18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художники приглашают за стол: арт-проект в Суздале

Арт-проект «Застолье». Инсталляция Сони Уткиной «Городок». Фото: Ольга Сморжанюк
Арт-проект «Застолье». Инсталляция Сони Уткиной «Городок».
Фото: Ольга Сморжанюк

В Суздале открылся арт-проект «Застолье», в котором участвуют Катя Бочавар, Андрей Бартенев и Соня Уткина. Как говорят организаторы, это творческий манифест компании «Дымов керамика», активно сотрудничающей с современными художниками

Три выставки-инсталляции в трех разных местах в Суздале под общим названием «Застолье» приурочены к 20-летию компании «Дымов керамика», базирующейся в этом знаменитом древнем городе, который готовится встретить в следующем году свое 1000-летие. Как рассказывает учредитель компании Евгения Дымова, «все эти годы мы активно привлекали к сотрудничеству художников и выпускали отдельные коллекции керамики. Это десятки имен — от молодых до именитых художников. Они несут заряд творческой энергии — мы даем им возможность реализовать самые безумные идеи. Такая синергия очень полезна обеим сторонам».

Среди художников, вовлеченных в керамическое производство, встречаются известные имена, олицетворяющие самые разные стили, — от стрит-артиста Миши Most до перформансистки Ульяны Подкорытовой, от Романа Манихина до Дюди Сарабьянова. В пространстве на мануфактуре, то есть фабрике, где проводятся гончарные мастер-классы для всех желающих, висят картины Марины Колдобской — она тоже работала тут.

Арт-проект «Застолье». Инсталляция Андрея Бартенева «Верба». Фото: Ольга Сморжанюк
Арт-проект «Застолье». Инсталляция Андрея Бартенева «Верба».
Фото: Ольга Сморжанюк

В этом же здании расположен прозрачный стеклянный кабинет, где можно видеть часть проекта «Застолье» — инсталляцию «Верба» Андрея Бартенева. Эксцентричный художник, чье творчество как нельзя лучше иллюстрирует идею синтеза искусств, стал настоящим талисманом компании, создав керамического «плюшевого» медведя — своеобразный ответ «дутым» собачкам Джеффа Кунса. Целая коллекция этих черно-белых мишек, улыбающихся своими как будто вышитыми мордочками, восседает на черных постаментах на черном длинном столе в инсталляции. На тарелках и вазах, а также на ковре на полу повторяется орнаментальный мотив, который сам автор назвал «Вербой». И в самом деле, минимализм этого узора напоминает о черных ветках вербы на белом снегу.

Арт-проект «Застолье». Инсталляция Андрея Бартенева «Верба». Фото: Ольга Сморжанюк
Арт-проект «Застолье». Инсталляция Андрея Бартенева «Верба».
Фото: Ольга Сморжанюк

Художница Соня Уткина, напротив, воспела лето в инсталляции «Городок», расположенной в магазине «Сельская жизнь» в Гостином Дворе. Это тоже большой стол, покрытый зеленой скатертью с рисунками, вдохновленными той самой сельской жизнью. По стилю рисунки и персонажи Сони Уткиной чем-то напоминают митьковских героев: в них та же доля легкой иронии и веселого любования. Статуэтки охотников и матерей с младенцами расставлены на скатерти вокруг прудов с утками.

Соня Уткина и ее инсталляция  «Городок». Фото: Ольга Сморжанюк
Соня Уткина и ее инсталляция «Городок».
Фото: Ольга Сморжанюк

«Это небольшой керамический город, чем-то похожий на Суздаль, где живут мои персонажи: ловят рыбу, ходят на рынок, дружат, ссорятся, — в общем, живут настоящей, полнокровной жизнью, — говорит художница. — Для своего стола я придумала огромные вазы-колокольни. Это был настоящий вызов — подобное реализовать в керамике. Вместе с талантливым керамистом Любовью Скользневой мы смогли сделать это».

Арт-проект «Застолье». Инсталляция Сони Уткиной «Городок». Фото: Ольга Сморжанюк
Арт-проект «Застолье». Инсталляция Сони Уткиной «Городок».
Фото: Ольга Сморжанюк

Третья точка «Застолья» — комната Кати Бочавар, которая называется «Ополье», в Доме русского чаепития. Стол с лаконичными вазами и тарелками издали выглядит чуть ли не воплощением классицизма, но, конечно, это современная интерпретация классики. Как говорит Катя Бочавар, выступившая и куратором всего проекта «Застолье», «белый сервиз „Ополье“ — это суздальская архитектура, природа, люди, обычаи и сама я, влюбленная в это удивительное явление».

Катя Бочавар и ее инсталляция  «Ополье». Фото: Ольга Сморжанюк
Катя Бочавар и ее инсталляция «Ополье».
Фото: Ольга Сморжанюк

На самом деле тут мы имеем дело не с отдельной комнатой, а с большим дизайнерским проектом. Катя Бочавар год работала над оформлением этого нового пространства на старой (буквально Старой — таково ее название) улице Суздаля. Двухэтажный старинный дом был восстановлен Дымовыми из руин. Бочавар разработала не только дизайн посуды (это яркие чашки и блюдца, которые составляют как бы случайные пары по цвету, намекающие на разнокалиберность домашнего чаепития), но и обивку диванчиков, и нарядные пестрые рубахи официантов, и мозаики, и огромную кованую люстру, формой отсылающую к церковным паникадилам, ну и, наконец, пригласила сделать живописные панно «Времена года» художницу Дарью Закрытую, с чем она успешно справилась.

Арт-проект «Застолье» в Суздале. Фото: Ольга Сморжанюк
Арт-проект «Застолье» в Суздале.
Фото: Ольга Сморжанюк

Катя Бочавар говорит о своем понимании русского стиля: «Мне было интересно понять, что такое русское чаепитие. Цвет, который я выбрала для интерьера, — китайский красный. Это понятно: чай к нам пришел из Китая. Я смотрю на полосатые драпировки и вспоминаю Италию: как там вывешивают флаги во время праздников. Мы вспоминаем Византию. И Турцию, где мы так часто бываем. Русский вкус, и вообще русский человек, впитывает все, что ему нравится, и делает это русским. Но не будем забывать, что вокруг огромный мир и он продолжает нас удивлять».

Суздаль
Магазин и пространство «Сельская жизнь»
Мануфактура «Дымов керамика»
Дом русского чаепития
Арт-проект «Застолье»
До конца года

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+