здесь соединяется разнесенное по разным частям музейного здания африканское, древнеегипетское, классическое, средневековое и исламское искусство, демонстрируя как зачастую произвольный характер их разделения, так и естественные пересечения. Но выставка лишь выиграла бы, если бы тема объединения экспонатов была проговорена более четко.

В последнем зале представлены работы современных эфиопско-американской художницы Тседайе Маконнен и эфиопско-британского художника Тео Эшету. Они стоят особняком с их критикой отношения к эфиопам по ту сторону Средиземного моря и вывоза культурных и религиозных памятников, таких же как многие из представленных в экспозиции. Маконнен и Эшету берут на себя смелость обращаться к теме империалистической эксплуатации колоний и вывоза культурных ценностей, пронизывающей историю западного искусства и музеев, — функцию, которую довольно часто спихивают на современных небелых художников.

В целом выставка представляет интересный и редкий взгляд на византийское господство и влияние в некоторых частях Африканского континента и дает возможность увидеть работы, хранящиеся как в американских, так и в зарубежных коллекциях: египетских, британских, французских, польских, тунисских. Сами работы по отдельности впечатляют, а в совокупности изумительны.

Метрополитен-музей
«Африка и Византия»
До 3 марта

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+