18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Великие имена и руки звездного аукциониста принесли Christie’s успех

Аукцион стал последним, который вел международный президент аукционного дома Christie’s Юсси Пилкканен. Фото: Christie's
Аукцион стал последним, который вел международный президент аукционного дома Christie’s Юсси Пилкканен.
Фото: Christie's

Вечерние торги Christie’s в Нью-Йорке принесли $640,8 млн и временное успокоение нервозному арт-рынку. Кроме того, они стали лебединой песней знаменитого аукциониста Юсси Пилкканена

Аукцион искусства ХХ века в Нью-Йорке, один из важнейших в осеннем сезоне, принес самую высокую за последние шесть лет сумму продаж среди сборных торгов (с произведениями, принадлежащими разным владельцам). Аукцион стал последним, который вел международный президент аукционного дома Christie’s Юсси Пилкканен, проработавший здесь почти 40 лет.

досье
Юсси Пилкканен

Родившийся в Хельсинки Юсси Пилкканен работал в аукционном доме Christie’s с 1980-х годов. В 1995-м стал директором отдела импрессионистов и современного искусства и занимал эту должность десять лет. Следующее десятилетие был президентом Christie’s по Европе, Ближнему Востоку и России. Пилкканен — одно из самых узнаваемых лиц аукционного дома. В 2017 году именно он вел торги, на которых картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» ушла за $450,3 млн, став самым дорогим произведением всех времен. В 2022 году на аукционе, который он вел, за $195 млн была продана «Голубая простреленная Мэрилин» (1964) Энди Уорхола. Пилкканен также участвовал в самых громких и успешных аукционных распродажах знаменитых коллекций: Пола Аллена в 2022 году, Пегги и Дэвида Рокфеллер в 2018-м, Элизабет Тейлор в 2011-м. В лучшие годы русского искусства на мировом арт-рынке он вел русские торги в свойственной ему холодновато-агрессивной манере. После окончания карьеры в Christie’s Юсси Пилкканен планирует работать независимым арт-консультантом.

Еще…

Всего торги принесли $640,8 млн (итоговые суммы здесь и далее приводятся с учетом комиссионных аукционного дома). Доля продаж по лотам составила, сгладив неприятные ощущения, 97%. Были установлены шесть аукционных рекордов для художников, в том числе Ричарда Дибенкорна, Джоан Митчелл и Барбары Хепуорт.

Эгон Шиле. «Автопортрет». 1910. Фото: Christie's
Эгон Шиле. «Автопортрет». 1910.
Фото: Christie's

Вечер начался продажей «Автопортрета» Эгона Шиле, выполненного акварелью и черными карандашами на бумаге. Работа 1910 года легко преодолела эстимейт в $2 млн и достигла $2,8 млн. Другой автопортрет Шиле на бумаге, сделанный в 1912 году в тюрьме, куда художника заключили за связь с несовершеннолетней, вызвал борьбу между полудюжиной участников торгов и ушел за колоссальные $10,9 млн, что почти в четыре раза превысило эстимейт. Обе работы происходили из коллекции венской звезды кабаре и экрана Фрица Грюнбаума.

Один из звездных лотов вечера, абстракция Аршила Горки «Обугленные возлюбленные I» (1946), продан за рекордные $23,4 млн. Работа была написана в том же году, когда в мастерской художника произошел пожар. Она попала на торги, побывав в знаменитой коллекции киномагната Дэвида Геффена, и легко превзошла предыдущий аукционный рекорд художника в $14 млн, установленный в 2018 году.

Ричард Дибенкорн. «Воспоминания о визите в Ленинград». 1965. Фрагмент. Фото: Christie's
Ричард Дибенкорн. «Воспоминания о визите в Ленинград». 1965. Фрагмент.
Фото: Christie's

Еще одним выдающимся лотом стали «Воспоминания о визите в Ленинград» (1965) Ричарда Дибенкорна, большая абстрактная картина, залитая солнцем, которая впервые появилась на аукционе. Полотно было продано анонимному участнику торгов, делавшему ставки по телефону, за $46,4 млн, что побило предыдущий рекорд художника в $27,2 млн. Композиция Джоан Митчелл «Без названия» (около 1959) достигла рекордной для художницы суммы в $29,1 млн. Американская абстракция показывала сильные результаты в течение всего вечера, что несколько успокоило нервных участников арт-рынка, разочарованных вялыми итогами торгов, прошедших в Нью-Йорке в начале месяца.

Джоан Митчелл. «Без названия». Около 1959. Фрагмент. Фото: Christie's
Джоан Митчелл. «Без названия». Около 1959. Фрагмент.
Фото: Christie's

Успехи европейских классиков модернизма также были очевидны. Почти монохромное полотно Пабло Пикассо «Лежащая обнаженная» 1968 года было продано галеристу Ларри Гагосяну за $13,6 млн. Картина происходила из поместья Джерри Мосса, покойного продюсера и соучредителя A&M Records. Из той же коллекции вышли на торги кокетливый портрет дочери Кизетты работы Тамары де Лемпицкой (около 1928–1930), проданный за рекордные $14,7 млн, и ранняя работа Фриды Кало «Портрет Кристины, моей сестры» (1928), ушедшая за $8,2 млн. В общей сложности произведения из собрания Мосса дали $54,7 млн.

Марк Ротко. «Без названия» («Желтый, оранжевый, желтый, светло-оранжевый»). 1955. Фото: Christie's
Марк Ротко. «Без названия» («Желтый, оранжевый, желтый, светло-оранжевый»). 1955.
Фото: Christie's

Великолепная композиция Марка Ротко «Без названия» («Желтый, оранжевый, желтый, светло-оранжевый»), написанная в 1955 году, когда-то принадлежала Полу и Банни Меллон, которые приобрели ее в галерее Marlborough в 1970 году. Она также была продана участнику торгов по телефону за $40 млн — весьма скромную сумму при таких провенансе и качестве.

Еще одна группа лотов высшего уровня происходила из коллекции легендарного, ныне покойного канадского режиссера, создателя сериала «Охотники за привидениями» Айвана Рейтмана и его жены Женевьевы. В число этих работ входили, например, «Спящая женщина» (1934) Пабло Пикассо (продана за $42,9 млн) и большой холст «Без названия III» (1984) Виллема де Кунинга ($8,5 млн). Всего коллекция принесла $74,2 млн.

Клод Моне. «Пруд с кувшинками». 1917–1919. Фото: Christie's
Клод Моне. «Пруд с кувшинками». 1917–1919.
Фото: Christie's

Самым дорогим лотом на этом аукционе Christie’s стало горизонтальное полотно размером 100 на 200 см из серии «Пруд с кувшинками», написанное Клодом Моне приблизительно в 1917–1919 годах и происходившее из анонимной частной коллекции. Оно ушло за $74 млн.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+