18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Галерея Петра Великого в Эрмитаже расширяется

Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников
Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников

В Государственном Эрмитаже открылась новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого», посвященная его преемницам — племяннице Анне Иоанновне и дочери Елизавете Петровне

Открытие новой экспозиции состоялось в рамках Дней Эрмитажа при активном участии ПАО «Газпром». Три зала рассказывают о продолжении петровских традиций, о развитии его реформ и преобразований в культуре России в период царствования его преемниц, племянницы Анны Иоанновны (1730–1740) и дочери Елизаветы Петровны (1741–1761).

Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников
Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников

Выступая на торжественном открытии, Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа, подчеркнул значение новой экспозиции для музея. «„Галерея Петра“ — одна из главных частей Эрмитажа, причем очень живая, — сказал он. — Петр, которого мы показываем здесь, — это тот Петр, каким мы его видим, понимаем, о котором рассказываем всему миру. Залы, посвященные продолжательницам дела Петра, художественными образами ставят и обсуждают проблему реальных заслуг женщин-правительниц, на самом деле много сделавших для создания новой России, для процветания ее наук и искусств».

Создание в Эрмитаже постоянной экспозиции, посвященной первому российскому императору, осуществляется с 2022 года при поддержке ПАО «Газпром». В прошлом году, в рамках празднования 350-летия со дня рождения Петра Алексеевича, в музее в два этапа открылись первые пять залов (№ 156–160). В них показывают, в частности, предметы, изготовленные собственноручно императором, станки, на которых он работал, его костюмы, личные вещи.

Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников
Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников

Теперь к ним присоединились еще три зала (№ 161–163). Первый из них знакомит посетителей с элементами повседневной жизни столичной знати второй трети XVIII века. Здесь представлены картины, расписная мебель и зеркала в резных рамах в стиле рококо, шкатулки, веера, изделия Порцелиновой мануфактуры — предшественницы Императорского фарфорового завода в Петербурге.

Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников
Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников

Среди живописных полотен обращает на себя внимание портрет семьи графа Петра Чернышева кисти немецкого мастера Давида Людерса, работавшего в России. Рядом с произведениями иностранных мастеров, в частности аугсбургскими кабинетами для хранения мелочей, выставлены изделия российских умельцев. Например, деревянный резной расписной стол, выполненный мастерами из Архангельска.

Второй зал посвящен Михаилу Ломоносову — первому русскому ученому-энциклопедисту и основателю новых для России производств, включая Усть-Рудицкую стеклянную фабрику.

Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников
Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников

Здесь можно увидеть стеклярусные панно, изготовленные им самим и его учениками. В центре экспозиции — мозаичный портрет Петра I, выполненный Ломоносовым.

Третий зал представляет живопись российских и иностранных художников второй трети XVIII века. Главенствует тут портрет Елизаветы Петровны кисти придворного живописца Георгия Гротта, созданный им в 1740-е годы.

Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников
Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников

По мнению Натальи Бахаревой, старшего научного сотрудника отдела истории русской культуры Эрмитажа и куратора экспозиции, новые залы отличаются от открытых в прошлом году главным образом атмосферой: в них идет рассказ о времени правления женщин, поощрявших развитие искусств и производство предметов роскоши. «Европеизация русской культуры и развитие российских производств, иностранные мастера, которые по-прежнему, со времен Петра I, продолжали приезжать в Россию» — вот что, по мнению Натальи Бахаревой, характеризует эпоху.

Специально для новых залов создали новые, высокотехнологичные витрины, стекла которых практически незаметны и совершенно не бликуют.

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
4
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
5
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
6
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
Каталог монографической выставки в Третьяковской галерее дает возможность оценить фигуру этого художника с разных ракурсов. Порой они довольно субъективны, что к лучшему: воспринимать творчество Попкова по методичке — занятие бесцельное
21.02.2025
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
7
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Несмотря на политические и экономические потрясения, для западного рынка русского искусства 2024 год стал годом рекордов. Однако на фоне бурно развивающегося локального арт-рынка он все еще находится в упадке
19.02.2025
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+