18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Третьяковская галерея в Калининграде откроется в июне

Филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Фото: Александр Матвеев/Группа компаний Стройтрансгаз
Филиал Третьяковской галереи в Калининграде.
Фото: Александр Матвеев/Группа компаний Стройтрансгаз

Первым проектом в новом музейном здании станет ретроспектива русского искусства за 500 лет

Выставка «Третьяковская галерея. Пять веков русского искусства», которая станет первой экспозицией в калининградском филиале Государственной Третьяковской галереи, пройдет с июня 2024 года по март 2025 года.

Проект, как сообщает пресс-служба музея, посвящен многогранному образу России в отечественном искусстве. «История, география, культура, многообразие народов, объединенных одной территорией, общими судьбой и памятью, станут центральными темами первой выставки», — говорится в пресс-релизе.

Василий Кандинский. Этюд «Всадник. Георгий Победоносец». 1914-1915. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Василий Кандинский. Этюд «Всадник. Георгий Победоносец». 1914-1915.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Из Москвы в Калининград приедет 300 произведений, отражающих развитие искусства на протяжении последних 500 лет. Любопытен акцент подбора экспонатов, отмеченный в анонсе выставки: «Проект призван выявить вечные ценности, актуальные для любого исторического периода, а также наглядно показать, как в русском искусстве отразились поиски самобытности и идентичности».

Алексей Венецианов. «Первые шаги (Крестьянка с ребенком)». Начало 1830-х. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Алексей Венецианов. «Первые шаги (Крестьянка с ребенком)». Начало 1830-х.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В числе обещанных экспонатов — иконы XVI–XVIII веков, живопись XVIII — первой половины XIX века, золотой фонд, собранный Павлом Третьяковым, эксперименты авангардистов. На выставке будут показаны картины Владимира Боровиковского, Василия Тропинина, Ильи Репина, Валентина Серова, Исаака Левитана, Ивана Шишкина, работы авангардистов — Казимира Малевича, Василия Кандинского, произведения художников «Бубнового валета» и соцреализма, «сурового стиля» и периода оттепели, скульптуры Анны Голубкиной, Сергея Конёнкова, Веры Мухиной, а также многих других выдающихся мастеров второй половины XX века.

Кузьма Петров-Водкин.  «Свеча и графин». 1918. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Кузьма Петров-Водкин. «Свеча и графин». 1918.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Филиал Третьяковской галереи в Калининграде построен на острове Октябрьский в рамках одного из четырех культурно-образовательных комплексов, строящихся в городах России по поручению президента Владимира Путина. Помимо галереи, в западной части острова строят филиал Большого театра и Балтийскую высшую школу музыкального и театрального искусства (филиал РГИСИ). В восточной части разместились филиалы Центральной музыкальной школы — Академии исполнительского искусства «Балтийский» и Московской государственной академии хореографии в Калининграде. Также на острове строятся дома для будущих сотрудников объектов комплекса и общежитие филиала РГИСИ.

Строительство музея велось в течение четырех лет — с декабря 2019 года по декабрь 2023 года, в настоящее время ведутся работы по обустройству. Здание возвели по проекту, разработанному архитектором Юрием Григоряном и его бюро «Меганом», подрядчиком выступила компания ГК «Стройтрансгаз».

Визуальной доминантой здания стала 50-метровая башня. Фото: Группа компаний Стройтрансгаз
Визуальной доминантой здания стала 50-метровая башня.
Фото: Группа компаний Стройтрансгаз

Как рассказывала предыдущий директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова в октябре 2022 года, анонсируя проект, он будет «музеем мечты» — самым большим и современным музейным зданием в регионах.

По словам застройщика, общая площадь музея 17,6 тыс. кв. м. В здании 14 выставочных залов, площадь которых составляет более 4,5 тыс. кв. м. Также в его стенах разместятся кинозал, кафе, библиотека, фондохранилище, лекторий, различные образовательные мастерские (включая гончарную), учебные студии и аудитории, реставрационные мастерские.

За счет конструкции фасада с 15-метровой нависающей консолью и эффектной подсветки по контуру, здание имеет эффект парящего над землей. Фото: Группа компаний Стройтрансгаз
За счет конструкции фасада с 15-метровой нависающей консолью и эффектной подсветки по контуру, здание имеет эффект парящего над землей.
Фото: Группа компаний Стройтрансгаз

Здание имеет эффект парящего над землей за счет конструкции фасада с 15-метровой нависающей консолью и эффектной подсветки по контуру. Анфилада выставочных залов будто подвешена в воздухе, благодаря остеклению открываясь к городскому пространству и сливаясь с окружающим парком.

Визуальной доминантой здания стала 50-метровая башня, в которой разместятся администрация и сотрудники музея, многофункциональное пространство, предназначенное для презентаций, пресс-конференций и иных мероприятий, а также технические помещения для инженерных систем комплекса.

Ключевым элементом входной зоны музея стала парадная лестница. Фото: Группа компаний Стройтрансгаз
Ключевым элементом входной зоны музея стала парадная лестница.
Фото: Группа компаний Стройтрансгаз

Ключевым элементом входной зоны стала парадная лестница высотой 7 м, имеющая всего две точки опоры, что создает впечатляющий визуальный эффект. Она многофункциональна: ее ступени могут служить пространством для лекций, мастер-классов или отдыха.

Для подготовки музейных специалистов, которые могли бы работать в новом учреждении, Третьяковская галерея и Балтийский федеральный университет им. И.Канта в прошлом году запустили совместную магистерскую программу.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+