18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

К иконографии Марии Магдалины приглядываются заново

Гвидо Рени. «Кающаяся Магдалина». Фото: Google Art Project
Гвидо Рени. «Кающаяся Магдалина».
Фото: Google Art Project
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Эта библейская фигура вновь занимает умы исследователей, в том числе в дискурсе феминизма. Диана Апостолос-Каппадона и Филип Алмонд вносят каждый свою лепту в наметившийся тренд, анализируя многовековую изобразительную и теологическую традицию

Согласно каноническим текстам Нового Завета, Мария Магдалина была верной последовательницей Иисуса Христа, поддерживала его служение из собственных средств, стала очевидицей его распятия и первой свидетельницей воскресения. Ее именовали «апостолом апостолов». Однако со временем ее история не раз подвергалась пересмотру, а личность — переосмыслению.

Мария Магдалина была источником неиссякаемого вдохновения для художников, историков и теологов, поэтому простительно задаться вопросом: можно ли добавить что-то еще? Но очевидно, что сегодня возрождается научный интерес к этому евангельскому воплощению женственности. Недавние книги Дианы Апостолос-Каппадоны, почетного профессора религиозного искусства и истории культуры, директора программы католических исследований в Джорджтаунском университете, и Филипа К. Алмонда, почетного профессора истории религиозной мысли в Университете Квинсленда, приглашают всех желающих прокатиться на гребне этой исследовательской волны.

Diane Apostolos-Cappadona. Mary Magdalene: A Visual History. T&T Clark; Bloomsbury. 176 с.: 65 цв. ил. £17,99. На английском языке
Diane Apostolos-Cappadona. Mary Magdalene: A Visual History. T&T Clark; Bloomsbury. 176 с.: 65 цв. ил. £17,99. На английском языке

Диана Апостолос-Каппадона привносит свой научный и педагогический опыт в книгу «Мария Магдалина: визуальная история», понятную широкой аудитории и при этом полезную более осведомленным читателям. Истоки ее труда — в выставочном каталоге 2002 года «В поисках Марии Магдалины: образы и традиции». Каталожные очерки были академичны, но не cкучны, они кратко излагали ключевой материал, необходимый для понимания иконографии Марии Магдалины.

Новая книга с 65 цвет­ными иллюстрациями — праздник для глаз, однако подлинный триумф одержан благодаря ее читабельности. «Часть первая: на пути к визуальной истории» охватывает обширнейший пласт материалов, но сложности библейских и ранних богословских источников, а также традиций восточного и западного христианства пересказываются с предельной ясностью. Единственное разочарование состоит в том, что превосходному обсуждению феминистских коннотаций и значения тела Магдалины уделено только три страницы в финале главы.

Фредерик Сэндис. «Мария Магдалина». 1858–1860. Фото: Delaware Art Museum
Фредерик Сэндис. «Мария Магдалина». 1858–1860.
Фото: Delaware Art Museum

«Часть вторая: мотивы» — размышления о художественных ипостасях героини книги: грешница/соблазнительница, кающаяся, помазанница, плакальщица, свидетельница, проповедница, созерцательница, читательница. Финальное размышление о мотиве «феминистской иконы» возобновляет дискуссию из эпилога первой части.

«Визуальная история» начинается с предисловия, которое объясняет, почему эта книга стала результатом любви Апостолос-Каппадоны к ее труду. А в перечне благодарностей она описывает свой интерес к образу Марии Магдалины как «дело всей жизни». Во всей монографии слышится харизматичный голос автора, что создает ощущение индивидуального путешествия во времени и пространстве с опытным гидом.

А вот в книге Филипа Алмонда «Мария Магдалина: история культуры» использован иной подход к теме: автор исследует восприятие этой фигуры в западноевропейской традиции. Аннотация утверждает, что это «первая крупная работа о Магдалине за более чем 30 лет», что говорит о некотором издательском бахвальстве, но труд этот действительно претендует на интеллектуальное влияние.

Philip C. Almond. Mary Magdalene: A Cultural History. Cambridge University Press. 350 с.: 29 цв. ил. £30. На английском языке
Philip C. Almond. Mary Magdalene: A Cultural History. Cambridge University Press. 350 с.: 29 цв. ил. £30. На английском языке

Те, кто увидит в названии книги косвенную отсылку к работе Сьюзен Хаскинс «Мария Магдалина: миф и метафора» (1993), могут сразу получить представление о размахе проекта Алмонда. Как и Хаскинс, он ведет повествование сквозь века и охватывает внушительный диапазон материалов. Первые две главы посвящены библейским и современным текстам, а также многогранности средневековых представлений о жизни Магдалины. Далее следует неприкрашенный, но и не циничный рассказ о разных традициях, бытовавших между V и XVI веками, временем протестантской Реформации.

Последние три главы — продолжение хронологической структуры. В «Двуликой Марии: священной и мирской» вовлечение фигуры Магдалины в церковные распри хорошо раскрыто в контексте раннего Нового времени. В «Многоликой Магдалине: искуплении» представлен краткий обзор архетипа Марии Магдалины в дискуссиях XIX века об общественной морали и роли женщины. Последняя глава, посвященная современным «инфоповодам» — от «Кода да Винчи» до «Евангелия от жены Иисуса», пожалуй, самая сложная для читателя, хотя Алмонд проделал замечательную работу, проложив путь через эти дебри.

«Визуальная история» и «История культуры» идеально аккомпанируют друг другу. Алмонд предлагает самое содержательное на сегодня резюме научной истории, а оценка художественных интерпретаций от Апостолос-Каппадоны напоминает читателю, что образ Марии Магдалины по-прежнему актуален. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+