18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Виталий Попов: «Новый музейный центр в Рязани по сути большая фабрика»

Директор Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Виталий Попов. Фото: Михаил Терещенко/ТАСС
Директор Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Виталий Попов.
Фото: Михаил Терещенко/ТАСС
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

В конце декабря открылось новое здание Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, хотя это лишь первый этап переезда. О сегодняшних и предстоящих переменах нам рассказал директор РИАМЗ Виталий Попов

Ваш музей — из числа старейших в России, ему скоро исполняется 140 лет. Как он возник?

Мы знаем даже дату: музей был создан 15 июня 1884 года, это произошло на заседании Рязанской ученой архивной комиссии. Тогда он назывался историко-археологическим, и первым экспонатом стала икона мучеников Флора и Лавра XVIII века, которая была подарена полковником Мариным.

Музей не сразу был открыт для посетителей, а в 1890 году, и уже тогда коллекция насчитывала свыше 10 тыс. предметов. Сейчас у нас больше 270 тыс. предметов, но для того времени это была серьезная коллекция. Сначала музей располагался в здании присутственных мест (это практически администрация города, там когда-то работал вице-губернатором Салтыков-Щедрин).

А в 1918 году объединились городские музеи и частные коллекции, появился Губернский историко-художественный музей, который в 1923 году переехал в Рязанский кремль. Какое-то время он назывался еще Базовым среднеокским, то есть объединял музеи разных территорий, а потом был преобразован в областной краеведческий. Можно сказать, что он стал родителем многих других музеев: из него выделялись и самостоятельный художественный музей, позднее получивший имя художника-гравера и мецената Ивана Пожалостина, и музей Сергея Есенина в селе Константиново, и с десяток муниципальных музеев.

БИОГРАФИЯ
Виталий Попов

Директор Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника

1971 родился в поселке Старожилово Рязанской области

1994 окончил Рязанское музыкальное училище им. Г. и А. Пироговых по специальности «фортепиано»

2000 получил дополнительное образование в Астраханской государственной консерватории

2003 окончил аспирантуру Астраханской государственной консерватории

2007–2009 начальник отдела управления культуры и искусства администрации города Рязани

2009 назначен на должность начальника отдела Комитета по культуре и туризму Рязанской области

2010 прошел профессиональную переподготовку в Рязанском институте развития образования по программе «Государственное и муниципальное управление»

2012 утвержден в должности исполняющего обязанности первого заместителя председателя Комитета по культуре и туризму Рязанской области

2013 занял пост первого заместителя министра культуры и туризма Рязанской области

2014 назначен на должность министра культуры и туризма Рязанской области

2022 назначен на должность директора Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника

Еще…

Теперь, столетие спустя, вы покидаете территорию кремля? Именно этим была обоснована необходимость строительства нового музейного центра за его пределами?

Было обращение Православной церкви о возвращении объектов, было соответствующее поручение правительства Российской Федерации, но понятно, что мы не могли уйти в никуда. Появилось специальное решение о строительстве нового здания для размещения экспозиций, выставок и системы фондохранения. На территории кремля у нас с этим была непростая ситуация, а мы должны развиваться дальше. Благодаря строительству такая возможность появилась: около 4 тыс. кв. м в новом здании отданы под систему фондохранения. И система эта уникальна, даже в масштабах страны, потому что кабинеты хранителей расположены прямо рядом с хранилищами. Для каждого направления — старинное дерево, ювелирные изделия, этнография, археология и так далее — предназначено отдельное хранилище.

Новое здание Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. Фото: Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник
Новое здание Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника.
Фото: Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник

С кремлем расстаетесь полностью и навсегда?

Все объекты передаются, а земля остается за нами, и сейчас как раз тот период, когда мы обсуждаем возможности совместной работы на этой территории. Про какие-то формы мы уже понимаем: ведение экскурсионной деятельности, продолжение раскопок. Обсуждаем возможность выставок, целиком наших или совместных.

Давайте вернемся к новому музейному зданию. Оно выросло в историческом центре города. А что на этом месте раньше располагалось?

К моменту начала проектирования здесь были только парковка и сквер. А в стародавние времена территория эта относилась к острогу Переяславля-Рязанского, по ней проходила Московская дорога, на сегодняшнем входе в Центробанк стояла Московская башня. С XVIII века здесь была усадьба, в ее состав входило пять домов, но ничего к нашим дням не сохранилось. Благодаря новому зданию, кстати, в этом месте возвращена красная линия застройки.

Как раз из-за окружающей застройки габариты музейного центра были ограничены. Каким образом проектировщики вписывались в заданные параметры?

Мы считаем большим достижением то, что в историческом центре удалось найти место под новое здание. Любая локация в отдалении оказалась бы для нас проблематичной с точки зрения выстраивания работы. Нынешнее здание располагается в 500 м от кремля, занимаемая им территория — чуть больше 1 га. Проект разрабатывался с 2011 года компанией «Хоумленд архитектура», к работе подключался и Архитектурный совет города Рязани.

Стояла задача гармонично вписать музейный центр в существующую старинную застройку, в том числе по стилю и по высоте. Из-за чего и произошло погружение на более чем 5 м вниз — появились высокий цокольный этаж, огромный атриум. Здесь начинается экспозиция — раздел «Космос, рождение Земли, антропогенез, природа и человек», рядом большой сувенирный магазин, а другую часть цокольного этажа занимают уже фондовые хранилища.

Новое здание Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. Фото: Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник
Новое здание Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника.
Фото: Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник

С левой стороны здания два высоких этажа, а с правой — три. То есть части эти разноэтажные, но укладываются в одну общую высоту. Ближе к тыльной стороне здания размещены административные кабинеты, а ближе к улице — залы с исторической экспозицией. Открылись кафе, детский центр с собственным выставочным залом. Три новых выставочных зала у нас появились в общей сложности (до сих пор их очень не хватало). Начала работать научная библиотека, планетарий, появился зал народного костюма, зал редкой книги и зал Славы, посвященный подвигам рязанцев и патриотической тематике. Очень интересна входная группа. Здесь использован прием, который был опробован в великих музеях — в Лувре и других.

У вас, как в Лувре, подземный вход?

Да, а на поверхности расположен куб, куда с улицы заходят посетители. Там можно купить билеты, получить информацию и что-нибудь приобрести в еще одной сувенирной лавке.

Как правило, посетители не вспоминают про служебные площади, хотя понятно, что музей — пространство многофункциональное, а не только выставочное и досуговое. В каких пропорциях у вас одно с другим соотносится?

Упомяну еще и реставрационную мастерскую, и складские помещения. Конечно, есть серьезнейшая охранная и противопожарная система, высокотехнологические сети коммуникаций. По сути, это такая большая фабрика. Если делить ее пространство на те зоны, куда есть доступ посетителям и куда его нет, то получается приблизительно пополам — при общей площади свыше 20 тыс. кв. м.

Переезд ведь будет поэтапным?

Сейчас мы зашли в новое здание только с первым этапом, исторические залы пока остаются в кремле. Это постепенный переход; на 2024 год нам подтвердили финансирование части проекта второго этапа экспозиции. Рассчитываем, что наше присутствие в помещениях кремля продлится до конца 2025 года.

Интерьер нового здания Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. Фото: Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник
Интерьер нового здания Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника.
Фото: Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник

Программа выставок открытия уже готова?

В конце декабря открылись сразу четыре выставки. Государственный исторический музей представил выставку «Российская империя», мы добавили в нее свои предметы. У нас ведь раньше не было возможности принимать большие экспозиции, поэтому сейчас многое делаем впервые. Мы же показываем нашу гордость — деревянную поли­хромную скульптуру XVII–XIX веков. Проходит также палеонтологическая выставка про Костёнки, стоянку древних людей на территории Воронежской области. И еще мы выиграли грант на проведение выставки, посвященной Старой Рязани. Интереснейшая история.

Есть у нас планы и на следующий год. Например, ждем у себя Государственный Русский музей с выставкой изобразительного искусства «Широка страна». А сами готовим выставку под названием «Рубель. Врубель»: на основе фондовой коллекции реставраторы и художники, работающие с деревом, будут демонстрировать, какой может быть мебель в новой русской стилистике, назовем это так. В общем, много идей, которые хотелось бы воплотить в следующем году.

Одно из ваших важнейших поприщ — археология. Причем не только у стен кремля, но и в Старой Рязани, и на поле Вожской битвы. Продолжаете копать?

У нас три археологические экспедиции каждый год ведут раскопки, две из них организует Институт архео­логии РАН. Здесь, на Переяславле-Рязанском, работает Владимир Игоревич Завьялов, выдающийся специалист. Экспедицию на Старой Рязани возглавляет Игорь Юрьевич Стрикалов, а под началом Дмитрия Александровича Иванова, нашего руководителя отдела археологии, работает экспедиция на территории достопримечательного места «Поле Вожской битвы», где в 1378 году произошло легендарное сражение между ратью князя Дмитрия Донского и войском Золотой Орды. Археологическое направление остается у музея одним из главных, поэтому недавно нам под археологический центр передано здание в Московском районе города. Там появятся и выставочный зал, и реставрационная мастерская, и хранилище археологических материалов, и лаборатория.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
7
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Выставка в Московском музее современного искусства подчеркивает полифонию творческих интересов, жанров и техник знаменитого художника, а центральная инсталляция в виде мельницы приобретает новое звучание
04.08.2025
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+