18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Великие имена и руки звездного аукциониста принесли Christie’s успех

Аукцион стал последним, который вел международный президент аукционного дома Christie’s Юсси Пилкканен. Фото: Christie's
Аукцион стал последним, который вел международный президент аукционного дома Christie’s Юсси Пилкканен.
Фото: Christie's

Вечерние торги Christie’s в Нью-Йорке принесли $640,8 млн и временное успокоение нервозному арт-рынку. Кроме того, они стали лебединой песней знаменитого аукциониста Юсси Пилкканена

Аукцион искусства ХХ века в Нью-Йорке, один из важнейших в осеннем сезоне, принес самую высокую за последние шесть лет сумму продаж среди сборных торгов (с произведениями, принадлежащими разным владельцам). Аукцион стал последним, который вел международный президент аукционного дома Christie’s Юсси Пилкканен, проработавший здесь почти 40 лет.

досье
Юсси Пилкканен

Родившийся в Хельсинки Юсси Пилкканен работал в аукционном доме Christie’s с 1980-х годов. В 1995-м стал директором отдела импрессионистов и современного искусства и занимал эту должность десять лет. Следующее десятилетие был президентом Christie’s по Европе, Ближнему Востоку и России. Пилкканен — одно из самых узнаваемых лиц аукционного дома. В 2017 году именно он вел торги, на которых картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» ушла за $450,3 млн, став самым дорогим произведением всех времен. В 2022 году на аукционе, который он вел, за $195 млн была продана «Голубая простреленная Мэрилин» (1964) Энди Уорхола. Пилкканен также участвовал в самых громких и успешных аукционных распродажах знаменитых коллекций: Пола Аллена в 2022 году, Пегги и Дэвида Рокфеллер в 2018-м, Элизабет Тейлор в 2011-м. В лучшие годы русского искусства на мировом арт-рынке он вел русские торги в свойственной ему холодновато-агрессивной манере. После окончания карьеры в Christie’s Юсси Пилкканен планирует работать независимым арт-консультантом.

Еще…

Всего торги принесли $640,8 млн (итоговые суммы здесь и далее приводятся с учетом комиссионных аукционного дома). Доля продаж по лотам составила, сгладив неприятные ощущения, 97%. Были установлены шесть аукционных рекордов для художников, в том числе Ричарда Дибенкорна, Джоан Митчелл и Барбары Хепуорт.

Эгон Шиле. «Автопортрет». 1910. Фото: Christie's
Эгон Шиле. «Автопортрет». 1910.
Фото: Christie's

Вечер начался продажей «Автопортрета» Эгона Шиле, выполненного акварелью и черными карандашами на бумаге. Работа 1910 года легко преодолела эстимейт в $2 млн и достигла $2,8 млн. Другой автопортрет Шиле на бумаге, сделанный в 1912 году в тюрьме, куда художника заключили за связь с несовершеннолетней, вызвал борьбу между полудюжиной участников торгов и ушел за колоссальные $10,9 млн, что почти в четыре раза превысило эстимейт. Обе работы происходили из коллекции венской звезды кабаре и экрана Фрица Грюнбаума.

Один из звездных лотов вечера, абстракция Аршила Горки «Обугленные возлюбленные I» (1946), продан за рекордные $23,4 млн. Работа была написана в том же году, когда в мастерской художника произошел пожар. Она попала на торги, побывав в знаменитой коллекции киномагната Дэвида Геффена, и легко превзошла предыдущий аукционный рекорд художника в $14 млн, установленный в 2018 году.

Ричард Дибенкорн. «Воспоминания о визите в Ленинград». 1965. Фрагмент. Фото: Christie's
Ричард Дибенкорн. «Воспоминания о визите в Ленинград». 1965. Фрагмент.
Фото: Christie's

Еще одним выдающимся лотом стали «Воспоминания о визите в Ленинград» (1965) Ричарда Дибенкорна, большая абстрактная картина, залитая солнцем, которая впервые появилась на аукционе. Полотно было продано анонимному участнику торгов, делавшему ставки по телефону, за $46,4 млн, что побило предыдущий рекорд художника в $27,2 млн. Композиция Джоан Митчелл «Без названия» (около 1959) достигла рекордной для художницы суммы в $29,1 млн. Американская абстракция показывала сильные результаты в течение всего вечера, что несколько успокоило нервных участников арт-рынка, разочарованных вялыми итогами торгов, прошедших в Нью-Йорке в начале месяца.

Джоан Митчелл. «Без названия». Около 1959. Фрагмент. Фото: Christie's
Джоан Митчелл. «Без названия». Около 1959. Фрагмент.
Фото: Christie's

Успехи европейских классиков модернизма также были очевидны. Почти монохромное полотно Пабло Пикассо «Лежащая обнаженная» 1968 года было продано галеристу Ларри Гагосяну за $13,6 млн. Картина происходила из поместья Джерри Мосса, покойного продюсера и соучредителя A&M Records. Из той же коллекции вышли на торги кокетливый портрет дочери Кизетты работы Тамары де Лемпицкой (около 1928–1930), проданный за рекордные $14,7 млн, и ранняя работа Фриды Кало «Портрет Кристины, моей сестры» (1928), ушедшая за $8,2 млн. В общей сложности произведения из собрания Мосса дали $54,7 млн.

Марк Ротко. «Без названия» («Желтый, оранжевый, желтый, светло-оранжевый»). 1955. Фото: Christie's
Марк Ротко. «Без названия» («Желтый, оранжевый, желтый, светло-оранжевый»). 1955.
Фото: Christie's

Великолепная композиция Марка Ротко «Без названия» («Желтый, оранжевый, желтый, светло-оранжевый»), написанная в 1955 году, когда-то принадлежала Полу и Банни Меллон, которые приобрели ее в галерее Marlborough в 1970 году. Она также была продана участнику торгов по телефону за $40 млн — весьма скромную сумму при таких провенансе и качестве.

Еще одна группа лотов высшего уровня происходила из коллекции легендарного, ныне покойного канадского режиссера, создателя сериала «Охотники за привидениями» Айвана Рейтмана и его жены Женевьевы. В число этих работ входили, например, «Спящая женщина» (1934) Пабло Пикассо (продана за $42,9 млн) и большой холст «Без названия III» (1984) Виллема де Кунинга ($8,5 млн). Всего коллекция принесла $74,2 млн.

Клод Моне. «Пруд с кувшинками». 1917–1919. Фото: Christie's
Клод Моне. «Пруд с кувшинками». 1917–1919.
Фото: Christie's

Самым дорогим лотом на этом аукционе Christie’s стало горизонтальное полотно размером 100 на 200 см из серии «Пруд с кувшинками», написанное Клодом Моне приблизительно в 1917–1919 годах и происходившее из анонимной частной коллекции. Оно ушло за $74 млн.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+