18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сандуновские бани эволюционируют уже третье столетие

Интерьер получился, скорее, постмодернистским — с разноцветными кессонами на потолке, с классическими по пропорциям колоннами, чьи базы и капители обрели зеленый цвет. Фото: Департамента культурного наследия города Москвы
Интерьер получился, скорее, постмодернистским — с разноцветными кессонами на потолке, с классическими по пропорциям колоннами, чьи базы и капители обрели зеленый цвет.
Фото: Департамента культурного наследия города Москвы
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Завершилась реставрация двух исторических залов в здании близ Неглинной улицы, что стало очередным этапом эпопеи по приведению в порядок легендарного банного комплекса. Обновленный вход в высшие разряды, мужской и женский, поражает многоцветьем

Сандуновские бани были построены в Москве в начале XIX века актером императорского театра Силой Сандуновым (1756–1820). Государыня Екатерина Великая одарила его бриллиантами на свадьбу, и он, продав драгоценности, инвестировал деньги в недвижимость. Как писал Владимир Гиляровский, здесь был услужливый персонал, «раздевальные» комнаты с зеркалами и мягкими диванами, что способствовало невероятной популярности заведения. В 1890-е годы тогдашние владельцы, супруги Вера Фирсанова и Николай Ганецкий, расширили и модернизировали бани, превратив их в пышный эклектичный дворец. Авторами проекта выступили архитекторы Борис Фрейденберг и Сергей Калугин при участии Владимира Чагина.

Сегодня в доходном доме Фирсановой на первой линии Неглинной улицы располагается банк, а в зданиях в глубине квартала по-прежнему работают бани. У Сандунов, как их до сих пор именуют, есть несколько отделений (два высших мужских, одно высшее женское и другие) и несколько входов. Все эти помещения, одно за другим, постепенно реставрируются.

В 2017–2018 годах холл высшего мужского разряда привели в порядок реставраторы Александр Романов, Олег Обаль и их команда — компания «Реставраторъ». На счету этих опытных специалистов, выпускников Российской академии живописи, ваяния и зодчества — работы в Московском Кремле и в Успенском соборе на Городке в Звенигороде, объекты в Великом Новгороде, Пскове, Твери. С максимальной ответственностью «Реставраторъ» подошел и к Сандунам.

Яркость колоритов в декоре, использованных для многих стала сюрпризом. Фото: Департамента культурного наследия города Москвы
Яркость колоритов в декоре, использованных для многих стала сюрпризом.
Фото: Департамента культурного наследия города Москвы

Начали с холла, выполненного в стиле историзм. Были расчищены и обработаны антигрибковыми препаратами стены, максимально бережно восстановлена и покрыта позолотой сложнейшая лепнина; в плафоне нашли и закрепили фрагменты альфрейной живописи. Вернули прежнюю красоту мраморным колоннам с прихотливыми капителями, сильно поновленным цементом в советское время.

«Реставраторъ» также воссоздал исторический вид кассы и кованые вывески на фасаде. Работа велась в течение восьми месяцев. Резные элементы декора изготавливались на месте, чтобы, как говорит Александр Романов, «не терять зрительную связь с оригиналом». Планировалось, что работы будут продолжены, но вскоре началась пандемия коронавируса, а в 2021-м Сандуны перешли к новому владельцу, и тот пригласил других исполнителей — зарегистрированную в 2019 году компанию ООО «РСК Артифекс». Уже через два месяца после регистрации она получила лицензию на «деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».

В сентябре 2023 года общественности был представлен обновленный вход в первый мужской и высший женский разряды. В отличие от предыдущего холла, этот выполнен в неоклассических формах, и основная сложность заключалась в правильном выборе цвета.

Резные элементы декора изготавливались на месте, чтобы «не терять зрительную связь с оригиналом». Фото: Департамента культурного наследия города Москвы
Резные элементы декора изготавливались на месте, чтобы «не терять зрительную связь с оригиналом».
Фото: Департамента культурного наследия города Москвы

По словам архитектора Татьяны Борисовой, занимавшейся надзором за выполнением реставрационных работ, даже по черно-белым дореволюционным фотографиям было ясно, что первоначально интерьер имел насыщенный контрастный цвет, но за XX век колорит сильно посветлел. «Перила ведущей на второй этаж лестницы были темно-коричневыми, — поясняет она, — а стены — пастельно-зефирными, что создавало диссонанс». В результате, сняв 12 слоев краски, реставраторы обнаружили ярчайшие колера: охру, синий, зеленый, помпейский красный, брусничный, ультрамариновый. «Не надо забывать, — говорит Татьяна Борисова, — что и античная архитектура (а мы привыкли, что она белая) изначально была цветной, раскрашенной».

Интерьер получился, скорее, постмодернистским — с разноцветными кессонами на потолке, с классическими по пропорциям колоннами, чьи базы и капители обрели зеленый цвет. На одну из стен холла добавили изображение трех обнаженных граций якобы в духе Помпей и Геркуланума; еще четыре новодельные нимфы укрылись на стене мужского помывочного зала. «Это не реставрация, но приспособление, — говорит Татьяна Борисова. — И нимфы на охристом фоне хорошо встали. Они в интерьер вжились и не выглядят инородными».  

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Автобиография Зельфиры Трегуловой: синдром отличницы на службе у искусства
Книга обрывается прямо перед кульминацией — вступлением автора в должность директора Третьяковки. Но и до того в жизни Трегуловой было много такого, что заслуживает читательского внимания. А начинает она свою историю с раннего детства
17.05.2024
Автобиография Зельфиры Трегуловой: синдром отличницы на службе у искусства
5
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
6
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
7
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+