18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Двадцать фрагментов Урарту показывают в Москве

Часть многоярусной живописной композиции с центральной фигурой коленопрекло- ненного быка. VIII–VII века до н.э. Фото: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Часть многоярусной живописной композиции с центральной фигурой коленопрекло- ненного быка. VIII–VII века до н.э.
Фото: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Настенные урартские росписи I тысячелетия до нашей эры, когда-то собранные реставраторами чуть ли не из праха, представлены сейчас на выставке в Пушкинском музее. Подготовка их к экспонированию тоже оказалась делом не самым легким

Около 20 фрагментов настенных росписей, созданных в VIII–IV веках до н.э., показывают в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (ГМИИ) на выставке «Царство Урарту. Наследие Древней Армении. Урашту — Харминуя — Армина» (до 28 января). Эти росписи, созданные в Урарту и в постурартскую эпоху, были найдены в крепости Эребуни на холме Арин-Берд в Ереване. Их экспонирование стало возможным благодаря работе российских реставраторов.

Совместная экспедиция Пушкинского музея и Академии наук Армянской ССР проводила раскопки крепости в 1952–1973 годах. Было найдено множество остатков росписей; ни в одном другом городе Передней Азии не сохранилось столько настенной живописи. Значительная часть находок хранится в Историко-археологическом музее-заповеднике Эребуни и Национальном историческом музее Армении, а 31 фрагмент принадлежит ГМИИ.

Выставка «Царство Урарту. Наследие Древней Армении. Урашту — Харминуя — Армина» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: Даниил Анненков/Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Выставка «Царство Урарту. Наследие Древней Армении. Урашту — Харминуя — Армина» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: Даниил Анненков/Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

В 2017 году московский музей совместно с Государственным научно-исследовательским институтом реставрации (ГосНИИР) приступил к проекту по изучению и реставрации росписей Эребуни. Он был поддержан меценатом Владимиром Карташяном. В лабораториях ГосНИИР провели анализы состава пигментов и штукатурной основы, открыли новые живописные слои. В итоге 30 фрагментов росписей были отреставрированы специалистом ГосНИИР Галиной Вересоцкой и реставраторами из Пушкинского музея Александром Петровым и Олесей Шашловой.

Как рассказала нашему изданию Галина Вересоцкая, для того, чтобы появилась возможность доставить несколько фрагментов из армянских музеев в Москву, она с коллегами отправилась в Ереван — с целью привести раритеты к экспозиционному виду. Что касается фрагментов из ГМИИ, то к 2017 году в них обнаружились нарушения структуры. «Технически это была очень сложная и поэтому длительная реставрация», — говорит Вересоцкая.

Во многом это связано с исходным состоянием находок. Живопись наноси-лась по-сухому на тонкий белый слой грунта; он покрывал грубую обмазку с примесью резаной соломы, наложенную на сырцовые стены. Фрагменты в основ-ном представляли собой куски штукатурки, обрушившиеся со временем (или сбитые со стен) и лежавшие под слоями глины. Упавший живописный слой отделялся от исходной поверхности и сохранялся в виде отпечатка, а не оригинального красочного слоя. Реставраторы еще в советский период сумели собрать росписи по отпечаткам, однако это стало второй причиной, по которой потребовалась реставрация уже современная. Сразу после изъятия из раскопов фрагменты помещали в специальные контейнеры. Затем росписи были вставлены в рамы, укреплены на гипсовой основе и пропитаны клеями. Была проведена превентивная консервация живописного слоя с тонировкой. За десятилетия клеи начали разрушаться и потемнели.

Фрагмент настенной росписи с изображением фигуры жреца возле священного дерева. VIII век до н.э. Фото: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Фрагмент настенной росписи с изображением фигуры жреца возле священного дерева. VIII век до н.э.
Фото: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

В 2017–2018 годах проводились исследования фрагментов росписей — был определен химический состав основы, грунта, красочных слоев, вида связующего. Также были выяснены компоненты укрепляющих составов, использованных при проведении полевой консервации и в предшествующих реставрационных работах.

Настенные росписи выполнены в технике клеевой живописи на лёссовой (глиняной) штукатурке с известково-гипсовым грунтом. Была выявлена их уникальная особенность. «Исследования, выполненные в процессе реставрации, позволили нам обнаружить специальный слой подгрунтовки, светло-охристого цвета. Такая особенность никогда не встречалась нам ранее в подобной технике. Поскольку этот слой сохранился не везде, нам потребовалось время, чтобы его идентифицировать», — объясняет Галина Вересоцкая.

Основной тон живописных сюжетов — сине-голубой, его дополняют красный, желтый, коричневый, зеленый, черный цвета. При анализе выяснилось, что голубой предположительно соответствует знаменитому древнему пигменту «Александрийская фритта» («Египетская синяя»). Дополнительное изучение под инфракрасными и ультрафиолетовыми лучами позволило выявить контурный рисунок и первоначальный колорит росписей.

Выставка «Царство Урарту. Наследие Древней Армении. Урашту — Харминуя — Армина» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: Даниил Анненков/Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Выставка «Царство Урарту. Наследие Древней Армении. Урашту — Харминуя — Армина» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: Даниил Анненков/Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

После завершения выставки исследования фрагментов продолжатся, так как не все вопросы, возникшие по мере работы над ними, оказались разрешены. При этом самые важные из росписей вернутся в постоянную экспозицию Пушкинского музея, посвященную древним культурам. 

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«Царство Урарту. Наследие Древней Армении. Урашту — Харминуя — Армина»
До 28 января

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+