18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Галерея Петра Великого в Эрмитаже расширяется

Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников
Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников

В Государственном Эрмитаже открылась новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого», посвященная его преемницам — племяннице Анне Иоанновне и дочери Елизавете Петровне

Открытие новой экспозиции состоялось в рамках Дней Эрмитажа при активном участии ПАО «Газпром». Три зала рассказывают о продолжении петровских традиций, о развитии его реформ и преобразований в культуре России в период царствования его преемниц, племянницы Анны Иоанновны (1730–1740) и дочери Елизаветы Петровны (1741–1761).

Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников
Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников

Выступая на торжественном открытии, Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа, подчеркнул значение новой экспозиции для музея. «„Галерея Петра“ — одна из главных частей Эрмитажа, причем очень живая, — сказал он. — Петр, которого мы показываем здесь, — это тот Петр, каким мы его видим, понимаем, о котором рассказываем всему миру. Залы, посвященные продолжательницам дела Петра, художественными образами ставят и обсуждают проблему реальных заслуг женщин-правительниц, на самом деле много сделавших для создания новой России, для процветания ее наук и искусств».

Создание в Эрмитаже постоянной экспозиции, посвященной первому российскому императору, осуществляется с 2022 года при поддержке ПАО «Газпром». В прошлом году, в рамках празднования 350-летия со дня рождения Петра Алексеевича, в музее в два этапа открылись первые пять залов (№ 156–160). В них показывают, в частности, предметы, изготовленные собственноручно императором, станки, на которых он работал, его костюмы, личные вещи.

Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников
Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников

Теперь к ним присоединились еще три зала (№ 161–163). Первый из них знакомит посетителей с элементами повседневной жизни столичной знати второй трети XVIII века. Здесь представлены картины, расписная мебель и зеркала в резных рамах в стиле рококо, шкатулки, веера, изделия Порцелиновой мануфактуры — предшественницы Императорского фарфорового завода в Петербурге.

Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников
Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников

Среди живописных полотен обращает на себя внимание портрет семьи графа Петра Чернышева кисти немецкого мастера Давида Людерса, работавшего в России. Рядом с произведениями иностранных мастеров, в частности аугсбургскими кабинетами для хранения мелочей, выставлены изделия российских умельцев. Например, деревянный резной расписной стол, выполненный мастерами из Архангельска.

Второй зал посвящен Михаилу Ломоносову — первому русскому ученому-энциклопедисту и основателю новых для России производств, включая Усть-Рудицкую стеклянную фабрику.

Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников
Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников

Здесь можно увидеть стеклярусные панно, изготовленные им самим и его учениками. В центре экспозиции — мозаичный портрет Петра I, выполненный Ломоносовым.

Третий зал представляет живопись российских и иностранных художников второй трети XVIII века. Главенствует тут портрет Елизаветы Петровны кисти придворного живописца Георгия Гротта, созданный им в 1740-е годы.

Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников
Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников

По мнению Натальи Бахаревой, старшего научного сотрудника отдела истории русской культуры Эрмитажа и куратора экспозиции, новые залы отличаются от открытых в прошлом году главным образом атмосферой: в них идет рассказ о времени правления женщин, поощрявших развитие искусств и производство предметов роскоши. «Европеизация русской культуры и развитие российских производств, иностранные мастера, которые по-прежнему, со времен Петра I, продолжали приезжать в Россию» — вот что, по мнению Натальи Бахаревой, характеризует эпоху.

Специально для новых залов создали новые, высокотехнологичные витрины, стекла которых практически незаметны и совершенно не бликуют.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+