18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Янтаря много не бывает. Доказано «Царским Селом»

Янтарная комната. Фото: Руслан Шамуков/ГМЗ «Царское Село»
Янтарная комната.
Фото: Руслан Шамуков/ГМЗ «Царское Село»

Двадцать лет назад в «Царском Селе» открылась воссозданная Янтарная комната. Музей-заповедник отмечает юбилей, впервые выставив свою коллекцию янтаря — одну из крупнейших в Европе — практически целиком

Прусского «короля-солдата» Фридриха-Вильгельма I (1688–1740) немецкие историки искусства и по сей день вспоминают недобрым словом: он не просто не расширял коллекции, собранные его великими предками, но только и делал, что разбазаривал их. Отправил на переплавку три сотни золотых медалей, продал несколько античных скульптур Августу Сильному Саксонскому и — о ужас! — подарил Петру I уникальный Янтарный кабинет. Вернуть шедевр на родину с тех пор мечтали многие. Вторая мировая война дала такой шанс: из Екатерининского дворца Янтарную комнату вывезли в Кенигсберг, а там она уже пропала при отступлении немецких войск весной 1945-го.

Янтарная комната. Фрагмент. Фото: Руслан Шамуков/ГМЗ «Царское Село»
Янтарная комната. Фрагмент.
Фото: Руслан Шамуков/ГМЗ «Царское Село»

В 1981 году коллектив реставраторов под руководством Александра Журавлева приступил к воссозданию утраченного шедевра. В 2003-м беспрецедентный труд был завершен. Двадцатилетняя годовщина отмечается в Государственном музее-заповеднике «Царское Село» с подобающим размахом. Более 100 предметов XVII–XX веков расположились в трех интерьерах: в самой Янтарной комнате и соседних с ней Портретном и Картинном залах. В Портретном зале, например, представлена история появления Янтарного кабинета в нашей стране в результате обмена дипломатическими подарками.

Янтарная комната. Фрагмент. Фото: Руслан Шамуков/ГМЗ «Царское Село»
Янтарная комната. Фрагмент.
Фото: Руслан Шамуков/ГМЗ «Царское Село»

Интерактивная карта укажет подробности путешествия кабинета в Россию, а посетители пройдутся под шум волн по деревянному настилу среди «дюн» Куршской косы, где добывался янтарь. В Картинном зале воспроизведена янтарная мастерская. Здесь звучит голос канарейки: в мастерских (как, скажем, в шахтах) живая канарейка была индикатором чистоты воздуха. Среди раритетов, представленных на выставке, — доска для настольных игр, предположительно принадлежавшая императрице Елизавете Петровне.

Государственный музей-заповедник «Царское Село»
«Ярче солнца»
До 4 февраля

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+