18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Магия кураторства: от управления коллекциями до режиссирования блокбастеров

Сложная сценография выставок, их зрелищность и яркие экспозиционные решения, которые применяют авторы музейных экспозиций, становятся объектом обсуждения, причем оценки часто бывают прямо противоположными — от восхищения до беспощадной критики

Мир стремительно движется вперед, поэтому поддержка, взаимопонимание и совместное развитие становятся неотъемлемой частью нашей жизни. Вместе с банком ВТБ, среди главных ценностей которого неравнодушие и вера в эффективность совместной работы, мы хотим поговорить о сотрудничестве — в самых разных областях и измерениях. В рубрике «Музей будущего» мы публикуем примеры междисциплинарных проектов с участием музеев, в которых изобразительное искусство встречается с музыкой, кураторством, инклюзией и другими темами.

Выставки — это лишь вершина айсберга музейной работы, но именно они формируют образ и репутацию музеев, популяризируют художественные практики и обеспечивают доступность искусства широкой публике. Кроме того, демонстрация ранее неизвестных или малоизвестных произведений искусства приближает исследователей к новым научным открытиям.

Ключевую роль в создании выставочного проекта играет куратор. Он разрабатывает тему и концепцию выставки, которая может быть основана на некой идее или может представлять творчество конкретного автора, художественной школы либо искусство определенного исторического периода. Также куратор отбирает произведения, опираясь на то, какие из них лучше всего соответствуют теме и целям выставки, готовит к ним поясняющие тексты. При непосредственном участии куратора создаются образовательные программы и дополнительные материалы, сопровождающие почти все современные музейные экспозиции. Практические аспекты организации выставки тоже входят в сферу компетенции куратора, хотя в этой части обычно ему помогает координатор выставки.

Трансформация кураторства

Профессия куратора прошла долгий путь развития — с XVIII века, когда кураторы в основном занимались управлением и систематизацией художественных коллекций, по XXI столетие с современным пониманием кураторских задач, которые часто сравнивают с ролью режиссера в кинематографе.

Начало XX века ознаменовалось бурным развитием художественных процессов, что потребовало поиска новых методов представления авангардного искусства. Одним из пионеров в этой области был Александр Дорнер, в 1923 году ставший куратором, а в 1925-м — директором Государственного музея в Ганновере. Его работа совпала с основанием Баухауза, и он был ведущей фигурой в коллекционировании авангардного искусства в Германии 1920–1930-х годов, сосредоточив внимание на конструктивизме и таких художниках, как Казимир Малевич, Пит Мондриан и Эль Лисицкий.

В это же время первый директор и куратор Музея современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке Альфред Барр организовал несколько выставок, которые оказали значительное влияние на понимание и развитие современного искусства. Пожалуй, самая знаменитая из них — первая ретроспектива работ Пабло Пикассо в 1940 году. Эта выставка изменила восприятие творчества художника и послужила примером для будущих музейных ретроспектив.

«Когда отношения становятся формой», организованная Харальдом Зееманом в бернском Кунстхалле. Фото: Kunsthalle Bern
«Когда отношения становятся формой», организованная Харальдом Зееманом в бернском Кунстхалле.
Фото: Kunsthalle Bern

Поворотным моментом в истории кураторства можно назвать выставку 1969 года «Когда отношения становятся формой», организованную Харальдом Зееманом в бернском Кунстхалле. Зееман подошел к созданию выставки как к художественному акту, сфокусировавшись не столько на произведениях искусства, сколько на идеях, которые они несут. Это был радикальный отход от традиционного представления искусства как набора готовых объектов, предлагаемых для пассивного восприятия. Куратор дал художникам возможность создавать работы непосредственно в пространстве выставки, что позволило зрителям наблюдать за творческим процессом и взаимодействовать с авторами. Проект Зеемана сыграл важную роль в определении роли куратора как творческого посредника между художником и публикой, который создает контекст и налаживает диалог между произведениями искусства и зрителями. Он создал «Агентство гастарбайтеров духа», первое независимое предприятие по курированию выставок.

Звезды кураторского искусства

В последующие десятилетия на Западе появляется целая плеяда звездных кураторов, которые устраивают знаковые выставки классического и современного искусства. Среди них — Джермано Челант, открывший миру феномен арте повера, одного из важнейших направлений итальянского искусства второй половины ХХ века; Петер Вайбель, научивший мировые музеи показывать медиаарт; а также основатель жанра междисциплинарных выставок, первый директор Центра Помпиду Понтус Хультен.

Башня III Интернационала Владимира Татлина на выставке «Париж — Москва». 1979. Фото: Archives MNAM / Jacques Faujour
Башня III Интернационала Владимира Татлина на выставке «Париж — Москва». 1979.
Фото: Archives MNAM / Jacques Faujour

Именно он был инициатором и автором идеи эпохальной двойной выставки «Париж — Москва. Москва — Париж. 1900–1930» (прошедшей в Центре Помпиду и в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина), где впервые были прослежены связи между французским модернизмом и советским авангардом.

Один из самых важных современных кураторов и арт-критиков Ханс Ульрих Обрист свой подход к профессии изложил в книге «Краткая история кураторства», показав развитие современного искусства за последние шесть десятилетий через серию бесед с 11 кураторами, в которых рассматриваются революционные изменения в подходе к организации выставок и музейному делу.

Еще один звездный куратор современности, чье имя хорошо знакомо российской публике, — Жан-Юбер Мартен. Его выставки стали вызовом для традиционной западной системы искусства. Мартен смотрит на все мировое искусство и объединяет на выставках западную классику с артефактами племенных культур Африки и Латинской Америки, а также с работами современных художников. По этому принципу были выстроены экспозиции его «Магов земли» (1989) в Центре Помпиду, «Карамболя» (2016) в Гран-пале, III Московской биеннале современного искусства (2009), символично названной «Против исключения», и «Бывают странные сближенья» (2021) в ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Выставка «Бывают странные сближенья» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Выставка «Бывают странные сближенья» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Кураторская работа Мартена построена на исследовании межкультурных отношений, а также пересечения искусства и религии, как это видно по его выставке 2001 года «Алтари. Искусство, перед которым становятся на колени».

Сегодня музеи часто зовут знаменитостей — режиссеров, писателей и даже поп-исполнителей — выступить кураторами выставок, для того чтобы привлечь большую аудиторию, получить дополнительное внимание прессы и предложить новый взгляд на свои коллекции. Так, в 2010 году Музей современного искусства в Лос-Анджелесе показал работы актера Денниса Хоппера, а курировал выставку режиссер Джулиан Шнабель, в прошлом сам художник. В 2018-м он сделал выставку «Орсе глазами Джулиана Шнабеля» в этом легендарном парижском музее. В том же ряду вспоминаются «Мумия землеройки в гробу и другие сокровища» (2018), кураторский опыт режиссера Уэса Андерсона в венском Музее истории искусств, и ретроспектива Феликса Валлоттона в Королевской академии художеств в Лондоне, куратором которой был писатель Джулиан Барнс. У нас блестящим примером такого сотрудничества стала выставка к 20-летию Московского музея современного искусства «ММОМА 99/19». Сделать ее пригласили сразу 20 знаменитостей из других сфер; в их числе были балерина Диана Вишнёва, путешественник Федор Конюхов, шоумен Андрей Малахов, шеф-повар Владимир Мухин, футболист Федор Смолов.

Конечно, это привлекает публику, но порой некоторым образом обесценивает работу профессиональных музейных кураторов — людей с большими знаниями и опытом, но без ореола славы.

Целая эпоха в институциональном кураторстве связана с именем бывшего директора Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке Томаса Кренса. Именно он ввел еще в 1980-х годах моду на большие и эффектные выставочные проекты, настоящие музейные шоу. Кренс организовал в Музее Гуггенхайма несколько исторических выставок, побивших рекорды посещаемости: «Африка. Искусство континента» (1996), «Китай. 5000 лет» (1998), «Бразилия. Тело и душа» (2001), «Ацтекская империя» (2004), а также «Россия!» (2005), среди кураторов которой была Зельфира Трегулова, ставшая позже директором Третьяковской галереи.

Кураторы в России

Понятие куратора выставок в отечественной художественной системе появилось только после перестройки, когда на волне интереса к России сюда хлынули иностранцы, включая художников, коллекционеров, арт-дилеров и, конечно же, кураторов.

Первыми кураторами выставок в современной России были люди, обладавшие глубокими знаниями истории искусства и блестяще владевшие иностранными языками, как, например, Виктор Мизиано (он открыл в Москве первую школу кураторов) или Иосиф Бакштейн, впоследствии ставший комиссаром Московской биеннале. Они сыграли важную роль в привлечении внимания мирового сообщества к российскому искусству, организуя выставки, фестивали и конференции, тем самым способствуя расширению культурного обмена. Благодаря сотрудничеству с ними российские художники смогли продемонстрировать свои работы за рубежом и связаться с коллегами из других стран.

Впрочем, независимые кураторы, которые делают выставки на различных площадках, — это скорее исключение, нежели правило в российской практике. Примечательно, что большинство из них специализируются именно на современном искусстве.

Примером отечественного куратора выставок нового типа на классическом материале или свободно сочетающего в своих проектах старое и новое был Аркадий Ипполитов, хранитель кабинета итальянской гравюры в Эрмитаже, реализовавший множество выставочных проектов в музеях России и за ее пределами, в том числе партнерский проект «Эрмитаж — Гуггенхайм» — выставку 2004–2005 годов «Роберт Мэпплторп и классическая традиция: фотографии и гравюры маньеризма» — и сенсационный совместный проект Третьяковской галереи с Музеями Ватикана («Roma aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» в Третьяковке в 2016-м и «Русский путь. От Дионисия до Малевича» в Ватикане в 2018-м).

Выставка «Русский путь. От Дионисия до Малевича» в Музеях Ватикана. 2018. Фото: Василий Буланов/SPEECH
Выставка «Русский путь. От Дионисия до Малевича» в Музеях Ватикана. 2018.
Фото: Василий Буланов/SPEECH

Формирование и развитие новых кураторских практик применительно к истории искусства происходило у нас внутри музейной среды, и здесь трудно переоценить вклад научных сотрудников и хранителей, сумевших не только освоить и адаптировать зарубежный опыт, но и выработать собственные принципы. Чаще всего первый опыт курирования выставок музейные сотрудники приобретают в составе кураторских групп, которые трудятся над большими выставочными проектами в российских музеях. Как правило, возможность стать единоличным куратором появляется у специалиста в том случае, когда за его плечами большой опыт музейной и научной деятельности по изучению и систематизации наследия того или иного художника или явления в истории искусства.

Выставка одного художника

Из всех типов выставок — тематических, историко-художественных, обзорных — наиболее распространенными остаются персональные экспозиции. Именно ретроспективы, повествующие о деятельности одного художника и его творческой эволюции, чаще всего проходят в музеях в России и по всему миру. Порой такие экспозиции приурочены к памятной дате. Например, этой осенью в Москве и

Санкт-Петербурге открылись сразу три важные выставки такого типа: к 150-летию со дня рождения Николая Рериха в Третьяковке, Алексея Щусева в Музее архитектуры и к 175-летию Василия Сурикова в Русском музее, организованные при поддержке банка ВТБ. Благодаря этому партнерству музеи имеют возможность проводить выставки высокого уровня и привлекать внимание широкой аудитории: создавать музыкальное сопровождение вместе с коллективом musicAeterna, организовывать бесплатные лекции и вебинары вместе с образовательным проектом LevelOne, выпускать видеогиды на жестовом языке для посетителей с нарушениями слуха, а также устраивать концерты и другие мероприятия в самом музее и на партнерских площадках.

Особенно интересна синхронность проектов, посвященных почти ровесникам — архитектору Щусеву (1873–1949) и живописцу, театральному художнику Рериху (1874–1947). Обладатели уникальных и разносторонних талантов, каждый из них внес вклад в развитие стиля модерн в России, но затем продолжал свой творческий путь уже вне рамок этого художественного явления.

Выставка в Государственном музее архитектуры включает около 200 архитектурных проектов, созданных Алексеем Щусевым за более чем полувековую карьеру, и представляет различные грани его жизни и творчества: художник, сценограф, ученый, градозащитник, музейщик (именно он и основал этот музей). Экспозиция разделена на две части: гражданские проекты Щусева представлены в Анфиладе, а его храмовое зодчество — в Аптекарском приказе. Хронологическая последовательность выставки с акцентом на наиболее известные сооружения Щусева — от неорусских форм Марфо-Мариинской обители через авангардные искания 1920-х годов и проект Мавзолея Ленина к неоклассике 1940-х — помогает зрителю проследить, как происходила трансформация творческого метода архитектора, точно чувствовавшего изменения художественных вкусов и реалий времени и тонко реагировавшего на них. Как отмечает директор Музея архитектуры и одна из кураторов выставки Наталья Шашкова, «неиссякаемый творческий азарт и высочайшее мастерство позволяли Щусеву при каждой смене главенствующего архитектурного стиля создавать произведения исключительного уровня и оставаться лидером профессионального сообщества на протяжении десятилетий».

Выставка «Алексей Щусев. 150» в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева. Фото: Василий Буланов / Музей архитектуры им. А.В.Щусева
Выставка «Алексей Щусев. 150» в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева. Фото: Василий Буланов / Музей архитектуры им. А.В.Щусева
Выставка «Алексей Щусев. 150» в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева. Фото: Василий Буланов / Музей архитектуры им. А.В.Щусева
Выставка «Алексей Щусев. 150» в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева. Фото: Василий Буланов / Музей архитектуры им. А.В.Щусева
Выставка «Алексей Щусев. 150» в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева. Фото: Василий Буланов / Музей архитектуры им. А.В.Щусева
Выставка «Алексей Щусев. 150» в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева. Фото: Василий Буланов / Музей архитектуры им. А.В.Щусева
Выставка «Алексей Щусев. 150» в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева.
Фото: Василий Буланов / Музей архитектуры им. А.В.Щусева
Выставка «Алексей Щусев. 150» в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева.
Фото: Василий Буланов / Музей архитектуры им. А.В.Щусева
Выставка «Алексей Щусев. 150» в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева.
Фото: Василий Буланов / Музей архитектуры им. А.В.Щусева
Выставка «Алексей Щусев. 150» в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева.
Фото: Василий Буланов / Музей архитектуры им. А.В.Щусева
Выставка «Алексей Щусев. 150» в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева.
Фото: Василий Буланов / Музей архитектуры им. А.В.Щусева
Выставка «Алексей Щусев. 150» в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева.
Фото: Василий Буланов / Музей архитектуры им. А.В.Щусева

Выставку сопровождает обширная просветительская программа. Часть лекций и мастер-классов организована совместно с Центром «Зотов». Кроме того, центр «Языки без границ» в рамках уникального видеопроекта на жестовом языке «Диалоги об искусстве. Подкаст для неслышащих» сделал фильм «Алексей Щусев. 150» для людей с проблемами слуха.

Николай Рерих на ретроспективе в Государственной Третьяковской галерее представлен не только как «мастер гор», но и как художник, стремившийся к творческой реализации в области театра и архитектуры. Специально к выставке был завершен первый этап реставрации гигантской декорации к «Половецким пляскам», легендарному балетному фрагменту оперы «Князь Игорь», представленному Сергеем Дягилевым в 1909 году в Париже. Экспозиция разделена на три части, каждая из которых имеет свою тему и соответствующее архитектурное оформление. Первая посвящена русскому периоду творчества Рериха — раскрывается его интерес к древнему языческому прошлому Руси и памятникам отечественной старины. Увлечение восточной философией, идеи космизма и живой этики, нашедшие отражение в мистических композициях Рериха, а также многочисленные изображения горных вершин Гималаев представлены во второй части экспозиции.

Выставка «Николай Рерих» в Государственной Третьяковской галерее. Фото: Иван Новиков-Двинский / Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Николай Рерих» в Государственной Третьяковской галерее. Фото: Иван Новиков-Двинский / Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Николай Рерих» в Государственной Третьяковской галерее. Фото: Иван Новиков-Двинский / Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Николай Рерих» в Государственной Третьяковской галерее. Фото: Иван Новиков-Двинский / Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Николай Рерих» в Государственной Третьяковской галерее.
Фото: Иван Новиков-Двинский / Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Николай Рерих» в Государственной Третьяковской галерее.
Фото: Иван Новиков-Двинский / Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Николай Рерих» в Государственной Третьяковской галерее.
Фото: Иван Новиков-Двинский / Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Николай Рерих» в Государственной Третьяковской галерее.
Фото: Иван Новиков-Двинский / Государственная Третьяковская галерея

Завершается выставка театральным разделом: он знакомит зрителя с Рерихом-сценографом. Выставку сопровождает выпуск междисциплинарного проекта «Музыкальное измерение». Для него дирижер Теодор Курентзис и резиденты musicAeterna составили музыкальную подборку, которая позволяет погрузиться в контекст творчества Николая Рериха и его эпохи.

Архитектор как соавтор

Вместе с куратором, отвечающим за концепцию выставки, зачастую роль ее соавтора исполняет архитектор или дизайнер, который отвечает за создание объемно-пространственной композиции, за цветовую гамму залов, павильонов или других выставочных зон, а также за дизайн выставочного оборудования, декоративных деталей и прочего. Нередко известные архитекторы не только разрабатывают здания музеев, но и вносят свои идеи в архитектурно-художественное оформление музейных экспозиций и временных выставок.

Более пристальное внимание к архитектурному решению и художественному оформлению выставок появляется примерно тогда же, когда Харальд Зееман реформирует кураторские практики, — в конце 1960-х годов. Музейные экспозиции стали восприниматься как способ передачи знаний и опыта, что привело к усилению внимания к вопросам дизайна.

В 1968 году в экспозиционном пространстве Музея Вильгельма Лембрука в Дуйсбурге была применена получившая распространение в XX веке концепция «экспонат в фокусе», заключающаяся в акцентировании внимания на отдельной работе художника за счет уменьшения количества произведений искусства в залах и изолирования их от других экспонатов. Неторопливое созерцание потребовало обеспечения комфорта посетителей (например, размещение в залах банкеток перед ключевыми экспонатами), а также внимательного отношения к выбору наилучшего для восприятия искусства цвета фона и освещения.

Куратор Понтус Хультен ставил целью объединение изобразительного искусства, литературы, кинематографа, науки, театра и музыки, стремясь создавать выставки, которые были бы одновременно глубокими и понятными широкому кругу зрителей. В числе его знаковых проектов, заслуживающих упоминания как примеры нового выставочного дизайна, стоит назвать «Она — собор», реализованный им в 1966 году в сотрудничестве с художниками Никой де Сен-Фалль и Жаном Тенгли. Экспозиция включала в себя огромную скульптуру «Собор», представляющую собой фигуру беременной женщины, лежащей на спине, внутрь которой могли войти посетители. Внутри скульптуры их ожидали различные интерактивные элементы: аквариум с золотыми рыбками, двухместный диван для пар, бар, галерея картин, мини-кинотеатр, детская горка и другие неожиданные сюрпризы. «Она — собор» была ярким примером перформативной выставки, предлагающей зрителю активное участие в искусстве. Проект собрал широкий спектр откликов в обществе и прессе — от негодования до восхищения.

Выставка «Она — собор» в Музее современного искусства в Стокгольме. 1966. Фото: Hans Hammarskiöld / Moderna Museet © Niki de Saint Phalle, Jean Tinguely, Per Olof Ultvedt / Bildupphovsrätt 2018
Выставка «Она — собор» в Музее современного искусства в Стокгольме. 1966.
Фото: Hans Hammarskiöld / Moderna Museet © Niki de Saint Phalle, Jean Tinguely, Per Olof Ultvedt / Bildupphovsrätt 2018

Яркая сценография и драматическое освещение часто используются в дизайне музейных выставок самого разного свойства, начиная с экспозиций, посвященных моде, в Музее Виктории и Альберта и заканчивая классическими ретроспективами старых мастеров вроде невероятно популярного показа работ Яна Вермеера в Рейксмузеуме в этом году.

В последнее время волна инновационного выставочного дизайна захлестнула и российские музеи, и на передний план тут выходит совместное творчество куратора и архитектора. В ряде крупных музеев в штате есть дизайнеры выставок, в то время как другие привлекают известные архитектурные бюро. Звездные архитекторы нередко участвуют и в проектировании музеев, и в оформлении временных выставок. Так, по проекту одного из главных архитекторов современности Даниеля Либескинда в Берлине построен Еврейский музей, а в Москве он был автором дизайна выставки «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии» (2021) в Третьяковской галерее.

Выставка «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии», над архитектурным решением которой работал Даниель Либескинд. Фото: Юлия Захарова /   Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии», над архитектурным решением которой работал Даниель Либескинд.
Фото: Юлия Захарова / Государственная Третьяковская галерея

Много занимается дизайном экспозиций и Сергей Чобан. Именно он был архитектором выставки «Roma aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана» и ретроспективы Михаила Врубеля в Третьяковской галерее, которые курировал Аркадий Ипполитов. Архитектура выставки, посвященной творчеству Алексея Щусева, также разработана Чобаном в соавторстве с Александрой Шейнер и отражает основной замысел кураторов проекта — показать невероятно объемное и многослойное творчество прославленного зодчего во всем его многообразии и масштабе, расставив важные акценты на малоизученных и наиболее важных темах. «Работая над дизайном экспозиции, мы сформировали собственный художественный прием для каждого зала, последовательно раскрывающего Щусева как архитектора определенной эпохи, будь то модерн, конструктивизм или неоклассика, а также как градостроителя и значимого музейного деятеля», — поясняет Сергей Чобан.

Выставка «Михаил Врубель» в Государственной Третьяковской галерее, дизайн которой сделал архитектор Сергей Чобан. Фото: Юлия Захарова / Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Михаил Врубель» в Государственной Третьяковской галерее, дизайн которой сделал архитектор Сергей Чобан.
Фото: Юлия Захарова / Государственная Третьяковская галерея

Архитектурно-экспозиционную концепцию выставки Николая Рериха подготовил Евгений Асс, который разделил экспозицию на два относительно независимых замкнутых объема, усилив идею выделения нескольких тем или линий в творчестве художника. В первом, прямоугольном объеме, построенном в плане на базе креста, располагаются произведения, посвященные Руси. Второй, цилиндрический объем напоминает о сакральных символах восточных религий, в частности о колесе сансары. В части круга, находящейся под антресолью, расположен раздел, где рассказывается о театральной деятельности Рериха.

Сложная сценография выставок, их зрелищность и яркие экспозиционные решения, которые применялись авторами музейных экспозиций последних лет, сразу стали объектом обсуждения и критики. Так, чрезвычайно противоречивую реакцию вызвала выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор» (2020) в Западном крыле Третьяковской галереи, за дизайн которой отвечал Алексей Трегубов. Пространство экспозиции влекло посетителей то в зимний лес, то в морскую пучину, а самой популярной точкой для съемки стала гигантская фигура бурого медведя посреди зала. Если Трегубова критиковали за то, что он превратил музейный зал в Диснейленд, то архитектору и сценографу выставок Агнии Стерлиговой, когда-то начинавшей в студии Сергея Чобана, досталось за то, что дизайн экспозиции гравюр Альбрехта Дюрера (2021) в Государственном историческом музее был настолько эффектным, что отвлекал внимание от экспонатов. Впрочем, главный тренд музейного дизайна пока что очевиден: выставки становятся все более зрелищными и каждая дизайнерская находка повышает градус ожиданий зрителей по отношению к следующим проектам.

Какими будут выставки будущего?

Музейные выставки постоянно развиваются и меняются, в том числе под влиянием новейших технологий, и 2023 год не стал исключением. Среди главных слов уходящего года — «искусственный интеллект», «нейросети» и «ChatGPT», так что сфере музейного проектирования еще предстоит осознать и внедрить эти инновации. Очевидно, что технологии в целом будут продолжать играть важную роль в музеях и в создании выставок. Как минимум они остаются основными инструментами для достижения интерактивности и иммерсивности, столь востребованных современной публикой. Так, виртуальная и дополненная реальность предлагают посетителям музеев более захватывающий и увлекательный способ приобретения знаний о предмете и могут стать отличным средством привлечения новой аудитории. Одновременно в общественном сознании на первый план выходят такие ценности, как разнообразие и инклюзивность. Применительно к музею это может подразумевать как доступную среду, так и предоставление посетителям возможности узнавать новое о разных культурах.

Что касается искусственного интеллекта, то он способен значительно изменить процесс подготовки выставок в музеях, но полностью заменить кураторский гений пока не в силах. ИИ может обрабатывать большие объемы данных, быстро анализировать информацию о художественных произведениях, их истории, стиле, технике и предлагать оптимальные варианты экспонатов для выставки. Также использование ИИ позволяет расширить спектр новых технологий в музейном деле. ИИ может использовать алгоритмы для определения оптимального расположения произведений в выставочном пространстве, учитывая размеры, освещение и визуальные эффекты.

Однако кураторство — это не только подбор экспонатов, но и творческий процесс, подразумевающий глубокое понимания искусства, культуры и истории, а также способность видеть связи и контекст, которые не всегда могут быть зафиксированы в данных для искусственного интеллекта. К тому же кураторы используют свои чувства и интуицию для создания выставок, вызывающих эмоциональный отклик у посетителей.

То же самое можно отнести и к области дизайна музейных экспозиций, но здесь большой потенциал открывается у виртуальных выставок, которые могут как воссоздавать реально существующие экспозиции для онлайн-аудитории, так и предлагать убедительные проекты будущих выставок, предоставляя возможность куратору и дизайнеру совместно выбрать наиболее удачный вариант.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+