18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Аукционный дом «Александр» проводит большие осенние торги

Ковш. Конец 1890-х. Фирма Карла Фаберже, мастер Михаил Перхин, Санкт-Петербург. Фрагмент. Фото: Аукционный дом «Александр»
Ковш. Конец 1890-х. Фирма Карла Фаберже, мастер Михаил Перхин, Санкт-Петербург. Фрагмент.
Фото: Аукционный дом «Александр»
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

В московском особняке Спиридонова вниманию коллекционеров представят важные произведения русских художников, иконописцев, ювелиров и камнерезов, предметы японского искусства

В Малом Гнездниковском переулке, в особняке Спиридонова, 28 ноября откроется выставка лотов предстоящих торгов аукционного дома «Александр», а также избранных произведений фирмы Карла Фаберже из частного московского собрания. Экспозиция объединит более 200 произведений, включая русские иконы XVI–XX веков, образцы отечественной нумизматики XVIII–XX веков, живопись, графику и декоративно-прикладное искусство России XIX–XX веков, а также произведения японского искусства XIX–XX веков и работы современных российских ювелиров и камнерезов. Впечатляющая по количеству и качеству экспонатов выставка будет сопровождаться образовательной программой, которая откроется конференцией по камнерезному и ювелирному искусству «Разговор о камне» и продолжится циклом встреч с известными экспертами.

Брошь с вензелем императора Александра I. Первая четверть XIX в.; переделка — середина  XIX в., Санкт-Петербург. Фото: Аукционный дом «Александр»
Брошь с вензелем императора Александра I. Первая четверть XIX в.; переделка — середина XIX в., Санкт-Петербург.
Фото: Аукционный дом «Александр»

Предаукционный показ сопровождает некоммерческая выставка предметов Фаберже из частной московской коллекции — изделия из бовенита (ваза, настольный звонок, рамка, фигурка совы), нефрита (ковш, вазочка, шкатулка, фигурка лягушки), горного хрусталя (набалдашник для трости, бонбоньерка, фигурка кролика), а также бонбоньерка, зеркало-кулон и рамка для фотографии, украшенные эмалью «гильоше».

Рамка с миниатюрным портретом великой княгини Анастасии Николаевны. Около 1894. Фирма Карла Фаберже, мастер Михаил Перхин, мастер-миниатюрист Иоганнес Цейнграф, Санкт-Петербург. Фото: Аукционный дом «Александр»
Рамка с миниатюрным портретом великой княгини Анастасии Николаевны. Около 1894. Фирма Карла Фаберже, мастер Михаил Перхин, мастер-миниатюрист Иоганнес Цейнграф, Санкт-Петербург.
Фото: Аукционный дом «Александр»

Среди шедевров коллекции — ранняя работа Михаила Перхина (кат. № 2), рамка с цветочными гирляндами из четырехцветного золота на светло-зеленом бовенитовом фоне, и вставленный в нее миниатюрный акварельный портрет великой княгини Анастасии (Станы) Николаевны (1868–1935), черногорской принцессы, герцогини Лейхтенбергской, кисти датского художника

Цейнграфа. Еще одна уникальная вещь из мастерской Перхина — ковш из саянского ярко-зеленого нефрита с крупным красным рубеллитом на ручке (кат. № 5).

Ковш. Конец 1890-х. Фирма Карла Фаберже, мастер Михаил Перхин, Санкт-Петербург. Фото: Аукционный дом «Александр»
Ковш. Конец 1890-х. Фирма Карла Фаберже, мастер Михаил Перхин, Санкт-Петербург.
Фото: Аукционный дом «Александр»

Кульминацией станет многочасовой аукцион 7 декабря, он включает семь отдельных сессий. Первой на торги выставляется коллекция икон Игоря Сысолятина, которая отличается тщательностью отбора памятников и систематическим подходом. Выставка его собрания в 2022 году с успехом прошла в Музее русской иконы имени Михаила Абрамова. Древнейший и наиболее ценный образец иконописи — образ Богоматери Одигитрии середины XVI века (лот № 1) с эстимейтом 8–10 млн руб. Также будет предложено три десятка редких и ценных монет. Топ-лот сессии — рубль 1704 года (эстимейт 5–6 млн руб.), первая российская монета, выпущенная для массового обращения.

Богоматерь Одигитрия. Вторая четверть — середина XVI в., ростовские земли. Фото: Аукционный дом «Александр»
Богоматерь Одигитрия. Вторая четверть — середина XVI в., ростовские земли.
Фото: Аукционный дом «Александр»

В каталоге живописи и декоративно-прикладного искусства самые высокие эстимейты у работ Федота Сычкова («Подруги», 1935, 8–10 млн руб.) и Николая Богданова-Бельского («Две девушки на качелях», 1940, 5–6 млн руб.). Интерес представляют этюды Ивана Айвазовского, Василия Верещагина и Ивана Шишкина, а также театральная графика Александра Бенуа и Святослава Рериха. Среди декоративных изделий особого внимания заслуживает серебряная бутылочная передача (холодильник для вина) фирмы Карла Фаберже (3–4 млн руб.).

Николай Богданов-Бельский. «Две девушки на качелях». 1940. Фото: Аукционный дом «Александр»
Николай Богданов-Бельский. «Две девушки на качелях». 1940.
Фото: Аукционный дом «Александр»

Впечатляет каталог японского искусства: здесь резьба по слоновой кости, керамика, расписанная золотом, бронзовая скульптура малых размеров — «окимоно», в том числе великолепная скульптурная пара «Бэнкэй с колоколом» из бронзы периода Мэйдзи (1868–1912) с предварительной оценкой 13–15 млн руб.

Бутылочная передача (холодильник для вина). 1908–1917. Фирма Карла Фаберже, Москва. Фото: Аукционный дом «Александр»
Бутылочная передача (холодильник для вина). 1908–1917. Фирма Карла Фаберже, Москва.
Фото: Аукционный дом «Александр»

Сессия ювелирного искусства объединяет антикварные, современные авторские и инвестиционные изделия, так что в каталоге брошь с вензелем императора Александра I (6–8 млн руб.) и булавка для галстука фирмы Карла Болина 1890-х годов (2,5–3 млн руб.) соседствуют с великолепными украшениями Ильгиза Фазулзянова, например.

Булавка для галстука в футляре фирмы «К.Э.Болин». 1890-е. Фирма К.И.Кехли, Санкт-Петербург. Фото: Аукционный дом «Александр»
Булавка для галстука в футляре фирмы «К.Э.Болин». 1890-е. Фирма К.И.Кехли, Санкт-Петербург.
Фото: Аукционный дом «Александр»

Традиции Карла Фаберже, Алексея Денисова-Уральского и Василия Коноваленко продолжают современные российские камнерезы, которые создают как миниатюрные цветы из самоцветов в вазочках из горного хрусталя, так и фигуративные композиции в технике объемной мозаики. Среди последних выделяются произведения екатеринбургской студии «Святогор» — композиция «Россия» (6–7 млн руб.) и скульп­турная группа «Д’Артаньян и три мушкетера» (12–15 млн руб.). 

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+