18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Русском музее чествуют графику эпохи Кипренского и Федотова

Карл Брюллов. «Портрет Е.П. Салтыковой на балконе«. 1833 — 1835. Фото: Государственный Русский музей
Карл Брюллов. «Портрет Е.П. Салтыковой на балконе«. 1833 — 1835.
Фото: Государственный Русский музей
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

На выставке рисунков и акварелей первой половины позапрошлого века посетителей ждет встреча с эталонными произведениями из учебников по русскому искусству и знакомство с менее известными работами 14 выдающихся мастеров

Первую половину XIX столетия не зря называют золотым веком русской культуры. В этом лишний раз убеждаешься на выставке, собравшей более 100 произведений 14 художников в нежных техниках карандашом или кисточкой по бумаге из богатейшего собрания графики Русского музея. Экспозицию открывают блестящие изображения натурщиков, созданные Андреем Ивановым, и «Натурщик с факелом» Алексея Егорова. Работая карандашом по чуть тонированной бумаге, их авторы достигают фантастической выразительности. Трудно поверить, что в начале XIX века при полном отсутствии фитнеса были такие фигуры. Но на то и классицизм, чтобы создавать идеальные образы. Тот же Егоров в «Автопортрете» изобразит себя романтически — в берете и с пронзительным взглядом.

Александр Орловский. «Голова лошади».1807. Фото: Государственный Русский музей
Александр Орловский. «Голова лошади».1807.
Фото: Государственный Русский музей

Нынешний показ в хорошем смысле традиционен. Есть генеральная линия, которая начинается работами Ореста Кипренского: это портреты президента Академии художеств Алексея Оленина и участника Бородинской битвы, художника-любителя Александра Дмитриева-Мамонова. За Кипренским следуют акварели Карла Брюллова. «Портрет Е.П.Салтыковой на балконе» и «Портрет О.П.Фрезен на ослике» — из учебников по русскому искусству. Как и мистические наброски карандашом на синей бумаге к картине Павла Федотова «Игроки», и обзор нравов в его рисунках «Неосторожная невеста», героиня которых дала слово одновременно двум молодым людям, и «Любознательный племянник», который выведывает у дяди, где тот нанимает таких хорошеньких служанок. До обличительного пафоса передвижников остается один шаг.

Но это генеральная линия — нюансы не менее интересны. Вот рисунок бистром «Пейзаж с бурлаками» Кипренского — не им ли питался Илья Репин? Или «Набережная Невы у сфинксов» Василия Шебуева, которая могла вдохновлять мирискусников. Показ русской графики золотого века не может обойтись без акварелей Петра Соколова («Портрет Е.Т.Разумовской») и без рисунков Александра Орловского (карандашные «Нищие у кареты» и «Автопортрет» сангиной).

Карл Брюллов. «Сон бабушки и внучки». 1829. Фото: Государственный Русский музей
Карл Брюллов. «Сон бабушки и внучки». 1829.
Фото: Государственный Русский музей

Александр Брюллов, архитектор и брат Карла, представлен изысканным акварельным автопортретом и шаржем «Вознесение барона Шиллинга». Десяток мужчин несут на руках кресло, в котором восседает тучный господин. Это Петр Шиллинг, изобретатель телеграфа; его несут на вершину Везувия. Говорят, за световой день справились.

Наконец, целой галереей шаржей показан Джакомо Кваренги, знаменитый зодчий эпохи классицизма, построивший Смольный институт и здание Конно­гвардейского манежа в Петербурге. Большой фиолетовый нос архитектора стал легендой, и друзья-художники по полной проехались по этой теме. Орловский еще и ангельские крылышки пририсовал ему. Замечателен «джем» с двух сторон на одном листе. С одной стороны — набросок портрета Кваренги в духе Возрождения, созданный Кипренским, с другой — печальный архитектор, держащий в руке куклу. Кукла — образ Тома де Томона, который оттеснил Кваренги от проектирования здания Биржи на стрелке Васильевского острова. 

Государственный Русский музей
«От Ореста Кипренского до Павла Федотова. Рисунки и акварели первой половины XIX века»
До 12 февраля

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+