18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка, посвященная группе «13», восстанавливает связь времен

Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Большой проект Музея русского импрессионизма стал новым этапом осмысления творчества художников, которые исповедовали лирическую легкость и импровизацию — редкие качества в эпоху, отягощенную идеологией

Чтобы примкнуть к узкому кругу знатоков и ценителей творчества группы «13», нужно начать с малого. Первое: твердо запомнить, что художников в составе группы было не 13, а суммарно 21. Второе: воздерживаться от того, чтобы называть этих людей «авангардистами» (хотя авангардисты среди них действительно были). И последнее: неплохо бы учесть, что концепция «рисования в темпе натуры» характеризует деятельность группы лишь отчасти.

Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Эти минимальные сведения можно считать одновременно и базовыми. Собственных глубокомысленных теорий участники объединения не разрабатывали, манифестов не публиковали, хотя и были хорошо образованны и склонны к рефлексии. На фоне бесчисленных измов и политических лозунгов они исповедовали качество, которое казалось почти утраченным, — лирическую легкость, импровизацию.

Правда, эта легкость, графическая и живописная, понималась ими не совсем одинаково. Даже на первой выставке 1929 года (экспонентов было действительно 13) ощущались различия в «генезисе» авторов. Отцы-основатели группы, выходцы из Саратова Даниил Даран, Николай Кузьмин, Владимир Милашевский, начинали работать еще до революции, в их бэкграунде просматривалось влияние и «Мира искусства», и «Голубой розы». А вот художники полупоколением младше, выпускники ВХУТЕМАСа Лев Зевин, сестры Нина и Надежда Кашины, Татьяна Маврина, Михаил Недбайло, Борис Рыбченков, меньше оглядывались на прежнюю российскую практику — зато живо интересовались европейской. Свои обертоны в эстетику группы привнесли художники-дилетанты из Ленинграда — актриса Ольга Гильдебрандт и писатель Юрий Юркун.

Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Первую выставку в московском Доме печати ожидал бурный успех, оказавшийся, впрочем, кратковременным. Сначала внутри группы стали возникать разногласия, из-за которых пришлось отменить вторую выставку, намеченную через год. А на третьей, состоявшейся в 1931-м, изменение состава выглядело уже существенным. Появились фигуры, которые в меньшей степени принадлежали к стану «графиков-импровизаторов»: Александр Древин, Антонина Софронова, Надежда Удальцова. И даже «отец русского футуризма» Давид Бурлюк, живший в США, принял участие в той затее.

Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Не исключено, что новый «баланс интересов» мог бы привести к неожиданному продолжению, но вмешались теперь уже внешние силы. Показ 1931 года подвергся публичному разносу. Все, что на первой выставке воспринималось как достоинства и достижения, теперь трактовалось как «безыдейность», «юродство» и «контрреволюционная направленность». Вскоре объединение распалось: в искусство уверенной поступью входил директивный соцреализм.

Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

О группе «13» вспомнили в перестройку — писались статьи и книги, делались выставки. Нынешний проект Музея русского импрессионизма можно назвать следующим этапом осмысления феномена. «Мне хотелось показать группу в некотором континууме, — рассказала нашему изданию Надежда Плунгян, куратор выставки и автор диссертации о творчестве этого объединения. — Многие из ее участников продолжали работать и позже, оставаясь в диалоге между собой. Интересно увидеть, какую они прошли эволюцию. На выставке представлены блоки, рубрики, посвященные тем проблемам, которые занимали это сообщество. Городской пейзаж, домашняя обстановка, документальный рисунок — лишь некоторые из них. А в общем виде выставка делится на две части — довоенную и послевоенную. Точнее говоря, есть и военный период, который редко связывают с творчеством этих художников. Порой кажется, что многое у них до сих пор существовало как-то по отдельности, не соединяясь в целое».

Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Участники группы «13» не стремились никому подражать, но несомненное и главное влияние на них оказало французское искусство. Причем не только новейшее, начала ХХ века, но и более раннее. В экспозиции происходит не прямое сравнение, а скорее соотнесение отечественного материала с отдельными работами Эдгара Дега, Жан-Франсуа Милле, Мориса Вламинка, Отона Фриеза.

Музей русского импрессионизма славится своей неленивостью: его проекты, как правило, многодельны и собраны из множества источников. Здесь похожий случай. Партнерами выставки стали полтора десятка российских музеев (включая Третьяковскую галерею и ГМИИ имени А.С.Пушкина), а также целый ряд частных коллекционеров. При этом экспонатов не просто много, около 300, — они еще и «прицельны», то есть сопряжены с кураторской концепцией.

Музей русского импрессионизма
«Группа "13". В переулках эпохи»
До 2 июня

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+