18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Богини, музы и толпа

Альфред Эберлинг. «Портрет балерины Семеновой». 1925. Фото: Санкт-Петербургский музей театрального и музкального искусства
Альфред Эберлинг. «Портрет балерины Семеновой». 1925.
Фото: Санкт-Петербургский музей театрального и музкального искусства
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства представляет выставку «Суд Париса. Рождение богини», посвященную балеринам, певицам и актрисам разных эпох

На выставке «Суд Париса. Рождение богини» в Полярном флигеле Шереметевского дворца театральные афиши занимают почетное место, наряду с живописными полотнами и произведениями графики. Экспозиция посвящена балеринам, певицам и актрисам разных эпох: она проходит в рамках Международного фестиваля искусств «Дягилев. P.S.». Представлено 70 экспонатов из фондов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства; участвуют также Музей Академии художеств, Российская национальная библиотека, Русский музей, Театральный музей им. А.А.Бахрушина, Третьяковская галерея, Эрмитаж, частные коллекционеры.

«Идея выставки, посвященной актрисам, оказавшим огромное влияние на общественные настроения, родилась еще несколько лет назад, — рассказала нашему изданию куратор Наталия Метелица, директор Музея театрального и музыкального искусства. — Для нас суд Париса — это суд публики, общества, власти. И в каждой эпохе этот триумвират приобретал свои особенности».

Василий Шухаев. «Портрет балерины Анны Павловой». 1922. Фото: Санкт-Петербургский музей театрального и музкального искусства
Василий Шухаев. «Портрет балерины Анны Павловой». 1922.
Фото: Санкт-Петербургский музей театрального и музкального искусства

Выставка занимает четыре зала. Первый, «Мои богини!», представляет своеобразный Олимп, на котором роли богинь исполняют знаменитые актрисы и балерины. Экспозицию открывает «Суд Париса» работы Антона Рафаэля Менгса из коллекции Эрмитажа. Вокруг собрано четыре десятка портретов конца XIX — середины XX века. Парад «богинь» начинается с Элеоноры Дузе, Сары Бернар, Лины Кавальери. Все эти звезды мировой величины так или иначе были связаны с Россией, куда приезжали на гастроли. Прекрасные служительницы муз сами были музами для художников: актриса Мария Савина — для Константина Маковского, Фаина Шевченко — для Бориса Кустодиева, Полина Стрепетова — для Николая Ярошенко… Альфреда Эберлинга вдохновляли балерины — он писал Анну Павлову и Тамару Карсавину.

Каждый из следующих трех залов посвящен отдельной теме, воплощенной в образах и судьбах двух героинь. «Мы исходили из того, что в каждом зале должен быть свой конфликт, своя драма, — поясняет Ирина Климовицкая, ученый секретарь музея, сокуратор выставки. — Есть общий зал и три дуэтных. Основной конфликт первого дуэтного зала — между империей и свободой, во втором конфликт между личностью и толпой, в третьем — между мечтой и реальностью».

Зал «Путь на Олимп» рассказывает о Марии Савиной и Вере Комиссаржевской. Диалоги актрис, их переписка с Дирекцией Императорских театров, оценки критиков и разговоры с друзьями, коллегами, поклонниками и противниками поданы в формате страниц в соцсетях.

Рустам Хамдамов. «Зинаида Райх». 2023. Фото: Санкт-Петербургский музей театрального и музкального искусства
Рустам Хамдамов. «Зинаида Райх». 2023.
Фото: Санкт-Петербургский музей театрального и музкального искусства

Зал «Путь на Голгофу» посвящен судьбам Зинаиды Райх и Алисы Коонен. Каждую из них на театральный олимп вознесли мужья — выдающиеся театральные режиссеры Всеволод Мейерхольд и Александр Таиров. Обе они, вслед за мужьями, взошли на голгофу: после ареста Мейерхольда Зинаида Райх была убита, а Алиса Коонен после увольнения Таирова из Камерного театра ушла со сцены. Живописным центром экспозиции стали «Человек из толпы», созданный Георгием Якуловым в 1922 году, и работа Соломона Никритина «Групповой портрет» (1930-е).

Четвертый зал назван в честь фильма, «Светлый путь». Его героини — Любовь Орлова и Марина Ладынина. И здесь за красивой картинкой на экране и ослепительной внешностью кинозвезд скрывалась драма. Композицию зала дополняют картины «Подмосковный молодняк» Константина Юона, «Женщина с напильником» Александра Самохвалова, известный портрет Любови Орловой работы Кати Филипповой.

Завершается выставка тем же сюжетом, но совсем из другой эпохи: Сергей Романович написал свой «Суд Париса» в 1937 году.

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
«Суд Париса. Рождение богини»
До 21 апреля

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
6
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
7
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+