18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

К иконографии Марии Магдалины приглядываются заново

Гвидо Рени. «Кающаяся Магдалина». Фото: Google Art Project
Гвидо Рени. «Кающаяся Магдалина».
Фото: Google Art Project
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Эта библейская фигура вновь занимает умы исследователей, в том числе в дискурсе феминизма. Диана Апостолос-Каппадона и Филип Алмонд вносят каждый свою лепту в наметившийся тренд, анализируя многовековую изобразительную и теологическую традицию

Согласно каноническим текстам Нового Завета, Мария Магдалина была верной последовательницей Иисуса Христа, поддерживала его служение из собственных средств, стала очевидицей его распятия и первой свидетельницей воскресения. Ее именовали «апостолом апостолов». Однако со временем ее история не раз подвергалась пересмотру, а личность — переосмыслению.

Мария Магдалина была источником неиссякаемого вдохновения для художников, историков и теологов, поэтому простительно задаться вопросом: можно ли добавить что-то еще? Но очевидно, что сегодня возрождается научный интерес к этому евангельскому воплощению женственности. Недавние книги Дианы Апостолос-Каппадоны, почетного профессора религиозного искусства и истории культуры, директора программы католических исследований в Джорджтаунском университете, и Филипа К. Алмонда, почетного профессора истории религиозной мысли в Университете Квинсленда, приглашают всех желающих прокатиться на гребне этой исследовательской волны.

Diane Apostolos-Cappadona. Mary Magdalene: A Visual History. T&T Clark; Bloomsbury. 176 с.: 65 цв. ил. £17,99. На английском языке
Diane Apostolos-Cappadona. Mary Magdalene: A Visual History. T&T Clark; Bloomsbury. 176 с.: 65 цв. ил. £17,99. На английском языке

Диана Апостолос-Каппадона привносит свой научный и педагогический опыт в книгу «Мария Магдалина: визуальная история», понятную широкой аудитории и при этом полезную более осведомленным читателям. Истоки ее труда — в выставочном каталоге 2002 года «В поисках Марии Магдалины: образы и традиции». Каталожные очерки были академичны, но не cкучны, они кратко излагали ключевой материал, необходимый для понимания иконографии Марии Магдалины.

Новая книга с 65 цвет­ными иллюстрациями — праздник для глаз, однако подлинный триумф одержан благодаря ее читабельности. «Часть первая: на пути к визуальной истории» охватывает обширнейший пласт материалов, но сложности библейских и ранних богословских источников, а также традиций восточного и западного христианства пересказываются с предельной ясностью. Единственное разочарование состоит в том, что превосходному обсуждению феминистских коннотаций и значения тела Магдалины уделено только три страницы в финале главы.

Фредерик Сэндис. «Мария Магдалина». 1858–1860. Фото: Delaware Art Museum
Фредерик Сэндис. «Мария Магдалина». 1858–1860.
Фото: Delaware Art Museum

«Часть вторая: мотивы» — размышления о художественных ипостасях героини книги: грешница/соблазнительница, кающаяся, помазанница, плакальщица, свидетельница, проповедница, созерцательница, читательница. Финальное размышление о мотиве «феминистской иконы» возобновляет дискуссию из эпилога первой части.

«Визуальная история» начинается с предисловия, которое объясняет, почему эта книга стала результатом любви Апостолос-Каппадоны к ее труду. А в перечне благодарностей она описывает свой интерес к образу Марии Магдалины как «дело всей жизни». Во всей монографии слышится харизматичный голос автора, что создает ощущение индивидуального путешествия во времени и пространстве с опытным гидом.

А вот в книге Филипа Алмонда «Мария Магдалина: история культуры» использован иной подход к теме: автор исследует восприятие этой фигуры в западноевропейской традиции. Аннотация утверждает, что это «первая крупная работа о Магдалине за более чем 30 лет», что говорит о некотором издательском бахвальстве, но труд этот действительно претендует на интеллектуальное влияние.

Philip C. Almond. Mary Magdalene: A Cultural History. Cambridge University Press. 350 с.: 29 цв. ил. £30. На английском языке
Philip C. Almond. Mary Magdalene: A Cultural History. Cambridge University Press. 350 с.: 29 цв. ил. £30. На английском языке

Те, кто увидит в названии книги косвенную отсылку к работе Сьюзен Хаскинс «Мария Магдалина: миф и метафора» (1993), могут сразу получить представление о размахе проекта Алмонда. Как и Хаскинс, он ведет повествование сквозь века и охватывает внушительный диапазон материалов. Первые две главы посвящены библейским и современным текстам, а также многогранности средневековых представлений о жизни Магдалины. Далее следует неприкрашенный, но и не циничный рассказ о разных традициях, бытовавших между V и XVI веками, временем протестантской Реформации.

Последние три главы — продолжение хронологической структуры. В «Двуликой Марии: священной и мирской» вовлечение фигуры Магдалины в церковные распри хорошо раскрыто в контексте раннего Нового времени. В «Многоликой Магдалине: искуплении» представлен краткий обзор архетипа Марии Магдалины в дискуссиях XIX века об общественной морали и роли женщины. Последняя глава, посвященная современным «инфоповодам» — от «Кода да Винчи» до «Евангелия от жены Иисуса», пожалуй, самая сложная для читателя, хотя Алмонд проделал замечательную работу, проложив путь через эти дебри.

«Визуальная история» и «История культуры» идеально аккомпанируют друг другу. Алмонд предлагает самое содержательное на сегодня резюме научной истории, а оценка художественных интерпретаций от Апостолос-Каппадоны напоминает читателю, что образ Марии Магдалины по-прежнему актуален. 

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
6
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
7
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+