18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эль Анацуи: «Крышки от бутылок — универсальное средство выражения»

Эль Анацуи на фоне инсталляции «За красной луной». Фото: Lucy Green/Tate
Эль Анацуи на фоне инсталляции «За красной луной».
Фото: Lucy Green/Tate
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Инсталляция «За красной луной» одного из самых влиятельных художников Африки открылась в Тейт Модерн. О том, сколько смыслов таится в крышках от бутылок, из которых состоят его знаковые, похожие на гобелены работы, Эль Анацуи рассказал в интервью

Эль Анацуи прославился благодаря скульптурам, созданным из алюминиевых крышек от бутылок, которые он забирает с переработки и соединяет в единое полотно с помощью медной проволоки. В этих обычно массивных, многоуровневых арт-объектах этнические традиции переплетаются с универсальным языком абстракции, а также затрагивается ряд политических, социальных и экологических проблем, вызванных перепотреблением, вопросами национальной идентичности и мировой торговли.

б и о г раф и я
Эль Анацуи
Художник

Родился 1944, Аньяко (Гана)

Живет и работает Нсукка (Нигерия), Тема (Гана)

Образование 1965–1968, Колледж искусств, Университет науки и технологий Кваме Нкрума в Кумаси (Гана)

Ключевые выставки 2003, Мостин, Уэльс; 2006, Художественный музей Мори, Токио; 2007, Венецианская биеннале, Венеция; 2007, Палаццо Фортуни, Венеция; 2010, Королевский музей Онтарио, Торонто; 2013, Королевская академия художеств, Лондон; 2016, VI Марракешская биеннале, Марракеш; 2019, павильон Ганы, Венецианская биеннале; 2019, Дом искусства, Мюнхен; 2020, Бернский художественный музей, Берн

Представлен галереями Goodman Gallery, Jack Shainman Gallery, October Gallery, Sakshi Gallery

Еще…

Эль Анацуи родился в Аньяко, в Гане, в 1944 году. Большую часть сознательной жизни провел в Нигерии, где был художником и преподавателем — более четырех десятилетий преподавал скульптуру в Университете Нигерии в городе Нсукка. Использовать крышки от бутылок в качестве материала он стал с конца 1990-х, а также разработал весьма инновационный подход к скульп­туре, объединив в работах дерево, керамику и «найденные вещи». В 2015 году на 56-й Венецианской биеннале Анацуи был удостоен «Золотого льва» за вклад в искусство, а его персональная выставка 2019 года в Доме искусства в Мюнхене стала посмертной для куратора Оквуи Энвезора, одного из самых известных покровителей художника.

Как вы получили предложение от Тейт Модерн?

Слово «Тейт» мне знакомо с детства, так что круг замкнулся. Я вырос в колониальном Голд-Косте, где до 1960-х годов, пока не появилась другая марка сахара, мы покупали Tate & Lyle (музей в Лондоне назван именем промышленника и сахарозаводчика Генри Тейта. — TANR). Так я впервые задумался о вещах, которые вызывают резонанс в обществе или связаны с трансатлантической работорговлей. Компания Tate, конечно, напрямую не принимала участия в последней, но немало на этом выиграла, и поэтому я захотел как-то обратиться к этому материалу.

В Гане самая большая концентрация замков работорговцев. Около 40, кажется, и это на относительно коротком побережье. (На побережье Гвинейского залива находится 28 замков и фортов XVI–XVIII веков разной степени сохранности, построенных европейцами и служивших укрепленными торговыми центрами времен афро-европейской торговли золотом и трансатлантической работорговли. В подземельях этих укреплений содержались рабы-африканцы, предназначенные для перевозки в Америку. В 1979 году форты и замки Вольты, Большой Аккры, Центрального и Западного регионов были внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. — TANR.) Когда я приехал в один из самых известных, в Кейп-Косте, меня поразило то, что внизу там были подземелья для рабов, а наверху — часовня. Такая модель рая и ада. В Тейт Модерн я хотел воссоздать из сахара эту часть крепости. Но Турбинный зал оказался маловат для такой масштабной затеи, поэтому пришлось от нее отказаться. Тогда я подумал, что можно что-то сделать с крышками для бутылок — материалом, с которым я работаю давно. Их тоже можно связать с темами работорговли и производства сахара. И они также являются универсальным средством выражения, которое может вписаться в любое пространство, независимо от его размера. Так и решили.

Фрагмент инсталляции Эль Анацуи «За красной луной» в Турбинном зале Тейт Модерн. 2023.  Фото: Joe Humphrys/Tate
Фрагмент инсталляции Эль Анацуи «За красной луной» («Act I The Red Moon») в Турбинном зале Тейт Модерн. 2023. Фото: Lucy Green/Tate
Фрагмент инсталляции Эль Анацуи «За красной луной» («Act II The World») в Турбинном зале Тейт Модерн. 2023. Фото: Joe Humphrys/Tate
Фрагмент инсталляции Эль Анацуи «За красной луной» («Act III The Wall») в Турбинном зале Тейт Модерн. 2023. Фото: Lucy Green/Tate
Фрагмент инсталляции Эль Анацуи «За красной луной» («Act III The Wall») в Турбинном зале Тейт Модерн. 2023. Фото: Lucy Green/Tate
Фрагмент инсталляции Эль Анацуи «За красной луной» в Турбинном зале Тейт Модерн. 2023.
Фото: Joe Humphrys/Tate
Фрагмент инсталляции Эль Анацуи «За красной луной» («Act I The Red Moon») в Турбинном зале Тейт Модерн. 2023.
Фото: Lucy Green/Tate
Фрагмент инсталляции Эль Анацуи «За красной луной» («Act II The World») в Турбинном зале Тейт Модерн. 2023.
Фото: Joe Humphrys/Tate
Фрагмент инсталляции Эль Анацуи «За красной луной» («Act III The Wall») в Турбинном зале Тейт Модерн. 2023.
Фото: Lucy Green/Tate
Фрагмент инсталляции Эль Анацуи «За красной луной» («Act III The Wall») в Турбинном зале Тейт Модерн. 2023.
Фото: Lucy Green/Tate

Расскажите, пожалуйста, о начале вашей карьеры. Как вам удалось обрести яркий творческий голос в эпоху бурных перемен в Африке?

Я вырос в миссионерском приюте, где не было особого контакта с внешним миром: жизнь ограничивалась занятиями в классе и походами в церковь. В школе, а затем в университете все, что нам преподавали, было прозападным, особенно на факультете изобразительного искусства Университета науки и технологий Кваме Нкрума, весь курс которого был посвящен истории западноевропейского искусства. Так что сначала я был изолирован от родной культуры, а уже почти выпускником вуза почувствовал, что мое образование неполноценно и однобоко. Как-то не верилось в то, что до нас упорно доносили: что искусство — это то, чем можно заниматься только на Западе.

И что вы тогда сделали?

Я стал ходить в Национальный культурный центр Ганы в Кумаси, где находился университет. Там собирались музыканты, граффити-художники, мастера, работающие с тканями и принтами, и другие творческие люди. Так я впервые познакомился с чем-то, что было исконно африканским, ганским, коренным.

Я открыл для себя систему абстрактных символов «адинкра», где для передачи значений и идей используются пиктограммы, в которых зашифрованы народные афоризмы или представления о мире. Так и состоялось мое знакомство с абстрактным искусством. После стольких лет, посвященных созданию реалистичных эскизов или моделей, я увидел массу работ, которые пытались выразить мир не визуально, а концептуально. Это перевернуло мое сознание.

Работа Эль Анацуи «Ink Splash II». 2012. Фото:  El Anatsui
Работа Эль Анацуи «Ink Splash II». 2012.
Фото: El Anatsui

Как этот новый абстрактный язык проявился в ваших работах?

Как-то раз я заметил на рынке круглые деревянные подносы, которые торговцы использовали для демонстрации товаров, и подумал, что интересно было бы нанести на них знаки адинкры, которую я как раз пытался освоить. В итоге нашел резчиков, сделавших мне эти подносы разных размеров и форм. Потом нанес символы на середину, а по краям набил узоры, которые объясняли значение знаков посередине — такой словарик. Работал по старинке — раскаленным железным прутом выжигал орнамент на дереве. Зато все под рукой и максимально экологично.

Вы до сих пор тяготеете в своем искусстве к максимально доступным материалам.

Да, и тогда как раз произошел этот сдвиг. Работа с материалом, который доступен, удобен и понятен, автоматически означает, что все, что вы делаете, будет неразрывно связано с вашим окружением, близкими людьми и родной культурой. Так что это была моя попытка прикоснуться к национальной культуре, от которой в годы обучения я был изолирован. Когда я впервые показывал подносы, публике понравилось, потому что все видали их на рынке, а тут они появились в новом контексте. Интересно и необычно.

Работа Эль Анацуи «Воин», проданная в октябре 2023 года на аукционе Christie’s за £819 тыс. Фото: AP/TASS
Работа Эль Анацуи «Воин», проданная в октябре 2023 года на аукционе Christie’s за £819 тыс.
Фото: AP/TASS

За последние десятилетия вы расширили спектр материалов, из которых создаете искусство. Но, будь то старые деревянные ступки, металлические терки для маниока, банки из-под сгущенки или алюминиевые крышечки от бутылок, вы преимущественно работаете с мусором и выброшенными вещами, которым даете вторую жизнь. Чем эта история так важна?

У любой вещи, бывшей в использовании, есть определенный заряд, определенная энергия, связанная с людьми, которые к ней прикасались, использовали ее, а иногда, может, и злоупотребляли ею. Это задает цель работы, а также помогает найти корни в окружающей среде и культуре.

Вы работаете с металлическими крышечками для бутылок более 20 лет. Что в них такого особенного?

С самого начала я стремился к форме, у которой нет описания. Подобно отрезу ткани, этот материал достаточно универсален, чтобы с его помощью делать множество разных вещей, открытых для разных трактовок. Но, как мне кажется, я немного ввел публику в заблуждение, потому что дал первым двум частям этого цикла работ названия «Мужская ткань» и «Женская ткань», а гамма бутылочных крышек воспроизводила цвета традиционного ганского орнамента — кенте. Поэтому было трудно отвлечь внимание публики от текстильной истории, хотя я задумывал прежде всего скульптуру, а не ткань.

Тем не менее ваши работы из крышек бывают очень живописными: порой монохромные, порой с яркими узорами, иногда полупрозрачные, как акварель, или такие, где цвет играет ключевую роль.

Сначала я использовал в работе только внутреннюю часть — просто кусок серебряного металла. Это как если бы я, делая скульптуру, не обращал внимания на цвет, а потом внезапно обнаружил то, что прежде ускользало от внимания, — окраску. У них же цветная поверхность! Так что пришлось начать думать и как живописец, чтобы понять, каким образом сочетать цвета и что делать с цветом, чтобы он нес смысл. В конце концов я пришел к тому, что делаю микс скульптуры и живописи. Но поскольку я не демонстрирую свои работы так, как обычно показывают классическую живопись, то есть не натягиваю их на холст, то я придаю им объемные складки и форму. Так появляются форма и цвет.

Работа Эль Анацуи на выставке в Художественном музее Берна. 2020. Фото: EPA/ТАСС
Работа Эль Анацуи на выставке в Художественном музее Берна. 2020.
Фото: EPA/ТАСС

А еще наслаиваются смыслы. Помимо того, что каждый из этих элементов напоминает о выпитой кем-то бутылке, есть и важный с точки зрения экологии факт: вы повторно используете мусор. Кроме того, на бутылочных крышках нашлось место еще и для политики и истории.

Да, есть такие аспекты, на которые, я думаю, никто еще не обратил внимания. На крышках выгравированы названия брендов напитков, и одно только изучение этих марок дает представление о социологии, текущей политической ситуации и истории. Например, напиток под названием «Черное золото» отсылает к тому, что газировка обменивалась на рабов, которых переправляли в Америку. Или вот «Экомог» — так еще называется военная группа быстрого реагирования, отправленная Экономическим сообществом стран Западной Африки (ЭКОВАС) для подавления конфликта в Либерии и Сьерра-Леоне.

Вы обычно доверяете кураторам — позволяете им решать, как расставить, сложить или повесить ваши работы? Как вы относитесь к тому, когда другие пытаются интерпретировать ваше творчество? Можно ли сравнить процесс создания с исполнением музыкальной партитуры?

Наверное, подсознательно мои работы посвящены свободе — свободе делать что-то. У меня есть тайная цель — разбудить в каждом из нас художника. Если бросить людям вызов, если им сказать: «Вот вам сложенная вещь. Разверните ее и делайте с ней все что хотите», то это пробуждает в них желание творить, развивает воображение. Знаете, свобода крайне важна: она помогает многое сделать лучше. 

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+