18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Римские колонны на российские деньги: восстановлена базилика на форуме Траяна

Частичная реконструкция колоннады базилики Ульпия в Риме. Фото: Zuma\TASS
Частичная реконструкция колоннады базилики Ульпия в Риме.
Фото: Zuma\TASS

На форуме Траяна в Риме реконструирован фрагмент знаменитой базилики Ульпия постройки Аполлодора Дамасского. Средства на это дал Алишер Усманов. Событие вызвало в Италии живые дискуссии

Здание, которое теперь частично воспрянуло из руин, занимает в истории древней архитектуры важное место. Базилика Ульпия (106–113 год н.э.), которую построил один из легендарных архитекторов Античности Аполлодор из Дамаска, являлась центральным элементом форума Траяна, крупнейшего из императорских форумов Древнего Рима. Со временем она, некогда средоточие общественной и политической жизни Римской империи, обратилась в руины. Еще на заре Средневековья здание подверглось серьезным разрушениям, было заброшено и разграблено. Камни базилики Ульпия стали материалом для других построек. На протяжении столетий мир не имел иного представления об этом сооружении, кроме как по фрагментарно сохранившимся колоннам. Почти два тысячелетия именно руины были неотъемлемой частью архитектурного облика города.

В конце 2023 года реставрация уцелевшего сектора базилики Ульпия на форуме Траяна, длившаяся около трех лет, завершилась. Работы стали возможными благодаря щедрому финансированию Алишером Усмановым. На его пожертвования Рим украшается уже давно, с 2014 года: на счету Усманова восстановление зала Горациев и Куриациев в палаццо деи Консерватори, фонтана Монте-Кавалло на площади Пьяцца-дель-Квиринале и другие памятники. Но самое крупное пожертвование было сделано именно в пользу базилики Ульпия — €1,5 млн.

Восстанавливать решили только часть колоннады базилики. Метод «анастилоз», выбранный для ее реставрации, предполагает использование сохранившихся архитектурных элементов и возвращение их на исходное место с заполнением лакун четко отличающимся новым материалом. Таким образом, вместо трех ярусов (размером с современное семиэтажное здание) возвели только два, однако даже это позволяет оценить величие архитектуры императорского Рима. Высота восстановленного участка составляет 23 м — зрелище, безусловно, впечатляющее.

Клаудио Паризи Пресичче, глава Управления по охране культурного наследия Рима рядом с частичной реконструкцией колоннады базилики Ульпия в Риме. Фото: Filippo Monteforte/AFP via Getty Images/The Art Newspaper
Клаудио Паризи Пресичче, глава Управления по охране культурного наследия Рима рядом с частичной реконструкцией колоннады базилики Ульпия в Риме.
Фото: Filippo Monteforte/AFP via Getty Images/The Art Newspaper

Исследования сохранившихся фрагментов и разработка проекта реставрации продолжались несколько лет. Был создан комитет, куда вошли ведущие итальянские историки, археологи и реставраторы. Но, каким бы грандиозным ни был замысел, относительно конечного результата мнения в итальянской прессе радикально различаются. С одной стороны, это смелый проект, демонстрирующий возможности современных реставрационных технологий. Клаудио Паризи Пресичче, глава Управления по охране культурного наследия Рима и руководитель проектной группы, во время экскурсии для представителей СМИ по территории памятника высказал мнение, что для понимания того, какое значение имела базилика в лучшие свои времена, посетители должны видеть ее во всей красе, то есть устремленной ввысь.

С другой стороны, восстановление части базилики становится поводом для дискуссий о том, что именно следует подразумевать под «сохранением культурно-исторического наследия». Некоторые критики заявляют, что результат, потребовавший серьезных научных изысканий, в итоге оказался неудовлетворителен. Они задаются вопросом: не стоило ли оставить все как есть и бросить силы на поддержание базилики в том виде, в котором она дошла до наших дней? В конце концов, для современной Италии исторический вид постройки, в каком-то смысле ставший частью культурного кода, — это руинированные колонны, а не вертикальная конструкция из обломков.

От торжественной церемонии открытия муниципалитет Рима отказался, хотя благотворительные труды Алишера Усманова все же отмечены: на территории форума Траяна, прямо под легендарной колонной, установлена табличка с фамилией мецената.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Третьяковка заново открывает Николая Ульянова
На протяжении жизни художник пробовал себя в самых разных жанрах и везде создавал выдающиеся произведения. Широкому зрителю запомнилась поздняя стадия его творчества — историческая живопись. Новая выставка показывает Ульянова во всем его многообразии
19.03.2024
Третьяковка заново открывает Николая Ульянова
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+