18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Принстонский университет наконец определился со своим Рубенсом

Картина Питера Пауля Рубенса «Гибель Адониса» после реставрации. Фото: Princeton University Art Museum
Картина Питера Пауля Рубенса «Гибель Адониса» после реставрации.
Фото: Princeton University Art Museum
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

До недавних пор многочисленные слои краски и лака, добавленные предыдущими реставраторами, скрывали оригинальный красочный слой. Не в последнюю очередь именно это обстоятельство заставляло музейщиков сомневаться в атрибуции «Гибели Адониса»

Эскиз маслом на доске под названием «Гибель Адониса», датированный 1639 годом, провел десятилетия в запасниках Художественного музея Принстонского университета и значился в описях как «ранее приписывавшийся» Питеру Паулю Рубенсу (1577–1640). Это весьма странная атрибуция, поскольку обычно, когда авторство старого мастера не установлено с полной уверенностью, такие произведения описываются в каталогах как копии или как работы его круга. Картина была покрыта толстым слоем коричневатого лака, скрывавшего детали. «Рассмотреть под ним что-нибудь было практически невозможно», — рассказывает Ронни Баэр, куратор и лектор музея. Но Баэр все же показались знакомыми быстрые уверенные движения кисти, и она предположила, что картина может быть подлинником Рубенса. «Поэтому я отнесла ее в реставрационную мастерскую», — рассказывает она.

«Смерть Адониса» под ультрафиолетом, демонстрирующим все предыдущие реставрационные работы. Фото: Princeton University Art Museum
«Смерть Адониса» под ультрафиолетом, демонстрирующим все предыдущие реставрационные работы.
Фото: Princeton University Art Museum

Старший реставратор Принстона Барт Деволдер признает, что, когда он впервые увидел картину, ее состояние «было очень плохим». Деволдер вынул «Гибель Адониса» из рамы и поместил доску под ультрафио­лет, чтобы проверить на наличие поздних записей. «Она засияла как новогодняя елка», — говорит он. Стало очевидно, что предыдущие реставраторы не «следовали оригинальным контурам», добавляя все новые и новые слои записей, и надставили изначальную доску, чтобы изображение больше походило на законченное произведение, чем на эскиз. Обнаружились даже крошечные фальшивые трещины, призванные придать поздним записям старинный вид.

Еще более явными эти добавления сделало сравнение «Гибели Адониса» с «Похищением Ганимеда», другим эскизом маслом на доске кисти Рубенса, который Принстонский университет приобрел на аукционе в декабре 2021 года. Поставив обе работы на один мольберт, Деволдер окончательно убедился в том, что только полное удаление поздних слоев краски и лака позволит вновь увидеть оригинальную работу кисти.

Еще более явными добавления сделало сравнение «Гибели Адониса» с «Похищением Ганимеда», другим эскизом маслом на доске кисти Рубенса. Фото: Princeton University Art Museum
Еще более явными добавления сделало сравнение «Гибели Адониса» с «Похищением Ганимеда», другим эскизом маслом на доске кисти Рубенса.
Фото: Princeton University Art Museum

«Тут я сказал Ронни: „Я занимаюсь этим уже 23 года, и никогда прежде мне не было страшно что-то делать“», — рассказывает Деволдер, работавший над Гентским алтарем Яна и Губерта ван Эйков. И все же, спустя месяцы кропотливого труда, ему удалось раскрыть изгибы и завитки, сделанные, вне всяких сомнений, самим Рубенсом в тот момент, когда оригинальная краска еще не высохла.

Фрисо Ламмертсе, куратор отдела нидерландской живописи XVII века в амстердамском Рейксмузеуме, видел фотографии «Гибели Адониса» в высоком разрешении до и после реставрации и уверен, что это работа Рубенса. Он обращает внимание на красно-коричневые линии контура, которыми художник обычно набрасывал композицию и которые теперь заметны на лицах и фигурах, а также на «общую динамичность» сцены охоты. Поздние наброски Рубенса, по его мнению, «пожалуй, одни из лучших, потому что в них необычайно удачно использованы самые простые средства; ему удается рассказать историю, используя минимум красок».

Художник написал «Гибель Адониса» в своем загородном доме всего за год до смерти, уже страдая подагрой, но по-прежнему находя силы творить. Позы многих участников этой сцены напоминают композиции других произведений, созданных Рубенсом ранее. «Не понимаю, почему авторство „Гибели Адониса“ в принципе ставилось под сомнение», — удивляется Ламмертсе.

Деталь картины «Смерть Адониса» после очистки. Красноватые контурные линии свидетельствуют о том, что Рубенс писал ее сам. Фото: Princeton University Art Museum
Деталь картины «Смерть Адониса» после очистки. Красноватые контурные линии свидетельствуют о том, что Рубенс писал ее сам.
Фото: Princeton University Art Museum

Когда Принстонский университет купил это произведение в 1930 году, он гордо называл его подлинником Рубенса. Покойный специалист по творчеству Рубенса Юлиус Хельд в 1980 году написал в своем каталоге его эскизов маслом, что раньше считал «Гибель Адониса» копией, но «теперь, вопреки моим утверждениям в более ранних публикациях, я убежден в подлинности принстонского эскиза».

Однако в 1990-е годы музей изменил его атрибуцию на «ранее приписывавшийся» Рубенсу. По словам Баэр, никаких документов с информацией о том, когда именно и почему это произошло, найти не удалось. Вероятно, сыграла роль совокупность обстоятельств: плохое состояние произведения; то, что его не включили в организованную тогда Питером Саттоном выставку Рубенса; то, что один из реставраторов выразил обеспокоенность по поводу имприматуры (полупрозрачного слоя тонировки, который часто бывает «пестрым» в работах Рубенса); а также тот факт, что дендрохронологический анализ, хотя и позволил датировать доску временем жизни художника, с учетом погрешности не исключил вероятность и более поздней датировки.

Картина Питера Пауля Рубенса «Гибель Адониса» в начале реставрации. Фото: Princeton University Art Museum
Картина Питера Пауля Рубенса «Гибель Адониса» в начале реставрации.
Фото: Princeton University Art Museum

Ламмертсе отмечает, что в истории изучения старых мастеров нередки периоды чрезмерной критичности и что впоследствии отношение к произведениям пересматривают с менее предвзятых позиций. К примеру, в 2013 году Метрополитен-музей продал работу из своего собрания, которую перестал считать подлинником Рубенса, а всего два года спустя ее атрибуцию восстановили (хотя она по-прежнему остается предметом споров).

Что же до Принстонского университета, то он вновь атрибутировал «Гибель Адониса» Рубенсу, и теперь оба эскиза планируют показывать в новом здании, открытие которого должно состояться в 2025 году. «Это было настоящее приключение», — резюмирует Деволдер. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+