18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Филип Гастон в Тейт Модерн: призыв к человечности

Выставка «Филип Гастон» в Тейт Модерн, Лондон. 2023. Фото: Larina Fernandes/Tate
Выставка «Филип Гастон» в Тейт Модерн, Лондон. 2023.
Фото: Larina Fernandes/Tate
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Долгожданная ретроспектива классика ХХ века состоялась — после отмены в 2020-м и сопутствующего скандала, который обернулся увольнением куратора Тейт Модерн. Стоит ли проект трехлетнего ожидания?

«Филип Гастон» — центральная зимняя выставка Тейт Модерн. Она объединила более 100 произведений художника, созданных в разные периоды его эклектичного полувекового творческого пути.

Филип Гастон родился в Монреале в еврейской семье, бежавшей от погромов в Российской империи, и рос в Лос-Анджелесе, где ходил в одну художественную школу с Джексоном Поллоком. Его ранние годы омрачила череда трагедий, начиная с самоубийства отца. Картины этого периода пронизаны мрачными образами висельных петель, дубинок и призрачных плакальщиков.

Выставка «Филип Гастон» в Тейт Модерн, Лондон. 2023. Фото: Larina Fernandes/Tate
Выставка «Филип Гастон» в Тейт Модерн, Лондон. 2023.
Фото: Larina Fernandes/Tate

Этот беспокойный период творчества Филипа Гастона подробно представлен в особом зале в начале выставки. В отдельной витрине разложены архивные и найденные материалы, рассказывающие о раннем антифашистском активизме художника, в том числе о борьбе с ку-клукс-кланом. Отсюда зритель переходит к антивоенной картине «Бомбардировка» (1937), свидетельству художника о воздушном налете нацистских ВВС на Гернику. В отличие от Пабло Пикассо, он использует ренессансный формат тондо (круга), поместив взрыв в самый его центр.

Выставка «Филип Гастон» в Тейт Модерн, Лондон. Фото: Larina Fernandes/Tate
Выставка «Филип Гастон» в Тейт Модерн, Лондон.
Фото: Larina Fernandes/Tate

К концу 1940-х Филип Гастон отошел от реализма. «Возвращение» (1956–1958) и «Возвращение уроженца» (1957) входят в число самых знаменитых произведений абстрактного экспрессионизма. Но художник никогда не следовал проторенному пути и привык все подвергать сомнению. «Есть что-то нелепое и жалкое в мифе, который мы унаследовали от абстрактного искусства, — сказал он однажды будто бы себе в упрек, — о том, что искусство якобы автономно, чисто и существует само для себя».

Когда началась война во Вьетнаме, он спрашивал себя: «Что я за человек? Я сижу дома, читаю журналы, меня охватывают гнев и отчаяние… а потом я иду в свою мастерскую и подбираю красный к синему». В залах Тейт Модерн зритель будто бы оказывается в мастерской Гастона, проживаем вместе с ним этот кризис веры, проходя затемненный вестибюль и по-новому возвращаясь к старой теме — ку-клукс-клану. Если его куклуксклановцы 1930-х были несомненными врагами, с которыми необходимо бороться, то здесь они отдыхают, пишут автопортреты и совершают автомобильные прогулки. Они почти как мы. После выставки этих работ в 1970 году самые лояльные коллеги отвернулись от Гастона. И здесь мы подходим к истории отмены выставки Филипа Гастона в Тейт Модерн в ее первоначальном виде в сентябре 2020-го, после убийства американскими полицейскими чернокожего Джорджа Флойда.

Выставка «Филип Гастон» в Тейт Модерн, Лондон. 2023. Фото: Larina Fernandes/Tate
Выставка «Филип Гастон» в Тейт Модерн, Лондон. 2023.
Фото: Larina Fernandes/Tate

Тогда под давлением вашингтонской Национальной художественной галереи лондонский музей отложил проведение их совместной ретроспективы до той поры, когда «убедительный призыв к социальной и расовой справедливости, занимающий центральное место в творчестве Филипа Гастона, будет звучать более однозначно». Куратор со стороны Тейт Марк Годфри уволился в знак протеста. А в наши времена арт-критики возмущались — но директора музеев хором заявили, что общество еще не готово. Как же они ошибались! Конечно, можно возразить, что эти произведения очеловечивают образ тех, кто совершает преступления на почве ненависти. «Я практически пытался представить себе, что живу с куклуксклановцами, — говорил Гастон. — Каково это — быть злодеем? Замышлять и планировать зло?» Эти картины человека, который всю жизнь был противником расизма, стали художественным эквивалентом рассуждений Ханны Арендт о «банальности зла», где она подчеркивает, что преступления становятся возможными в условиях нормализации и попустительства со стороны коллег, друзей и соседей. В этих работах Гастон представляет своих деклассированных врагов с честностью и серьезностью, которых сегодня так не хватает.  

Тейт Модерн
«Филип Гастон»
До 25 февраля

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+