18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Саудовская Аравия взялась за сохранение памятников культуры

Старый город в оазисе Аль-Ула — одна из важнейших точек на карте объектов исторического и культурного наследия саудовской Аравии. Фото: Jonathan Rashad/UNESCO
Старый город в оазисе Аль-Ула — одна из важнейших точек на карте объектов исторического и культурного наследия саудовской Аравии.
Фото: Jonathan Rashad/UNESCO
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Правительство страны увеличивает финансирование этой деятельности после проведения в Эр-Рияде главной конференции ЮНЕСКО. Важнейшим адресатом новой культурной политики стала археология: на ее развитие сделана серьезная ставка

Нынешней осенью в королевстве друг за другом прошли два важных события: 45-я сессия Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО в Эр-Рияде и Всемирный археологический саммит в Аль-Уле. Эти международные форумы состоялись на фоне повышенного внимания к вопросам культурного наследия внутри страны, подкрепленного в том числе щедрыми инвестициями. Речь идет о кардинальной смене образа и улучшении репутации Саудовской Аравии.

Королевство стало вторым по значимости спонсором «Алиф» — базирующегося в Женеве Международного альянса по защите наследия в зонах конфликтов; эта организация открывает в Эр-Рияде свое представительство.

Министерство культуры Саудовской Аравии учредило комиссию по делам культурного наследия, в задачи которой входят защита и изучение исторически значимых мест в стране. Совсем недавно на саммит в Аль-Уле, крошечном древнем городе-оазисе, затерянном в восточных пустынях королевства, собралось около 300 ведущих археологов со всего мира. «За последние три года в подходе властей ко всему, что касается культурного наследия, произошел значительный сдвиг», — говорит алжирский археолог Мунир Бушенаки.

Саудовская Аравия — мечта любого археолога: ее огромная территория на протяжении тысячелетий была оживленным перекрестком торговых путей, соединявших Восток и Запад. Здесь за несколько эпох сменили друг друга множество поселений и народов; при этом история страны изучена недостаточно. Например, в списке всемирного наследия от Саудовской Аравии числится всего 6 объектов — по сравнению с 26 в Иране. Но все может измениться, поскольку власти стали активно поддерживать археологов, экоактивистов и специалистов по культурному наследию и музейному делу. Помимо Аль-Улы и Дирии, двух основных археологических достопримечательностей страны, для исследований выделяются новые территории, в частности Аль-Ахса, самый большой в мире оазис, и отдаленный горный регион Асир.

Старый город в оазисе Аль-Ула. Фото: Jonathan Rashad/UNESCO
Старый город в оазисе Аль-Ула.
Фото: Jonathan Rashad/UNESCO

«С археологической точки зрения объем наших знаний увеличивается с каждым днем, — говорит Адам Уилкинсон, руководитель отдела исторического наследия и культуры Управления по развитию ворот Дирии. — Плодородная долина реки Вади-Ханифы, в которой расположена Дирия, буквально усеяна следами поселений бронзового века, где ни копни». Уилкинсон занимается раскопками, консервацией и классификацией артефактов, обнаруженных в Дирии, столице первого саудовского государства XVIII века. Здесь же находится объект ЮНЕСКО Ат-Тураиф — город из сырцового кирпича 1500-х годов постройки, жемчужиной которого считается дворец Сальва.

Археолог Мунир Бушенаки в 2000-х годах работал вместе с ЮНЕСКО над включением первого объекта из Саудовской Аравии в список всемирного наследия — им стала Хегра в Аль-Уле, комплекс набатейских гробниц I века н.э., высеченных в песчанике. По словам ученого, губернатор тогда затянул рассмотрение заявки из-за местных предрассудков по поводу гробниц. Жители и сегодня продолжают предупреждать туристов, чтобы те не брали с собой на память камни возле могил — иначе злая сила накажет.

Однако нет сомнений в том, что культурное наследие получило мощный импульс благодаря глобальной программе развития страны «Видение-2030» — с заметным сдвигом в сторону международного взаимодействия. «Мы работаем с ЮНЕСКО, применяя комплексный подход с точки зрения программ, стратегии и реализации проектов, действуем в соответствии с принципом совместного творчества», — говорит Абдулрахман Альсухаибани, исполнительный директор отдела археологии, консервации и коллекций Королевской комиссии в Аль-Уле.

Первым объектом из Саудовской Аравии, включенным в список всемирного наследия ЮНЕСКО, стала Хегра в Аль-Уле, комплекс набатейских гробниц I века н.э., высеченных в песчанике. Фото: Jonathan Rashad/UNESCO
Первым объектом из Саудовской Аравии, включенным в список всемирного наследия ЮНЕСКО, стала Хегра в Аль-Уле, комплекс набатейских гробниц I века н.э., высеченных в песчанике.
Фото: Jonathan Rashad/UNESCO

Приоритетом, по его словам, является «демонстрация выдающейся истории Аль-Улы международному сообществу». Подобно биеннале современного искусства, которые сейчас проводятся в регионе, реформы «Видения-2030» в стране направлены на то, чтобы преодолеть последствия десятилетий изоляционизма. Саудовская Аравия начала вкладывать огромные ресурсы в сохранение и изучение своего культурного наследия.

Правда, военные конфликты с прямым или финансовым участием Саудовской Аравии (прежде всего война в соседнем Йемене, где просаудовские и проэмиратские силы продолжают сражаться с ополченцами, поддерживаемыми Ираном) могут затруднить признание королевства в этой области на мировой арене.

В йеменском Региональном музее Дхамара хранится важная коллекция доисламских и исламских артефактов. Хуситы использовали его как склад оружия, поэтому, когда в 2015 году по зданию ударила ракета коалиции Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов, оно было полностью разрушено. К счастью, этот музей был единственным в Йемене, построенным в соответствии с международными стандартами, и основная часть экспонатов на момент бомбежки находилась в подземном хранилище. Камель Аль-Дабей, директор музея, считает, что 75% коллекции сохранилось.

Аль-Дабей говорит, что состояние культурных артефактов в Йемене ужасное. Например, мумии, пережившие тысячи лет, превращаются в труху. Денег отчаянно не хватает. ЮНЕСКО и «Алеф» хотя и выделяют средства, но бессистемно и мало. Уровень контрабанды зашкаливает. Черные археологи разрушают археологические памятники, охрану которых невозможно обеспечить, и новости о том, что очередные древности вывезены из страны, льются нескончаемым потоком. Например, в сентябре в дизайнерском магазине в Лондоне были обнаружены четыре погребальные статуи I тыс. до н.э. из Йемена — их передали Музею Виктории и Альберта.

«Я надеюсь, что итогом конференции ЮНЕСКО станет то, что Саудовская Аравия увидит преимущества бережного отношения к культурному наследию, особенно в Йемене, — говорит Аль-Дабей. — Потому что Саудовская Аравия частично несет ответственность за то, что там творится». 

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+