18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин

Лондонские головные уборы. Иллюстрация из женского журнала «Моды Лондона и Парижа». 1800. Фото: Yale
Лондонские головные уборы. Иллюстрация из женского журнала «Моды Лондона и Парижа». 1800.
Фото: Yale
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

В переписке знаменитой английской писательницы с сестрой Кассандрой раскрываются ее вкусы в одежде и навыки повседневной экономии. Историк моды Хилари Дэвидсон на основе этих писем разворачивает картину женской жизни в конце XVIII — начале XIX века

Если вы отчетливо помните, что носит тот или иной персонаж романа Джейн Остин (1775–1817), включая мокрую рубашку мистера Дарси, то почти наверняка это ложное воспоминание, почерпнутое из фильма или телесериала. Писательница редко останавливала внимание читателей на деталях костюмов, хотя одежда очень важна как индикатор статуса и характера ее героев, особенно тех, кто пытается произвести впечатление людей более состоятельных, чем на самом деле.

Внешний вид персонажей Остин в своих книгах скорее подразумевает, чем описывает. В «Гордости и предубеждении» тетя Элизабет Беннетт миссис Гардинер «элегантна», несмотря на то, что замужем за человеком, живущим «с видом на собственные склады», то есть торговцем, а не праздным дворянином. И при этом вы знаете, что она выглядит в меру респектабельно. Разительный контраст — когда мистер Коллинз уверяет Элизабет, что ей не следует паниковать перед визитом к леди Кэтрин де Бёр, поскольку «леди Кэтрин не будет думать о вас плохо из-за простого одеяния. Ей нравится, когда соблюдают классовые различия». И вы понимаете, что, хотя один из них — англиканский священник, а другая — аристократка, но, в отличие от Элизабет, воспитаны они не так уж хорошо.

Рассказы об одежде и аксессуарах сопровождают в книге роскошные иллюстрации и фотографии сохранившихся подлинников из музейных коллекций, в том числе предметов, принадлежавших самой писательнице. Фото: Yale
Рассказы об одежде и аксессуарах сопровождают в книге роскошные иллюстрации и фотографии сохранившихся подлинников из музейных коллекций, в том числе предметов, принадлежавших самой писательнице.
Фото: Yale

В мире, где фартинги и полпенни действительно имеют значение, должное, но не чрезмерное внимание к одежде считается похвальным. Знаменитый отрывок из «Нортенгерского аббатства» проливает свет на характер мистера Тилни, который изображен остроумным и симпатичным человеком, несмотря на то, что он младший сын в семье и представитель духовенства. Когда его спрашивают, действительно ли он осведомлен о муслине, он отвечает: «Весьма; я всегда покупаю себе галстуки и могу выступить отличным экспертом в этом вопросе; моя сестра часто доверяла мне выбор платья. На днях я купил для нее один экземпляр, и каждая увидевшая его дама назвала это потрясающе выгодной покупкой. Я отдал за него всего пять шиллингов — за ярд настоящего индийского муслина». И «миссис Аллен была совершенно поражена его гениальностью».

Цена муслина и батиста, согревающей фланели или траурного бомбазина подробно обсуждается историком моды Хилари Дэвидсон в очаровательной книге «Гардероб Джейн Остин». Автор исследует, что носила писательница в реальной жизни, основываясь на переписке, которую та вела со своей сестрой Кассандрой всякий раз, когда они оказывались в разлуке. К огорчению биографов, сведения из этого источника далеко не так полны, как могли бы быть: перед своей смертью в 1845 году Кассандра уничтожила сотни, а возможно, и тысячи писем сестры.

Hilary Davidson. Jane Austen’s Wardrobe. Yale. 240 с.: 200 цв. и ч/б ил. £25. На английском языке
Hilary Davidson. Jane Austen’s Wardrobe. Yale. 240 с.: 200 цв. и ч/б ил. £25. На английском языке

Та же Кассандра была автором двух изображений Джейн — единственных, которые можно считать абсолютно достоверными: речь о фигуре в синем, вид сзади, и милом дилетантском портрете молодой особы в платье с высокой талией. Хилари Дэвидсон профессиональным глазом подмечает, что застежка на спине у первого из платьев была в 1804 году ультрамодной и что на приукрашенной версии более позднего портрета, который в конечном итоге оказался на английских десятифунтовых банкнотах, детали рукавов не соответствуют своему времени.

В переписке сестры обсуждают многое: как освежить шляпки с помощью новой ленты, разумный коричневый цвет для утренних дел, изящные белые муслиновые платья для летних каникул, смелые новые модели из журналов мод, которые, возможно, могли бы скопировать деревенские портнихи.

Рассказы об одежде и аксессуарах — от бальных платьев до носовых платков, украшений и шелковых шляпок, декорированных искусственными ренклодами, — сопровождают в книге роскошные иллюстрации и фотографии сохранившихся подлинников из музейных коллекций, в том числе предметов, принадлежавших самой писательнице.

Возможно, это издание не самое существенное дополнение к списку трудов о ней, но книга станет приятной спутницей в дождливый полдень, и поклонники Джейн, готовые завязать ленточки на шляпах для променада по улицам Чоутона или Бата, наверняка будут довольны. 

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
3
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
4
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
5
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
Экспозиция в музее «Полторы комнаты» из подлинных восточных предметов выстроена вокруг стихотворения «Письма династии Минь» и семейных воспоминаний Бродских
19.06.2024
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Третья ярмарка искусства 1703 открылась в Санкт-Петербурге. Более 40 галерей представляют разные направления современного искусства и векторы коллекционирования — от академической живописи до фиджитал-арта и дизайна
06.06.2024
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+