18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Янтаря много не бывает. Доказано «Царским Селом»

Янтарная комната. Фото: Руслан Шамуков/ГМЗ «Царское Село»
Янтарная комната.
Фото: Руслан Шамуков/ГМЗ «Царское Село»

Двадцать лет назад в «Царском Селе» открылась воссозданная Янтарная комната. Музей-заповедник отмечает юбилей, впервые выставив свою коллекцию янтаря — одну из крупнейших в Европе — практически целиком

Прусского «короля-солдата» Фридриха-Вильгельма I (1688–1740) немецкие историки искусства и по сей день вспоминают недобрым словом: он не просто не расширял коллекции, собранные его великими предками, но только и делал, что разбазаривал их. Отправил на переплавку три сотни золотых медалей, продал несколько античных скульптур Августу Сильному Саксонскому и — о ужас! — подарил Петру I уникальный Янтарный кабинет. Вернуть шедевр на родину с тех пор мечтали многие. Вторая мировая война дала такой шанс: из Екатерининского дворца Янтарную комнату вывезли в Кенигсберг, а там она уже пропала при отступлении немецких войск весной 1945-го.

Янтарная комната. Фрагмент. Фото: Руслан Шамуков/ГМЗ «Царское Село»
Янтарная комната. Фрагмент.
Фото: Руслан Шамуков/ГМЗ «Царское Село»

В 1981 году коллектив реставраторов под руководством Александра Журавлева приступил к воссозданию утраченного шедевра. В 2003-м беспрецедентный труд был завершен. Двадцатилетняя годовщина отмечается в Государственном музее-заповеднике «Царское Село» с подобающим размахом. Более 100 предметов XVII–XX веков расположились в трех интерьерах: в самой Янтарной комнате и соседних с ней Портретном и Картинном залах. В Портретном зале, например, представлена история появления Янтарного кабинета в нашей стране в результате обмена дипломатическими подарками.

Янтарная комната. Фрагмент. Фото: Руслан Шамуков/ГМЗ «Царское Село»
Янтарная комната. Фрагмент.
Фото: Руслан Шамуков/ГМЗ «Царское Село»

Интерактивная карта укажет подробности путешествия кабинета в Россию, а посетители пройдутся под шум волн по деревянному настилу среди «дюн» Куршской косы, где добывался янтарь. В Картинном зале воспроизведена янтарная мастерская. Здесь звучит голос канарейки: в мастерских (как, скажем, в шахтах) живая канарейка была индикатором чистоты воздуха. Среди раритетов, представленных на выставке, — доска для настольных игр, предположительно принадлежавшая императрице Елизавете Петровне.

Государственный музей-заповедник «Царское Село»
«Ярче солнца»
До 4 февраля

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+