18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Римские колонны на российские деньги: восстановлена базилика на форуме Траяна

Частичная реконструкция колоннады базилики Ульпия в Риме. Фото: Zuma\TASS
Частичная реконструкция колоннады базилики Ульпия в Риме.
Фото: Zuma\TASS

На форуме Траяна в Риме реконструирован фрагмент знаменитой базилики Ульпия постройки Аполлодора Дамасского. Средства на это дал Алишер Усманов. Событие вызвало в Италии живые дискуссии

Здание, которое теперь частично воспрянуло из руин, занимает в истории древней архитектуры важное место. Базилика Ульпия (106–113 год н.э.), которую построил один из легендарных архитекторов Античности Аполлодор из Дамаска, являлась центральным элементом форума Траяна, крупнейшего из императорских форумов Древнего Рима. Со временем она, некогда средоточие общественной и политической жизни Римской империи, обратилась в руины. Еще на заре Средневековья здание подверглось серьезным разрушениям, было заброшено и разграблено. Камни базилики Ульпия стали материалом для других построек. На протяжении столетий мир не имел иного представления об этом сооружении, кроме как по фрагментарно сохранившимся колоннам. Почти два тысячелетия именно руины были неотъемлемой частью архитектурного облика города.

В конце 2023 года реставрация уцелевшего сектора базилики Ульпия на форуме Траяна, длившаяся около трех лет, завершилась. Работы стали возможными благодаря щедрому финансированию Алишером Усмановым. На его пожертвования Рим украшается уже давно, с 2014 года: на счету Усманова восстановление зала Горациев и Куриациев в палаццо деи Консерватори, фонтана Монте-Кавалло на площади Пьяцца-дель-Квиринале и другие памятники. Но самое крупное пожертвование было сделано именно в пользу базилики Ульпия — €1,5 млн.

Восстанавливать решили только часть колоннады базилики. Метод «анастилоз», выбранный для ее реставрации, предполагает использование сохранившихся архитектурных элементов и возвращение их на исходное место с заполнением лакун четко отличающимся новым материалом. Таким образом, вместо трех ярусов (размером с современное семиэтажное здание) возвели только два, однако даже это позволяет оценить величие архитектуры императорского Рима. Высота восстановленного участка составляет 23 м — зрелище, безусловно, впечатляющее.

Клаудио Паризи Пресичче, глава Управления по охране культурного наследия Рима рядом с частичной реконструкцией колоннады базилики Ульпия в Риме. Фото: Filippo Monteforte/AFP via Getty Images/The Art Newspaper
Клаудио Паризи Пресичче, глава Управления по охране культурного наследия Рима рядом с частичной реконструкцией колоннады базилики Ульпия в Риме.
Фото: Filippo Monteforte/AFP via Getty Images/The Art Newspaper

Исследования сохранившихся фрагментов и разработка проекта реставрации продолжались несколько лет. Был создан комитет, куда вошли ведущие итальянские историки, археологи и реставраторы. Но, каким бы грандиозным ни был замысел, относительно конечного результата мнения в итальянской прессе радикально различаются. С одной стороны, это смелый проект, демонстрирующий возможности современных реставрационных технологий. Клаудио Паризи Пресичче, глава Управления по охране культурного наследия Рима и руководитель проектной группы, во время экскурсии для представителей СМИ по территории памятника высказал мнение, что для понимания того, какое значение имела базилика в лучшие свои времена, посетители должны видеть ее во всей красе, то есть устремленной ввысь.

С другой стороны, восстановление части базилики становится поводом для дискуссий о том, что именно следует подразумевать под «сохранением культурно-исторического наследия». Некоторые критики заявляют, что результат, потребовавший серьезных научных изысканий, в итоге оказался неудовлетворителен. Они задаются вопросом: не стоило ли оставить все как есть и бросить силы на поддержание базилики в том виде, в котором она дошла до наших дней? В конце концов, для современной Италии исторический вид постройки, в каком-то смысле ставший частью культурного кода, — это руинированные колонны, а не вертикальная конструкция из обломков.

От торжественной церемонии открытия муниципалитет Рима отказался, хотя благотворительные труды Алишера Усманова все же отмечены: на территории форума Траяна, прямо под легендарной колонной, установлена табличка с фамилией мецената.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+