18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Школа Филонова» в Русском музее напоминает о принципах аналитического искусства

Павел Зальцман. «Групповой портрет». 1930-е. Фото: Государственный Русский музей
Павел Зальцман. «Групповой портрет». 1930-е.
Фото: Государственный Русский музей
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Изображать не только предмет, но и невидимые сложные внутренние движения в природе и духовном мире человека — Павел Филонов был уверен, что этому можно научить каждого. И сформировал целую школу авангардистов

Яркая, хоть и короткая (с 1925 по 1932 год), вспышка русского авангарда, осененная Павлом Филоновым и получившая название «школа Филонова», или МАИ (Мастера аналитического искусства), представлена в Государственном Русском музее в 120 произведениях живописи, графики, книжной иллюстрации из музеев Санкт-Петербурга, Москвы и частных коллекций.

Основные принципы аналитического искусства Филонов сформулировал еще в 1910-е. В самом сжатом виде их изложила в статье к каталогу выставки ее куратор Людмила Вострецова: «Два основных положения аналитического искусства — органическое искусство и принцип сделанности (сделанная картина)… Органическое искусство противостоит кубистической геометризации форм. Принципы органического искусства позволяют изображать не только предмет, но и невидимые сложные внутренние движения в природе и духовном мире человека. Художник строит свои картины, как природа творит из атомов и молекул. Отсюда принцип „сделанности“, которому можно научить любого».

Юрий Хржановский. «Сибирские партизаны». 1927. Фото: Государственный Русский музей
Юрий Хржановский. «Сибирские партизаны». 1927.
Фото: Государственный Русский музей

Вот это «любого» происходит от уверенности Филонова в правильности своего метода. Его школа предполагала безоговорочное принятие принципов аналитического искусства. «Плачь, а рисуй», — вспоминала Татьяна Глебова свое первое посещение занятий МАИ.

Весной 1927 года в ленинградском Доме печати, который тогда занимал здание Шуваловского дворца на набережной Фонтанки, открылась выставка, на афише которой значилось 31 имя. Это и была «школа Филонова». Нынешний показ объединил работы 25 лучших из них.

Все картины создавались с учетом пространства дворцового Белоколонного зала, поэтому имеют разные размеры. Сохранилось десять больших панно. Из них представлены четыре: жутковатые в своей органической правде «Сибирские партизаны» Юрия Хржановского и «Казнь революционера» Алевтины Мордвиновой, а также аналитические «Старый и новый быт» Софьи Заликовской и «Рабочий, сидящий за столом» Эдуарда Тэнисмана. На столе пролетария — тарелка с рыбой. После «Селедки» Кузьмы Петрова-Водкина прошло почти десять лет, а от символичности рыбы не осталось и следа.

Алиса Порет. Иллюстрация к карело-финскому эпосу «Калевала». 1932. Наставления невесте». Иллюстрация к рунам 22-23. Фото: Государственный Русский музей
Алиса Порет. Иллюстрация к карело-финскому эпосу «Калевала». 1932. Наставления невесте». Иллюстрация к рунам 22-23.
Фото: Государственный Русский музей

За неделю до открытия той выставки там же, в Доме печати, состоялась премьера спектакля по гоголевскому «Ревизору». Спекталь просуществовал недолго, но остались дивные эскизы костюмов и декораций, которые выполнили пять участников группы МАИ. Впервые показана вся работа для спектакля Андрея Сашина — 11 эскизов костюмов и задник. Художник одевал в аналитические наряды главных персонажей: Хлестакову, например, полагался нарисованный розовый бант на фраке, похожие банты украшали туфли.

В 1932 году Филонов получил государственный заказ на оформление издания эпоса «Калевала» на русском языке. Он передал работу 13 мастерам своей школы. Художница Софья Закликовская вспоминала: «В рисунке абсолютно отсутствует традиционное понимание композиции, перспективы, пространства. Небо проходит сквозь землю. Даже сквозь человека. Земля и вода едины, едины и времена года… лесоруб в валенках на заднем плане и босой Куллеро среди бурных вод».

На десерт — единственная скульптура, «Мудрость» Иннокентия Суворова. Тот же 1927 год, тот же аналитический метод. Огромная деревянная баба, напоминающая неолитические изваяния, — но на голове у нее покоится «механизм», шестеренка, которая двигает людьми, держащими на своих плечах земной шар.

Государственный Русский музей
«Школа Филонова»
До 22 января

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
4
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
5
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
6
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
Каталог монографической выставки в Третьяковской галерее дает возможность оценить фигуру этого художника с разных ракурсов. Порой они довольно субъективны, что к лучшему: воспринимать творчество Попкова по методичке — занятие бесцельное
21.02.2025
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
7
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Несмотря на политические и экономические потрясения, для западного рынка русского искусства 2024 год стал годом рекордов. Однако на фоне бурно развивающегося локального арт-рынка он все еще находится в упадке
19.02.2025
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+