18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Лучшая кисть Болоньи» Элизабетта Сирани вновь заставляет говорить о себе

Одна из самых известных картин Элизабетты Сирани «Тимоклея, убивающая своего насильника». 1659. Фото: Museo di Capodimont
Одна из самых известных картин Элизабетты Сирани «Тимоклея, убивающая своего насильника». 1659.
Фото: Museo di Capodimont
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Тщательное документирование карьеры не уберегло художницу от последующей безвестности, но в наше время это можно исправить. На английском языке вышла новая биография Элизабетты Сирани, написанная исследовательницей Аделиной Модести

В один из ноябрьских дней 1665 года итальянский город Болонья погрузился в траур. Церковь Сан-Доменико была закутана в черную ткань, расшитую золотым шелком, с ее колонн свисали специально написанные элегии, а литургия, сочиненная музыкальным руководителем капеллы, была исполнена хором Болонского университета, после чего «рыдания и вздохи разносились по храму». В центре огромного катафалка из искусственного мрамора располагалось скульптурное изображение рисующей женщины в натуральную величину.

Таковы свидетельства о торжественной мессе, которую отслужили по Сирене — Элизабетте Сирани (1638–1665), неожиданно скончавшейся за два с половиной месяца до того. Несмотря на юный возраст, она пользовалась репутацией художницы с международным признанием, ее называли «лучшей кистью Болоньи». Круг ее клиентов был чрезвычайно широк: от местных рыбаков до представителей династии Медичи и европейских королевских особ.

Биография Элизабетты Сирани, написанная Аделиной Модести, продолжает великолепную серию издательства Lund Humphries «Художницы в центре внимания», цель которой — вернуть женщин в реестр истории искусства и подсветить невероятные, но забытые карьеры. Хотя в данном случае необходимость напоминания выглядит несколько удивительной, ведь типичные причины забвения — отсутствие архивных свидетельств и дошедших до нас произведений, а также неподписанные работы, усложняющие провенанс. Однако все это не про Сирани.

Adelina Modesti. Elisabetta Sirani. Lund Humphries. 144 с.: 77 цв. ил. На английском языке
Adelina Modesti. Elisabetta Sirani. Lund Humphries. 144 с.: 77 цв. ил. На английском языке

Дочь художника и торговца произведениями искусства Джованни Андреа Сирани, она начала заниматься живописью в 12 лет и уже с 17-ти постоянно вела записи, тщательно фиксируя развитие своей карьеры — вплоть до трагической и до сих пор не получившей объяснения смерти десять лет спустя. Дневник был опубликован в 1678 году как часть биографии ее знаменитого наставника, историка искусства графа Карло Чезаре Мальвазия. В записях Элизабетты Сирани перечислено более 200 картин, не говоря уже о рисунках, из которых до наших дней дошло 149, а также 14 совместных произведений. При этом около 70% работ подписаны. Нет сомнений, что она была одной из самых узнаваемых художниц своей эпохи.

Роскошно иллюстрированная книга Модести объединяет ту документацию XVII века с ее собственными архивными исследованиями и недавними открытиями других ученых. Мы обнаруживаем, в частности, что студия Сирани работала почти как салон: посетители, прежде всего болонские дворянки, входившие в число ее первых покровительниц, наблюдали за работой художницы, заодно обсуждая искусство и литературу или просто сплетничая.

Элизабетта Сирани писала портреты, библейские и античные сцены, а также культивировала собственный образ через автопортреты, в которых представала то в виде аллегории живописи, то Цирцеи, то какой-нибудь святой, и даже использовала автопортретные черты для изображения Христа.

Мы также узнаем о методах работы Сирани и о том, как при получении заказа она могла тут же, в считаные минуты, набросать эскиз будущей работы. Ее специализацией были изображения Богоматери, и Модести сопоставляет несколько таких произведений, чтобы раскрыть развитие авторской техники. Художница писала, что ей хотелось “far maniera da se” («следовать собственному пути»), и в самом начале карьеры она пользовалась приемами импасто, нанося на холст смелые, широкие мазки. Со временем ее стиль приобрел плавность и легкость, которые отличали художницу от современников.

«Мадонна с пеленками» (1665); многие картины Сирани, изображающие Марию, демонстрируют ее развивающийся художественный стиль. Фото: Museo di Capodimont
«Мадонна с пеленками» (1665); многие картины Сирани, изображающие Марию, демонстрируют ее развивающийся художественный стиль.
Фото: Museo di Capodimont

По сравнению с остальной Италией и Европой Болонья была безопасной гаванью для женщин из элиты. Они могли обучаться в городском университете и делать карьеру. Элизабетта Сирани была девушкой высокообразованной. Например, сохранились свидетельства о том, что она читала классику на латыни и греческом. Ее художественный талант явно подпитывался интеллектуальной мотивацией.

Но, хотя болонские женщины имели больше возможностей для развития, чем их современницы из других городов, подлинного равноправия не было и здесь. Одной из причин, почему Сирани вела столь подробный «производственный журнал» и подписывала так много своих работ, было желание доказать собственное авторство. И да, заработанными ею деньгами распоряжался отец. Тем не менее редкие художницы до Сирани — и в течение долгого времени после ее смерти — могли управлять студией с подмастерьями и женской художественной школой.

Биография, написанная Аделиной Модести, представляется важным шагом на пути к повторному признанию Элизабетты Сирани одной из самых значительных художниц ее поколения. Это действительно была «блестящая» фигура, как говорилось в траурной речи, купавшаяся в «публичной похвале, аплодисментах и всеобщем восхищении».

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+