18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова

Автор текста
Зельфира Трегулова
Искусствовед, куратор
Аркадий Ипполитов. Фото: Александр Лепешкин
Аркадий Ипполитов.
Фото: Александр Лепешкин

В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65

Больше 48 часов я живу с этой горькой новостью и никак не могу с ней смириться. Таких людей, как Аркадий Ипполитов, и в мире-то немного, а на просторах родного отечества совсем нет. Мы были знакомы с 2002 года. Можно даже сказать, дружили семьями: пока была жива его мама, я, приезжая в Петербург, ходила к ним на ужины, после которых Аркадий провожал меня на вокзал, на ночной поезд. Общались с ним и мои дети: в 2011-м дочь Саша сделала с Ипполитовым выставку «Новая академия» в фонде «Екатерина». Сейчас многие СМИ печатают фотографию Аркадия с вернисажа той выставки с ее каталогом в руках.

А познакомились мы 21 год назад, когда Михаил Борисович Пиотровский предложил Ипполитова на роль куратора выставок культурного альянса «Эрмитаж — Гуггенхайм». И одним из первых сделанных Аркадием проектов был потрясающий «Роберт Мэпплторп и классическая традиция: фотографии и гравюры маньеризма». Выставку с триумфом показали в Нью-Йорке, Петербурге и Москве, ее вспоминают до сих пор.

Выставка «Роберт Мэпплторп и классическая традиция: фотографии и гравюры маньеризма» в Музее Гуггенхайма. 2005 год. Фото: Музей Гуггенхайма
Выставка «Роберт Мэпплторп и классическая традиция: фотографии и гравюры маньеризма» в Музее Гуггенхайма. 2005 год.
Фото: Музей Гуггенхайма

Потом мы еще раз вместе прилетели в Нью-Йорк — работать над выставкой «В поисках удовольствий», совместным проектом Музея Гуггенхайма, Эрмитажа и венского Музея истории искусств. И Аркадий уложил на лопатки зарубежных коллег, включая великого Роберта Розенблюма, за полчаса расшифровав слепой список художников второго и третьего ряда, присланный венским музеем без аннотаций. Подозреваю, что это было сделано не без умысла (картинки пришли отдельно, а экспликации к ним — отдельно). Ипполитов с легкостью идентифицировал, кто есть кто.

Я знаю многих кураторов и искусствоведов, как отечественных, так и зарубежных.

С точки зрения тонкости восприятия, остроты интеллекта и парадоксальности мышления он был первым.

Это было понятно с момента знакомства. В 2013 году мы начали работать над выставкой «Палладио и Россия», которую в конце концов мне удалось провести в Музее Коррера (музей истории и культуры Венеции. — TANR) на площади Сан-Марко. Выставка стала одним из главных культурных событий года в Италии.

А потом нам удалось сделать две выставки, немыслимые и сегодня, и в более дальней и широкой перспективе: «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана» в ГТГ и «Русский путь. От Дионисия до Малевича» в Ватикане. Особенно примечательна вторая. В том, как Аркадий предложил презентовать русское искусство, было много революционного. Невероятные, неожиданные сопоставления, которые он увидел, никому до этого не приходили в голову. Рискованно было поместить «Черный квадрат» рядом с гигантской иконой «Страшный суд» XVI века из Новгорода, но это срабатывало, считывалось. Это была глубокая, сильная экспозиция, лучшее высказывание об отечественном искусстве. Я имела возможность в течение 40 минут водить по ней папу римского Франциска I. Показывая ему до боли знакомые вещи, невольно отметила, какого потрясающего баланса замысла, концепции и невероятной визуальной убедительности нам, организаторам, удалось достигнуть.

Выставка «Русский путь. От Дионисия до Малевича» в Музеях Ватикана. 2018 год. Фото: Василий Буланов/SPEECH
Выставка «Русский путь. От Дионисия до Малевича» в Музеях Ватикана. 2018 год.
Фото: Василий Буланов/SPEECH

Выставка показывала отечественное искусство как нечто цельное, в противовес всем предыдущим концепциям. Считается, что до Петра I отечественное искусство развивалось в одной парадигме, наследуя Византии, а со времен Петра, прорубившего то самое окно, русское искусство утратило самобытность и пошло по западному пути, следуя западным академическим моделям. Эта выставка показывала, что не было смены вех, что всегда в основе лежали стремление к Абсолюту и готовность к самопожертвованию ради достижения художественного идеала. И даже передвижники — это не морализаторство или критика язв общества, а призыв к человечеству посмотреть в глубь себя и ужаснуться тому, как далеко люди отошли от образа, по подобию которого были когда-то созданы.

Ипполитов замечательно помог с выставкой Врубеля — это был последний проект, который мы совместно делали в Третьяковской галерее. Для каталога он подготовил подробную хронологию, точно расставив все акценты. Тем самым он очертил контекст, в котором искусство Врубеля существовало. По сути, ретроспектива Врубеля была посвящена тому же поиску недостижимого идеала, что и выставка в Ватикане.

Трудно о нем говорить в прошедшем времени. С одной стороны, я тоже видела его глубокую меланхолию в последние месяцы и годы. Но я думала, что как-то перемелется, что работа его вытянет. Мы в последнее время довольно плотно общались, готовили выставку «Русская ярмарка» для нижегородских «Пакгаузов». Это была его идея. Он вообще был человеком, фонтанирующим идеями. И я надеялась, что эта выставка — реальное и вполне осуществимое дело — поможет ему психологически удержаться на плаву.

Он был человеком невероятной одаренности, с искрой божьей, медиумом, проводником, большим писателем — писал как дышал. И даже внешне был невероятно красив. С одной стороны, ироничный, с другой — ранимый. И одинокий, конечно, особенно в последние годы.

Он был человеком «оттуда», и я уверена (хотя не могу назвать себя ни верующей, ни воцерковленной), что он «туда» и ушел и что «там» ему будет лучше, чем в последнее время здесь, где ему было нехорошо и неуютно.

Записала Людмила Лунина.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+