18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

«Лучшая кисть Болоньи» Элизабетта Сирани вновь заставляет говорить о себе

Одна из самых известных картин Элизабетты Сирани «Тимоклея, убивающая своего насильника». 1659. Фото: Museo di Capodimont
Одна из самых известных картин Элизабетты Сирани «Тимоклея, убивающая своего насильника». 1659.
Фото: Museo di Capodimont
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Тщательное документирование карьеры не уберегло художницу от последующей безвестности, но в наше время это можно исправить. На английском языке вышла новая биография Элизабетты Сирани, написанная исследовательницей Аделиной Модести

В один из ноябрьских дней 1665 года итальянский город Болонья погрузился в траур. Церковь Сан-Доменико была закутана в черную ткань, расшитую золотым шелком, с ее колонн свисали специально написанные элегии, а литургия, сочиненная музыкальным руководителем капеллы, была исполнена хором Болонского университета, после чего «рыдания и вздохи разносились по храму». В центре огромного катафалка из искусственного мрамора располагалось скульптурное изображение рисующей женщины в натуральную величину.

Таковы свидетельства о торжественной мессе, которую отслужили по Сирене — Элизабетте Сирани (1638–1665), неожиданно скончавшейся за два с половиной месяца до того. Несмотря на юный возраст, она пользовалась репутацией художницы с международным признанием, ее называли «лучшей кистью Болоньи». Круг ее клиентов был чрезвычайно широк: от местных рыбаков до представителей династии Медичи и европейских королевских особ.

Биография Элизабетты Сирани, написанная Аделиной Модести, продолжает великолепную серию издательства Lund Humphries «Художницы в центре внимания», цель которой — вернуть женщин в реестр истории искусства и подсветить невероятные, но забытые карьеры. Хотя в данном случае необходимость напоминания выглядит несколько удивительной, ведь типичные причины забвения — отсутствие архивных свидетельств и дошедших до нас произведений, а также неподписанные работы, усложняющие провенанс. Однако все это не про Сирани.

Adelina Modesti. Elisabetta Sirani. Lund Humphries. 144 с.: 77 цв. ил. На английском языке
Adelina Modesti. Elisabetta Sirani. Lund Humphries. 144 с.: 77 цв. ил. На английском языке

Дочь художника и торговца произведениями искусства Джованни Андреа Сирани, она начала заниматься живописью в 12 лет и уже с 17-ти постоянно вела записи, тщательно фиксируя развитие своей карьеры — вплоть до трагической и до сих пор не получившей объяснения смерти десять лет спустя. Дневник был опубликован в 1678 году как часть биографии ее знаменитого наставника, историка искусства графа Карло Чезаре Мальвазия. В записях Элизабетты Сирани перечислено более 200 картин, не говоря уже о рисунках, из которых до наших дней дошло 149, а также 14 совместных произведений. При этом около 70% работ подписаны. Нет сомнений, что она была одной из самых узнаваемых художниц своей эпохи.

Роскошно иллюстрированная книга Модести объединяет ту документацию XVII века с ее собственными архивными исследованиями и недавними открытиями других ученых. Мы обнаруживаем, в частности, что студия Сирани работала почти как салон: посетители, прежде всего болонские дворянки, входившие в число ее первых покровительниц, наблюдали за работой художницы, заодно обсуждая искусство и литературу или просто сплетничая.

Элизабетта Сирани писала портреты, библейские и античные сцены, а также культивировала собственный образ через автопортреты, в которых представала то в виде аллегории живописи, то Цирцеи, то какой-нибудь святой, и даже использовала автопортретные черты для изображения Христа.

Мы также узнаем о методах работы Сирани и о том, как при получении заказа она могла тут же, в считаные минуты, набросать эскиз будущей работы. Ее специализацией были изображения Богоматери, и Модести сопоставляет несколько таких произведений, чтобы раскрыть развитие авторской техники. Художница писала, что ей хотелось “far maniera da se” («следовать собственному пути»), и в самом начале карьеры она пользовалась приемами импасто, нанося на холст смелые, широкие мазки. Со временем ее стиль приобрел плавность и легкость, которые отличали художницу от современников.

«Мадонна с пеленками» (1665); многие картины Сирани, изображающие Марию, демонстрируют ее развивающийся художественный стиль. Фото: Museo di Capodimont
«Мадонна с пеленками» (1665); многие картины Сирани, изображающие Марию, демонстрируют ее развивающийся художественный стиль.
Фото: Museo di Capodimont

По сравнению с остальной Италией и Европой Болонья была безопасной гаванью для женщин из элиты. Они могли обучаться в городском университете и делать карьеру. Элизабетта Сирани была девушкой высокообразованной. Например, сохранились свидетельства о том, что она читала классику на латыни и греческом. Ее художественный талант явно подпитывался интеллектуальной мотивацией.

Но, хотя болонские женщины имели больше возможностей для развития, чем их современницы из других городов, подлинного равноправия не было и здесь. Одной из причин, почему Сирани вела столь подробный «производственный журнал» и подписывала так много своих работ, было желание доказать собственное авторство. И да, заработанными ею деньгами распоряжался отец. Тем не менее редкие художницы до Сирани — и в течение долгого времени после ее смерти — могли управлять студией с подмастерьями и женской художественной школой.

Биография, написанная Аделиной Модести, представляется важным шагом на пути к повторному признанию Элизабетты Сирани одной из самых значительных художниц ее поколения. Это действительно была «блестящая» фигура, как говорилось в траурной речи, купавшаяся в «публичной похвале, аплодисментах и всеобщем восхищении».

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+