18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Восстановленный османский хаммам послужит не только гигиене, но и искусству

30 сентября для публики открылся хаммам XVI века Зейрек-Чинили, а с марта 2024 года он опять начнет функционировать как традиционные турецкие бани. Фото: Murat Germen/Zeyrek Çinili Hamam
30 сентября для публики открылся хаммам XVI века Зейрек-Чинили, а с марта 2024 года он опять начнет функционировать как традиционные турецкие бани.
Фото: Murat Germen/Zeyrek Çinili Hamam
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Комплекс Зейрек-Чинили, открывшийся после 13 лет раскопок и реставрации, приобрел двойное назначение: теперь он будет работать и как традиционные турецкие бани, и как площадка для современного искусства

Пройдите по Галатскому мосту через залив Золотой Рог, соединяющему кварталы Каракёй и Фатих, и вы окажетесь у Новой мечети. Здесь берет начало один из самых популярных маршрутов по Стамбулу. Слева на холме располагается квартал Эминёню с коврами, тканями, керамикой и лоточниками Большого базара. Здесь же тянутся бесконечные ряды прилавков Египетского базара, над которыми возвышаются Голубая мечеть и Айя-София. Большинство путешественников выбирают именно этот маршрут. Но справа от Галатского моста внезапно вырастает совсем другой Стамбул — лабиринт узких улочек, по которым проносятся мопеды, в поисках объедков бродят знаменитые уличные коты, а старики в традиционной одежде потягивают сладкий яблочный чай в крохотных кафе. Мясники отгоняют назойливых мух от огромных туш. Торговцы рыбой стоят со своим сверкающим уловом, пойманным этим утром в Мраморном море. Разнообразные товары продаются с ковров, разложенных прямо на тротуаре.

Комплекс Зейрек-Чинили после реставрации. Фото: Murat Germen/Zeyrek Çinili Hamam
Комплекс Зейрек-Чинили после реставрации.
Фото: Murat Germen/Zeyrek Çinili Hamam

Это квартал Зейрек — чуть менее парадный, чуть менее гостеприимный и гораздо менее популярный среди туристов. Зато история Стамбула видна здесь во всем ее великолепии. Зейрек включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, и в его архитектуре отчетливо прочитываются все эпохи городской истории.

Теперь число гостей на улицах Зейрека может вырасти, поскольку 30 сентября для публики открылся хаммам XVI века Зейрек-Чинили, а с марта 2024 года он опять начнет функционировать как традиционные турецкие бани.

Квартал Зейрек включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, и в его архитектуре отчетливо прочитываются все эпохи городской истории. Фото: Zeyrek Çinili Hamam
Квартал Зейрек включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, и в его архитектуре отчетливо прочитываются все эпохи городской истории.
Фото: Zeyrek Çinili Hamam

Его восстановление длилось 13 лет. Отчасти это была реставрация, отчасти — настоящие археологические раскопки. До того здание было заброшено и находилось в полуразрушенном состоянии, а бывший владелец, судя по всему, ничего не знал о его истории.

В 2010 году здание приобрела турецкая Marmara Group, владеющая сетью отелей и причастная также арт-бизнесу. Совладелец компании Али Гюрели — основатель международной ярмарки современного искусства Istanbul Contemporary. Его дочь Коза Гюрели Ягзан взялась за руководство работами в хаммаме. «Это был ужас, — вспоминает она. — Штукатурка была покрыта зеленой плесенью, влажность была такая, что со стен капало, и мы начали копать, копать, копать».

Комплекс Зейрек-Чинили до реставрации. Фото: Zeyrek Çinili Hamam
Комплекс Зейрек-Чинили до реставрации. Фото: Zeyrek Çinili Hamam
Комплекс Зейрек-Чинили до реставрации. Фото: Zeyrek Çinili Hamam
Комплекс Зейрек-Чинили до реставрации.
Фото: Zeyrek Çinili Hamam
Комплекс Зейрек-Чинили до реставрации.
Фото: Zeyrek Çinili Hamam
Комплекс Зейрек-Чинили до реставрации.
Фото: Zeyrek Çinili Hamam

Раскопки выявили, что у хаммама богатое прошлое. «Когда мы покупали его, нам ничего не было известно о его истории, — рассказывает Гюрели Ягзан. — Начав раскопки, мы находили все новые и новые артефакты османского, византийского, римского периодов, зачастую даже не связанные с хаммамом».

Здание было построено главным османским архитектором Мимаром Синаном (1488–1588) в 1530-е годы, в период расцвета империи, по заказу великого адмирала османского флота Хайреддин-паши, известного как Барбаросса.

Здание было построено главным османским архитектором Мимаром Синаном в 1530-е годы, в период расцвета империи. Фото: Zeyrek Çinili Hamam
Здание было построено главным османским архитектором Мимаром Синаном в 1530-е годы, в период расцвета империи.
Фото: Zeyrek Çinili Hamam

Снимая слои отсыревшей штукатурки, команда археологов и реставраторов обнаружила фрагменты сияющих бирюзовых изразцов — в общей сложности около 3 тыс. осколков. «Чинили» переводится с турецкого как «облицованный плитками». «Пока мы не нашли изразцы, — говорит Гюрели Ягзан, — мы не могли понять, почему хаммам так называется». Выяснилось, что это один из самых ранних образцов общественного пространства, украшенных столь изысканным декором. В Османской империи такую замысловатую работу можно было встретить лишь во дворцах.

Сохранившиеся изразцы сверкают в лучах света, проникающих сквозь окна в форме полумесяцев в куполе.  Фото: Murat Germen/Zeyrek Çinili Hamam
Сохранившиеся изразцы сверкают в лучах света, проникающих сквозь окна в форме полумесяцев в куполе.
Фото: Murat Germen/Zeyrek Çinili Hamam

Реставраторы расчистили и восстановили сохранившиеся изразцы, теперь они сверкают в лучах света, проникающих сквозь окна в форме полумесяцев в куполе. Но это лишь малая их часть. Исследование показало, что внутренние стены здания украшало более 10 тыс. изразцов с 37 уникальными узорами, пока в XIX веке парижский торговец антиквариатом Людовик Люпти не приобрел их, демонтировал со стен и перепродал в частные европейские коллекции. Сегодня эти изразцы можно встретить в Лувре, Музее Виктории и Альберта и Британском музее. Было решено не восстанавливать утраченное и облицевать «мокрые зоны» хаммама светло-серым мрамором.

Обнаружились и другие оригинальные декоративные элементы, в том числе росписи XVIII—XIX веков, которые также были скрыты под слоем штукатурки. «Росписи добавили, чтобы стены не казались пустыми после снятия изразцов, — рассказывает Коза Гюрели Ягзан. — Мы нашли их под четырьмя слоями штукатурки, и все они относятся к разным периодам».

Было решено не восстанавливать утраченное и облицевать «мокрые зоны» хаммама светло-серым мрамором.  Фото: Murat Germen/Zeyrek Çinili Hamam
Было решено не восстанавливать утраченное и облицевать «мокрые зоны» хаммама светло-серым мрамором.
Фото: Murat Germen/Zeyrek Çinili Hamam

В ходе раскопок также выяснилось, что под землей (туда теперь спускаются на лифте) находится цистерна византийского времени, соединявшаяся с хаммамом разветвленной системой желобов. На стенах цистерны можно разглядеть призрачные изображения кораблей — их могли нацарапать рабы, привезенные сюда для строительства.

При хаммаме создан компактный, но высокотехнологичный музей, где показывают найденные во время раскопок фрагменты изразцов, а также рассказывают об устройстве бань, о ритуале омовения и его главных действующих лицах. В частности, представлена обширная историческая коллекция деревянных сандалий, которые полагалось надевать в хаммаме; высота некоторых туфель, похожих на котурны, достигает 20 см.

При хаммаме создан компактный, но высокотехнологичный музей, где показывают найденные во время раскопок фрагменты изразцов, а также рассказывают об устройстве бань, о ритуале омовения и его главных действующих лицах. Фото: Murat Germen/Zeyrek Çinili Hamam
При хаммаме создан компактный, но высокотехнологичный музей, где показывают найденные во время раскопок фрагменты изразцов, а также рассказывают об устройстве бань, о ритуале омовения и его главных действующих лицах.
Фото: Murat Germen/Zeyrek Çinili Hamam

Хаммам планируется использовать по прямому назначению, но в честь открытия там была устроена выставка «Лечащие руины» с работами 22 художников (до 5 ноября). В дальнейшем выставки будут проводиться в цистерне под землей. «Выставка посвящена разным слоям, обнаруженным в этом пространстве, — поясняет Гюрели Ягзан. — Никто не знал о них, а теперь это будет современное пространство».

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+