18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Аукционный дом «Александр» проводит большие осенние торги

Ковш. Конец 1890-х. Фирма Карла Фаберже, мастер Михаил Перхин, Санкт-Петербург. Фрагмент. Фото: Аукционный дом «Александр»
Ковш. Конец 1890-х. Фирма Карла Фаберже, мастер Михаил Перхин, Санкт-Петербург. Фрагмент.
Фото: Аукционный дом «Александр»
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

В московском особняке Спиридонова вниманию коллекционеров представят важные произведения русских художников, иконописцев, ювелиров и камнерезов, предметы японского искусства

В Малом Гнездниковском переулке, в особняке Спиридонова, 28 ноября откроется выставка лотов предстоящих торгов аукционного дома «Александр», а также избранных произведений фирмы Карла Фаберже из частного московского собрания. Экспозиция объединит более 200 произведений, включая русские иконы XVI–XX веков, образцы отечественной нумизматики XVIII–XX веков, живопись, графику и декоративно-прикладное искусство России XIX–XX веков, а также произведения японского искусства XIX–XX веков и работы современных российских ювелиров и камнерезов. Впечатляющая по количеству и качеству экспонатов выставка будет сопровождаться образовательной программой, которая откроется конференцией по камнерезному и ювелирному искусству «Разговор о камне» и продолжится циклом встреч с известными экспертами.

Брошь с вензелем императора Александра I. Первая четверть XIX в.; переделка — середина  XIX в., Санкт-Петербург. Фото: Аукционный дом «Александр»
Брошь с вензелем императора Александра I. Первая четверть XIX в.; переделка — середина XIX в., Санкт-Петербург.
Фото: Аукционный дом «Александр»

Предаукционный показ сопровождает некоммерческая выставка предметов Фаберже из частной московской коллекции — изделия из бовенита (ваза, настольный звонок, рамка, фигурка совы), нефрита (ковш, вазочка, шкатулка, фигурка лягушки), горного хрусталя (набалдашник для трости, бонбоньерка, фигурка кролика), а также бонбоньерка, зеркало-кулон и рамка для фотографии, украшенные эмалью «гильоше».

Рамка с миниатюрным портретом великой княгини Анастасии Николаевны. Около 1894. Фирма Карла Фаберже, мастер Михаил Перхин, мастер-миниатюрист Иоганнес Цейнграф, Санкт-Петербург. Фото: Аукционный дом «Александр»
Рамка с миниатюрным портретом великой княгини Анастасии Николаевны. Около 1894. Фирма Карла Фаберже, мастер Михаил Перхин, мастер-миниатюрист Иоганнес Цейнграф, Санкт-Петербург.
Фото: Аукционный дом «Александр»

Среди шедевров коллекции — ранняя работа Михаила Перхина (кат. № 2), рамка с цветочными гирляндами из четырехцветного золота на светло-зеленом бовенитовом фоне, и вставленный в нее миниатюрный акварельный портрет великой княгини Анастасии (Станы) Николаевны (1868–1935), черногорской принцессы, герцогини Лейхтенбергской, кисти датского художника

Цейнграфа. Еще одна уникальная вещь из мастерской Перхина — ковш из саянского ярко-зеленого нефрита с крупным красным рубеллитом на ручке (кат. № 5).

Ковш. Конец 1890-х. Фирма Карла Фаберже, мастер Михаил Перхин, Санкт-Петербург. Фото: Аукционный дом «Александр»
Ковш. Конец 1890-х. Фирма Карла Фаберже, мастер Михаил Перхин, Санкт-Петербург.
Фото: Аукционный дом «Александр»

Кульминацией станет многочасовой аукцион 7 декабря, он включает семь отдельных сессий. Первой на торги выставляется коллекция икон Игоря Сысолятина, которая отличается тщательностью отбора памятников и систематическим подходом. Выставка его собрания в 2022 году с успехом прошла в Музее русской иконы имени Михаила Абрамова. Древнейший и наиболее ценный образец иконописи — образ Богоматери Одигитрии середины XVI века (лот № 1) с эстимейтом 8–10 млн руб. Также будет предложено три десятка редких и ценных монет. Топ-лот сессии — рубль 1704 года (эстимейт 5–6 млн руб.), первая российская монета, выпущенная для массового обращения.

Богоматерь Одигитрия. Вторая четверть — середина XVI в., ростовские земли. Фото: Аукционный дом «Александр»
Богоматерь Одигитрия. Вторая четверть — середина XVI в., ростовские земли.
Фото: Аукционный дом «Александр»

В каталоге живописи и декоративно-прикладного искусства самые высокие эстимейты у работ Федота Сычкова («Подруги», 1935, 8–10 млн руб.) и Николая Богданова-Бельского («Две девушки на качелях», 1940, 5–6 млн руб.). Интерес представляют этюды Ивана Айвазовского, Василия Верещагина и Ивана Шишкина, а также театральная графика Александра Бенуа и Святослава Рериха. Среди декоративных изделий особого внимания заслуживает серебряная бутылочная передача (холодильник для вина) фирмы Карла Фаберже (3–4 млн руб.).

Николай Богданов-Бельский. «Две девушки на качелях». 1940. Фото: Аукционный дом «Александр»
Николай Богданов-Бельский. «Две девушки на качелях». 1940.
Фото: Аукционный дом «Александр»

Впечатляет каталог японского искусства: здесь резьба по слоновой кости, керамика, расписанная золотом, бронзовая скульптура малых размеров — «окимоно», в том числе великолепная скульптурная пара «Бэнкэй с колоколом» из бронзы периода Мэйдзи (1868–1912) с предварительной оценкой 13–15 млн руб.

Бутылочная передача (холодильник для вина). 1908–1917. Фирма Карла Фаберже, Москва. Фото: Аукционный дом «Александр»
Бутылочная передача (холодильник для вина). 1908–1917. Фирма Карла Фаберже, Москва.
Фото: Аукционный дом «Александр»

Сессия ювелирного искусства объединяет антикварные, современные авторские и инвестиционные изделия, так что в каталоге брошь с вензелем императора Александра I (6–8 млн руб.) и булавка для галстука фирмы Карла Болина 1890-х годов (2,5–3 млн руб.) соседствуют с великолепными украшениями Ильгиза Фазулзянова, например.

Булавка для галстука в футляре фирмы «К.Э.Болин». 1890-е. Фирма К.И.Кехли, Санкт-Петербург. Фото: Аукционный дом «Александр»
Булавка для галстука в футляре фирмы «К.Э.Болин». 1890-е. Фирма К.И.Кехли, Санкт-Петербург.
Фото: Аукционный дом «Александр»

Традиции Карла Фаберже, Алексея Денисова-Уральского и Василия Коноваленко продолжают современные российские камнерезы, которые создают как миниатюрные цветы из самоцветов в вазочках из горного хрусталя, так и фигуративные композиции в технике объемной мозаики. Среди последних выделяются произведения екатеринбургской студии «Святогор» — композиция «Россия» (6–7 млн руб.) и скульп­турная группа «Д’Артаньян и три мушкетера» (12–15 млн руб.). 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+