18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Москве идет выставка Александра Панкина, мастера абстрактной живописи

Выставка «Александр Панкин: от архитектуры к живописи. Тайная лаборатория художника» в Фонде Андрея Чеглакова. Фото: Фонд Андрея Чеглакова
Выставка «Александр Панкин: от архитектуры к живописи. Тайная лаборатория художника» в Фонде Андрея Чеглакова.
Фото: Фонд Андрея Чеглакова

Ретроспектива «Александр Панкин: от архитектуры к живописи. Тайная лаборатория художника» в Фонде Андрея Чеглакова представляет различные периоды творчества художника и впервые показывает его ранние работы

Открывшаяся в Фонде Андрея Чеглакова выставка Александра Панкина (1938–2020), художника-абстракциониста второй волны русского авангарда, охватывает все периоды его творчества, кардинально отличающиеся друг от друга. Условно их можно разделить на три: ранний экспрессионистический, «геометрический реализм» и период «метаабстракции» (по авторской терминологии). Художник за несколько десятилетий планомерного развития в искусстве смог найти свой неповторимый почерк в синтезе художественного и научного.

Александр Федорович получил классическое архитектурное образование в МАРХИ и долгое время занимался реставрацией памятников русской средневековой архитектуры. Самыми значимыми для него стали работы по восстановлению городища Старая Рязань (XI–XIII вв.), новгородской церкви Благовещения на Городище (XIII–XIV вв.), церкви Спаса Преображения на Угре Воротынского монастыря (XVI в.). Пропорциональный анализ построения храмов привел его к пониманию безусловных гармонических законов искусства. Именно гармония, ее поиск и доказательство стали на долгое время определяющей в концептуальной составляющей его творчества, что в конечном итоге привело к истокам только зарождающегося в России научного искусства.

Выставка «Александр Панкин: от архитектуры к живописи. Тайная лаборатория художника» в Фонде Андрея Чеглакова. Фото: Фонд Андрея Чеглакова
Выставка «Александр Панкин: от архитектуры к живописи. Тайная лаборатория художника» в Фонде Андрея Чеглакова.
Фото: Фонд Андрея Чеглакова

Начиная с середины 1980-х годов Панкин вел активную выставочную деятельность в России и за рубежом, участвовал в многочисленных научных конференциях, посвященных проблемам современного искусства.

На выставке собраны более 50 работ художника, включая живопись, графику и трехмерные объекты. Многие картины показаны впервые, они хранятся в собрании наследников: вдовы Натальи Сахановны Датиевой и сына Дмитрия Панкина (художника, несколько акварелей которого представлены на выставке), а также Валерия и Натальи Силаевых.

На первом этаже выставочного зала зритель имеет уникальную возможность познакомиться не только с ранними работами Александра Панкина, но и с произведениями его отца, Федора Александровича Панкина, чей пример, безусловно, повлиял на формирование личности художника. Небольшие пленэрные акварельные композиции Федора Панкина передают очарование среднерусского пейзажа. Он следил за открытиями в науке, отлично знал литературу, философию, разбирался в изобразительном искусстве. В доме было много книг. Главное место занимали альбомы с репродукциями картин художников Возрождения, импрессионистов, постимпрессионистов, кубистов — и все это в эпоху господства социалистического реализма. Сам Александр Федорович в юности так же, как отец, его первый учитель, писал акварели. С детства судьба художника была предопределена, мальчик много рисовал и был тесно связан с творчеством.

В ранних произведениях Александра Панкина большое внимание уделялось построению абстрактных композиций с использованием правил золотого сечения. Живописные приемы, которые использовал художник, подразумевали совмещение разных техник, включение коллажа и ассамбляжа.

Выставка «Александр Панкин: от архитектуры к живописи. Тайная лаборатория художника» в Фонде Андрея Чеглакова. Фото: Фонд Андрея Чеглакова
Выставка «Александр Панкин: от архитектуры к живописи. Тайная лаборатория художника» в Фонде Андрея Чеглакова.
Фото: Фонд Андрея Чеглакова

На втором этаже представлены живописные и графические работы, а также трехмерные объекты последних двух периодов творчества Панкина. С начала 1990-х годов он занимался аналитической живописью, выбрав за основу разбор супрематических композиций Малевича. В это время возникает фундаментальный для дальнейшей творческой эволюции художника интерес к научному анализу композиции — в основу гармонии ставится число.

«Математически исчислить вдохновение, вывести формулу интуиции, поверить гармонию алгеброй, просчитать (прочитать) „Черный квадрат“ числовыми рядами Фибоначчи — вот сюжеты, увлекающие творческую мысль художника-ученого Александра Панкина. И ни тени педантизма и графоманства. Все на полном серьезе, и все же презентуется в виде совершенного арт-объекта — зрелищного, многослойного, сохраняющего обаяние импровизации и открытого разным смыслам, как и положено хорошему искусству», — этой цитатой Сергея Хачатурова открывается второй раздел выставки.

Цикл «Заметки на полях» стал знаковым в живописном и теоретическом наследии художника. Это аналитические картины-таблицы, картины-тексты. Исследования Панкина доказали удивительную упорядоченность произведений авангардиста. Организация живописной поверхности в картинах этой серии задается выбранной автором формой, они монохромные и лаконичные. Панкин использует метод «чертежа», почерпнутый из архитектуры: вводит многочисленные линии построения, составляет обмеры. Включает в картины авторские комментарии. Дополнением к циклу стали «импровизации» Панкина на тему супрематизма.

Выставка «Александр Панкин: от архитектуры к живописи. Тайная лаборатория художника» в Фонде Андрея Чеглакова. Фото: Фонд Андрея Чеглакова
Выставка «Александр Панкин: от архитектуры к живописи. Тайная лаборатория художника» в Фонде Андрея Чеглакова.
Фото: Фонд Андрея Чеглакова

«Метаабстракции» позднего творчества художника — это не только живописные, но и графические работы. Благодаря незаурядности художественного мировоззрения он находит новые формы воплощения математических единиц. Большое внимание уделено ряду Фибоначчи, простым, иррациональным и трансцендентным числам. Панкина также занимает аналитическое осмысление культурного наследия. Он обращается к трудам математиков и философов Василия Налимова и Александра Зенкина, теоретическим трактатам Кандинского, Малевича, Хлебникова, философским рассуждениям Павла Флоренского и Алексея Лосева. Зритель получает возможность проникнуть в творческую лабораторию художника. Показаны развороты рабочих альбомов, примеры авторского формального анализа композиций Малевича.

Путь Панкина в искусстве лежал через поиск новой фигуративности. Будучи шестидесятником, художник двигался от реализма и академизма институтской живописи к абстрактному экспрессионизму. В поисках единомышленников он сблизился со студией «Новая реальность» Элия Белютина, бывшей одним из очагов неофициальной культуры. С начала 1990-х годов на первый план выходят интересы художника, связанные с изучением супрематизма, Панкин практически полностью уходит в аналитику полотен Малевича. Эта аналитическая живопись органично ввела его в круг ученых, работающих на стыке науки и искусства. Художник начал оперировать понятиями только зарождающегося в России нового направления science art.

Выставка «Александр Панкин: от архитектуры к живописи. Тайная лаборатория художника» в Фонде Андрея Чеглакова. Фото: Фонд Андрея Чеглакова
Выставка «Александр Панкин: от архитектуры к живописи. Тайная лаборатория художника» в Фонде Андрея Чеглакова.
Фото: Фонд Андрея Чеглакова

Опыт художника в своем роде уникален. Он принадлежит к числу пионеров русского научного искусства и последовательно представляет самобытное направление, суть которого — художественная визуализация гармоничной абстрактной мысли.

«Мои работы очень принципиальны. Я убежден, что актуальное искусство — это искусство, комфортное для зрителя. У меня нет асимметричных композиций и пространства, которое улетает в бесконечность, выходит за пределы видимости. Все стремится к центру, мой хаос, пульсирующие красно-белые тона, — это детерминированный хаос. В нем все объективно, ничего изменить нельзя, я не могу ничего переменить по своей собственной воле. Число объективно регулирует всю эту структуру» — так свое кредо выразил сам Александр Панкин.

«Александр Панкин: от архитектуры к живописи. Тайная лаборатория художника».
Выставочные залы Фонда Андрея Чеглакова
До 25 февраля

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+