18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Чингисхан как герой истории, старой и новой

Основные предметы экспозиции получены из государственных и частных монгольских коллекций, например из нового Национального музея Чингисхана. Фото: Musée de Karakorum
Основные предметы экспозиции получены из государственных и частных монгольских коллекций, например из нового Национального музея Чингисхана.
Фото: Musée de Karakorum

Первую во французской истории выставку, посвященную монгольской империи и Чингисхану, показывают в Нанте через три года после того, как ее изначальный вариант был сорван властями Китая

В конце 2020 года Исторический музей Нанта заявил, что Коммунистическая партия Китая (КПК) пыталась подвергнуть цензуре содержание экспозиции. Попытки цензуры начались с требования руководства КПК убрать слова «Чингисхан», «империя» и «монгол» из названия и текстов; это стало результатом «ужесточения позиции китайского правительства в отношении монгольского меньшинства страны», как сообщил тогда в специальном заявлении директор музея и сокуратор выставки Бертран Гийе.

Выставка «Чингисхан. Как монголы изменили мир» в Историческом музее Нанта. Фото: David Gallard/LVAN
Выставка «Чингисхан. Как монголы изменили мир» в Историческом музее Нанта.
Фото: David Gallard/LVAN

Новая экспозиция организована при поддержке правительства Монголии. Основные предметы получены из государственных и частных монгольских коллекций, например из нового Национального музея Чингисхана; 140 из 450 экспонатов являются объектами культурного наследия этой страны. В центре выставки — фигура величайшего в истории завоевателя, войско которого прокатилось от монгольских равнин до Ближнего Востока. Наставший потом мир позволил процветать торговым, научным и художественным связям между Востоком и Западом, подняв искусство и ремесла на недосягаемую прежде высоту. Это был первый в истории пример глобализации, по мнению кураторов Жан-Поля Дероша, Мари Фаверо и Бертрана Гийе.

Выставка «Чингисхан. Как монголы изменили мир» в Историческом музее Нанта. Фото: David Gallard/LVAN
Выставка «Чингисхан. Как монголы изменили мир» в Историческом музее Нанта.
Фото: David Gallard/LVAN

Выставка исследует несколько хронологических этапов. Повествование об империи Чингисхана начинается издалека — с бронзовых фигурок оленей VII–V веков до н.э. Они демонстрируют явное родство со звериным стилем, но при этом покрыты синей краской, подчеркивающей их магическую сущность. Золотая тиара VIII века н.э., которую прежде украшали крупные полудрагоценные камни, была найдена в гробнице тюркского императора Бильге-хана, кагана Восточно-Тюркского каганата, средневекового государства на территории Монголии. Отдельная глава выставки посвящена лошади — главному другу кочевника.

Фотографы и журналисты Туул и Бруно Моранди в течение почти 20 лет исследовали каждый уголок гигантской территории Монголии для того чтобы уловить душу кочевников и встретиться с владельцами ранчо, которые и сегодня продолжают уникальный образ жизни - кочевое скотоводство, наследие великого Чингисхана. Фото: Morandi
Фотографы и журналисты Туул и Бруно Моранди в течение почти 20 лет исследовали каждый уголок гигантской территории Монголии для того чтобы уловить душу кочевников и встретиться с владельцами ранчо, которые и сегодня продолжают уникальный образ жизни - кочевое скотоводство, наследие великого Чингисхана.
Фото: Morandi

Раздел о самом Чингисхане демонстрирует его самое известное изображение — портрет, созданный китайским художником в XIV веке, через два столетия после смерти императора. Здесь же представлены культовые объекты — золотые Солнце и Луна XIII–XIV веков. В монгольском шаманизме они являются символами вечного Голубого Неба, силы всего сущего. Кураторы особо отмечают при этом религиозную терпимость, царившую на территории всей монгольской империи.

Наряду с вооружением воина представлены изысканные предметы роскоши: украшения, курильницы, фарфоровая посуда. Еще один раздел рассказывает о торговых путях — таких протяженных, что одним из экспонатов стала шелковая накидка с узором из попугаев и лилий, подаренная монгольскими послами Людовику Святому, королю Франции в 1226–1270 годах.

Исторический музей Нанта, замок герцогов Бретонских
«Чингисхан. Как монголы изменили мир»
До 5 мая

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+