18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Концепция изоляции: «ГЭС-2» и студия «Тихая» запустили проекты для одного зрителя

Проект «52 Гц» в Доме культуры «ГЭС-2» . Фото: Даниил Анненков/ГЭС-2
Проект «52 Гц» в Доме культуры «ГЭС-2» .
Фото: Даниил Анненков/ГЭС-2

Московский «ГЭС-2» приглашает уединиться во чреве кита, а в Нижнем Новгороде можно в одиночку исследовать студию «Тихая». Перед единственным зрителем раскрываются два подхода: театрализованные эффекты или концептуальная сдержанность

На берег современного искусства выбросило огромного кита, его 25-метровый остов покоится сейчас на первом этаже Дома культуры «ГЭС-2» в Москве. Можно, подобно пророку Ионе, попасть и внутрь кита: его чрево — большая проржавевшая цистерна. В этом пространстве, напоминающем то ли бункер, то ли каюту на старой подлодке, зрителю предстоит провести полчаса. В полном одиночестве.

Проект «52 Гц» в Доме культуры «ГЭС-2» . Фото: Даниил Анненков/ГЭС-2
Проект «52 Гц» в Доме культуры «ГЭС-2» .
Фото: Даниил Анненков/ГЭС-2

Единственный компаньон сегодняшнего Ионы — голос в наушниках, рассказывающий историю знаменитого «52-герцового кита», обнаруженного учеными в конце 1980-х годов. Он поет на уникальной частоте 52 Гц, не позволяющей сородичам его услышать. «Представьте объем Мирового океана. Представьте, что вы находитесь внутри. Представьте, что там нет никого, кроме вас», — произносит голос, и по коже пробегают мурашки.

Проект «52 Гц» в Доме культуры «ГЭС-2» . Фото: Даниил Анненков/ГЭС-2
Проект «52 Гц» в Доме культуры «ГЭС-2» .
Фото: Даниил Анненков/ГЭС-2

Полчаса изоляции внутри цистерны превращаются в некую антимедитацию. Вместо того чтобы отрешиться от любых мыслей, зритель тонет в переживании одиночества. Возникает еще одна сюжетная линия, пожалуй излишне сентиментальная. Бункер оказывается жилищем одинокой — в экзистенциальном смысле — девушки Ани. Аня отождествляет себя с 52-герцовым китом, а ты себя — с ней. И вероятно, тем больше, чем больше твой личный опыт одиночества.

Проект «52 Гц» в Доме культуры «ГЭС-2» . Фото: Даниил Анненков/ГЭС-2
Проект «52 Гц» в Доме культуры «ГЭС-2» .
Фото: Даниил Анненков/ГЭС-2

Иммерсивный спектакль-инсталляция «52 Гц» («Пятьдесят два герца») насыщен сенсорными, визуальными и драматургическими эффектами. Над проектом работала большая команда: архитектор и куратор Андрей Воронов, композитор Олег Гудачёв, драматург Полина Коротыч, театральный режиссер Антон Морозов, перформер Валентина Луценко и даже ольфакторные художники Павел Никандров и Маша Головина (лаборатория Holynose), создавшие трудноопределимый аромат с нотами соленой воды, земли, металла и амбры. «ГЭС-2» программно экспериментирует с междисциплинарным, мультисенсорным подходом, но в случае с «китом» переступает опасную грань: автоматизированный спектакль внутри зрелищной декорации воспринимается не столько произведением искусства, сколько качественным аттракционом.

Проект «52 Гц» в Доме культуры «ГЭС-2» . Фото: Даниил Анненков/ГЭС-2
Проект «52 Гц» в Доме культуры «ГЭС-2» .
Фото: Даниил Анненков/ГЭС-2

Противоположный подход — концептуально-сдержанный, нонспектакулярный — демонстрирует студия «Тихая» (центр современного искусства, возникший на базе художественных мастерских) в Нижнем Новгороде. Здесь тоже на время ввели особый режим функционирования: в студию пускают по одному, безо всякого сопровождения и медиации. После автоматической блокировки двери и до ее разблокировки у вошедшего есть ровно 15 минут, чтобы исследовать доступные ему помещения.

Появившаяся на сайте плашка с названием проекта предупреждает: «Будьте осторожны! Ваша неосмотрительность может быть чревата последствиями». Вместо кураторского текста — свод условий посещения и прав посетителя. Основатель студии (и, к слову, «художник года» по версии ярмарки Cosmoscow) Артём Филатов назначен ответственным за безопасность, куратор музыкальных проектов и сотрудник самарской галереи «Виктория» Дмитрий Крылов отвечает за звукоизоляцию, а исследователь игр Евгений Кузьмичев — за соблюдение правил.

Это не просто индивидуальный режим осмотра, но еще и секретный. «Испытуемых» призывают не разглашать подробности, а на просьбу о комментарии, даже без спойлеров, организаторы отвечают уклончиво. «Получение детальной информации может быть чревато нарушением целостности опыта!» — сообщает в конце концов Евгений Кузьмичев, практически повторяя название проекта. Понять можно. «Первое правило Бойцовского клуба: не упоминать о Бойцовском клубе».

Проект «Будьте осторожны! Ваша неосмотрительность может быть чревата последствиями». Студия «Тихая», Нижний Новгород. Фото: Студия «Тихая»
Проект «Будьте осторожны! Ваша неосмотрительность может быть чревата последствиями». Студия «Тихая», Нижний Новгород.
Фото: Студия «Тихая»

Кстати, формат сольного посещения, который сейчас установлен в «Тихой», уже был опробован Кузьмичевым в Санкт-Петербурге. Там во время пандемии коронавируса он стал сооснователем независимого пространства «Стыд»: сеансы длительностью 15–20 минут были рассчитаны на одного человека и не предполагали никаких привычных «зацепок» (в виде пояснительных текстов или этикеток) для взаимодействия с пространством.

Конечно, стремление создать для зрителя чистые, ничем не опосредованные условия восприятия — это утопия: сам пиетет перед «искусством идей» и ощущение присутствия смысла становятся опосредующими факторами. Это демонстрируют и гости «Тихой», которые, несмотря на предписания, все же аккуратно делятся в социальных сетях опытом одиночного пребывания в студии. Кто-то, например, отмечает большое количество «скрытых посланий». Оставили ли их намеренно авторы проекта или же посетители сами наделили смыслом те или иные элементы пространства, останется загадкой. Впрочем, это и не важно: согласно заветам концептуализма, искусство там, где запускаются механизмы интерпретации.

Дом культуры «ГЭС-2», Москва
«52 Гц»
До 3 декабря

Студия «Тихая», Нижний Новгород
«Будьте осторожны! Ваша неосмотрительность может быть чревата последствиями»
До 3 декабря

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+