18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита». Режиссер Михаил Локшин. Фото: Продюсерская компания «Марс Медиа»
Кадр из фильма «Мастер и Маргарита». Режиссер Михаил Локшин.
Фото: Продюсерская компания «Марс Медиа»

Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях

Фильм «Мастер и Маргарита» режиссера Михаила Локшина и сценариста Романа Кантора всего за 12 дней проката собрал более 1 млрд руб. Художник-постановщик фильма Денис Лищенко присоединился к съемочной группе в самом начале, когда еще дописывался сценарий. Перед ним поставили задачу создать особенный образ города. «Было понятно, что эта история не только о любви, но и об отношениях художника с властью. Надо было власть визуально обозначить», — рассказывает Денис Лищенко сейчас.

На съемках фильма «Мастер и Маргарита». Режиссер Михаил Локшин. Фото: Продюсерская компания «Марс Медиа»
На съемках фильма «Мастер и Маргарита». Режиссер Михаил Локшин.
Фото: Продюсерская компания «Марс Медиа»

Романтический, легкий конструктивизм для этих целей не подходил. К счастью, в том же 2020 году, когда работа над фильмом только начиналась, свет увидела книга Александры Селивановой «Постконструктивизм. Власть и архитектура в 1930-е годы в СССР». Так одна из активных исследователей советской архитектуры оказалась привлечена к кинопроекту.

Стройка как источник вдохновения

«Мы много разговаривали, я посылала Денису Лищенко и Майклу Локшину референсы — какие локации могут для фильма подойти: санаторий в Барвихе, санаторий Наркомтяжпрома в Кисловодске, Ленинская библиотека, проекты Ноя Троцкого в Ленинграде, — вспоминает Александра Селиванова. — Нам казалось, что можно не зацикливаться на Москве, ведь пространство романа — фантасмагория, коллаж, сборка. Мы обсуждали фильм „Новая Москва“ 1938 года режиссера Александра Медведкина, в котором показана реконструированная столица. Только у Медведкина все было в мажорном ключе, а в „Мастере и Маргарите“ более инфернально, в духе „Метрополиса“ Фрица Ланга».

Кадр из фильма  «Новая Москва». Режиссер Александр Медведкин. 1938. Фото: Киноконцерн «Мосфильм»
Кадр из фильма «Новая Москва». Режиссер Александр Медведкин. 1938.
Фото: Киноконцерн «Мосфильм»

«Чем дольше мы общались с Александрой, тем очевиднее нам становилось, что постконструктивизм — ключевой визуальный эквивалент, способный дорассказать историю», — говорит Денис Лищенко.

В результате визуально фильм сфокусирован на очень узком периоде советской архитектуры, на 1931–1935 годах, когда был проведен конкурс на Дворец Советов и принят новый генплан Москвы. Расширялись и выпрямлялись улицы (Тверская, Садовое кольцо), многое сносили. Реконструкция предполагала снос старого города вокруг Дворца Советов и отчасти в Замоскворечье. Реализовать весь план не успели, хотя построили немало. «В Питере постконструктивистская архитектура чувствуется масштабнее, — говорит Александра Селиванова, — так как городу с самого начала присуща ансамблевость, он создавался, так сказать, большими мазками».

Идея изобразить Москву как большую стройку коммунизма повлекла за собой образ раскопанных улиц.

Современный зритель усмотрел в этом намек на собянинскую программу «Моя улица», но создатели фильма имели в виду другое. «Когда Булгаков писал, что девушка шла в театр в туфельках, это была неправда, — говорит Денис Лищенко. — Москва 1930-х была перерыта настолько, что девушка, спешащая в театр, должна была идти в калошах. И мы сделали эту тему рефреном всего фильма. Строительный мусор, доски, кирпичи, тачки были нашим постоянным реквизитом, мы все это перевозили с места на место. Вся эта новая возникающая тоталитарная реальность просто взывала к визиту Воланда».

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита». Режиссер Михаил Локшин. Фото: Продюсерская компания «Марс Медиа»
Кадр из фильма «Мастер и Маргарита». Режиссер Михаил Локшин.
Фото: Продюсерская компания «Марс Медиа»

В фильме Воланд появился не на реальных Патриарших прудах, как в книге (потому что визуально, как считает художник-постановщик, «май, пруды, блики на воде — это настроение санатория, а не места для серьезных философских разговоров с дьяволом»), а на большой площади с фонтанами. Натурой послужили Дом Советов (1936–1941) и примыкающая к нему Московская площадь в Санкт-Петербурге. Посреди этого бескрайнего асфальта возвели павильон со скамейкой и украсили ее надписью «Патриаршие пруды имени Карла Маркса».

Пятое измерение

«Готовясь к фильму, мы много с кем консультировались, — рассказывает Денис Лищенко, — в том числе с математиками. В начале XX века была популярна теория Пуанкаре о пятом измерении». (Жюль Анри Пуанкаре (1854–1912) — выдающийся французский математик, физик, астроном и философ. Считал, что познание мира субъективно: «невозможна реальность, которая была бы полностью независима от ума, постигающего ее» («Наука и гипотеза», 1902), что подтолкнуло интерпретаторов к попыткам познать невидимое силой собственной фантазии. — TANR.)

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита». Режиссер Михаил Локшин. Фото: Продюсерская компания «Марс Медиа»
Кадр из фильма «Мастер и Маргарита». Режиссер Михаил Локшин.
Фото: Продюсерская компания «Марс Медиа»

Это пятое измерение имело законы и свойства. Например, зеркально отражало «настоящую реальность», но гротескно ее трансформировало. Такое допущение, в частности, инспирировало авангардных художников, от Пабло Пикассо до Павла Филонова, способствовало возникновению кубизма и сюрреализма. Булгаков в своих текстах также периодически проваливается в пятое измерение. В фильме этот прием стал основным — действие постоянно прыгает из прозы жизни в фантасмагорию. В воображении Мастера — в этой параллельной реальности — Патриаршие как раз и должны были быть на закатанной под асфальт гигантской советской площади. «Когда в городе не остается ничего живого, тогда там появляется дьявол», — объясняет Денис Лищенко.

Локации и детали

Локации в «Мастере и Маргарите» сложносоставные: одно и то же место могло сниматься в разных точках, на натуре, в павильоне, дорисовываться компьютерной графикой. Часто мелькает в кадре Российская государственная библиотека (1928, проект архитекторов Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха). В интерьерах бывшей Ленинки проходит заседание Союза писателей. Здесь же, у третьего подъезда, снимали вход в ресторан, в то время как его интерьерами стали помещения в высотке на Кудринской площади.

На съемках фильма «Мастер и Маргарита». Режиссер Михаил Локшин. Фото: Продюсерская компания «Марс Медиа»
На съемках фильма «Мастер и Маргарита». Режиссер Михаил Локшин.
Фото: Продюсерская компания «Марс Медиа»

Для дома Драмлита, где Маргарита разгромила квартиру критика Латунского (он, как мы помним, травил Мастера), «позировали» парадный вход в МГТУ им. Баумана и холл высотки у метро «Красные Ворота». Театр, где ставят пьесу «Пилат», — это Центральный театр Российской Армии (фойе) и Главное здание МГУ им. Ломоносова (фасад), зрительный зал — декорация и компьютерная графика.

Что касается психиатрической клиники Стравинского, то ее Денис Лищенко придумал с оглядкой на ДК Зуева архитектора Ильи Голосова в Москве.

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита». Режиссер Михаил Локшин. Фото: Продюсерская компания «Марс Медиа»
Кадр из фильма «Мастер и Маргарита». Режиссер Михаил Локшин.
Фото: Продюсерская компания «Марс Медиа»

Палаты и внешний балкон построили в павильоне, а необыкновенной красоты лестницу сняли в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. Здание было спроектировано в 1970-е годы (архитекторы Владимир Щербин и Лидия Варшавская), но оно отлично вписалось в довоенную реальность фильма, что не случайно. Как объясняет Александра Селиванова, «в 1970-е в архитектуру во всем мире вернулся интерес к ар-деко».

Для бала Воланда идеально подошел отделанный олонецким мрамором Мраморный зал Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге, а лестницу построили в павильоне.

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита». Режиссер Михаил Локшин. Фото: Продюсерская компания «Марс Медиа»
Кадр из фильма «Мастер и Маргарита». Режиссер Михаил Локшин.
Фото: Продюсерская компания «Марс Медиа»

Обиталище Мастера расположилось в здании уже из другой эпохи. Это дом Палибина на улице Бурденко в Хамовниках, построенный в 1818 году по типовому проекту для восстановления послепожарной Москвы. Несколько последних десятилетий в здании находился ГосНИИ реставрации, связанный с именем известного реставратора Саввы Ямщикова, который тоже в некотором роде был связан с кинематографом: он консультировал Андрея Тарковского на съемках «Андрея Рублева». Найти такое место, с садом и входом в подвал, было редкой удачей. В поисках подходящего дома команда объездила Минск, Санкт-Петербург, города Золотого кольца.

На съемках фильма «Мастер и Маргарита». Режиссер Михаил Локшин. Фото: Продюсерская компания «Марс Медиа»
На съемках фильма «Мастер и Маргарита». Режиссер Михаил Локшин.
Фото: Продюсерская компания «Марс Медиа»

Тверскую улицу в сцене парада дорисовали в тех же масштабах, что и в фильме «Новая Москва». Для блошиного рынка использовали бутафорские колонны-ветераны, успевшие до «Мастера и Маргариты» поучаствовать в двух десятках фильмов. «Нехорошую квартиру» снимали в доходном доме Хренова на Таврической улице в Санкт-Петербурге и потом выстраивали ее интерьеры в павильонах в Москве.

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита». Режиссер Михаил Локшин. Фото: Продюсерская компания «Марс Медиа»
Кадр из фильма «Мастер и Маргарита». Режиссер Михаил Локшин.
Фото: Продюсерская компания «Марс Медиа»

Выбранную и разработанную художником-постановщиком стилистику подхватили и продолжили сотни специалистов по компьютерной анимации. Именно они дорисовали Москву по генплану 1935 года с якобы уже построенным Дворцом Советов, в сцене на Патриарших на втором плане «возвели» неосуществленный проект Наркомтяжпрома Ивана Фомина. Мастера компьютерной графики на 100% отвечали за полеты Маргариты.

Визуальный ряд картины выстраивался с невероятным вниманием к деталям. Например, трость Воланда в тексте романа имела черный набалдашник в виде головы пуделя. Но пудель, как ни крути, это весело. В результате набалдашник венчает голова Анубиса! Причем только третий вариант скульптурной головы сочли достойным фильма.

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита». Режиссер Михаил Локшин. Фото: Продюсерская компания «Марс Медиа»
Кадр из фильма «Мастер и Маргарита». Режиссер Михаил Локшин.
Фото: Продюсерская компания «Марс Медиа»

Внимание проявили даже к ключу, который Мастер похищает у медсестры в клинике Стравинского. Этой универсальной штуковиной можно открыть любую дверь, любой замок, в том числе на наручниках прикованного к койке поэта Бездомного. Как мог такой ключ выглядеть? В конце концов его сделали похожим на ключ начальника поезда.

Фильм «Мастер и Маргарита» во многом строится на двух важных цветовых нюансах: красном и зеленом.

Красный — совсем не кумачовый, как можно было бы ожидать от 1930-х годов, а глубокий винный, цвет запекшейся крови — был придуман художниками с 58-й (!) попытки. Но он создал ретроспективный, очень трагический взгляд на эпоху, причем в фильме обошлись без портретов Сталина.

И по контрасту зеленый — цвет весны и надежды — был неуместен, поэтому его заменили всеми оттенками болотного. «Нежелание видеть в кадре зелень наложило большие ограничения на выбор локаций, — говорит Денис Лищенко. — Мы вычеркивали все, где могла бы быть свежая листва».

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита». Режиссер Михаил Локшин. Фото: Продюсерская компания «Марс Медиа»
Кадр из фильма «Мастер и Маргарита». Режиссер Михаил Локшин.
Фото: Продюсерская компания «Марс Медиа»

И все-таки не детали, а акцент на тоталитарную Москву продолжает оставаться одним из главных достижений фильма (по крайней мере с точки зрения истории изобразительного искусства). Александра Селиванова надеется, что «Мастер и Маргарита» привлечет внимание широкой общественности к постконструктивизму 1930-х годов. Пока его мало кто идентифицирует как отдельное явление, и сама эта архитектура, смешавшись с более поздними сооружениями, стала не такой заметной, какой была вначале.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+