18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова

Автор текста
Зельфира Трегулова
Искусствовед, куратор
Аркадий Ипполитов. Фото: Александр Лепешкин
Аркадий Ипполитов.
Фото: Александр Лепешкин

В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65

Больше 48 часов я живу с этой горькой новостью и никак не могу с ней смириться. Таких людей, как Аркадий Ипполитов, и в мире-то немного, а на просторах родного отечества совсем нет. Мы были знакомы с 2002 года. Можно даже сказать, дружили семьями: пока была жива его мама, я, приезжая в Петербург, ходила к ним на ужины, после которых Аркадий провожал меня на вокзал, на ночной поезд. Общались с ним и мои дети: в 2011-м дочь Саша сделала с Ипполитовым выставку «Новая академия» в фонде «Екатерина». Сейчас многие СМИ печатают фотографию Аркадия с вернисажа той выставки с ее каталогом в руках.

А познакомились мы 21 год назад, когда Михаил Борисович Пиотровский предложил Ипполитова на роль куратора выставок культурного альянса «Эрмитаж — Гуггенхайм». И одним из первых сделанных Аркадием проектов был потрясающий «Роберт Мэпплторп и классическая традиция: фотографии и гравюры маньеризма». Выставку с триумфом показали в Нью-Йорке, Петербурге и Москве, ее вспоминают до сих пор.

Выставка «Роберт Мэпплторп и классическая традиция: фотографии и гравюры маньеризма» в Музее Гуггенхайма. 2005 год. Фото: Музей Гуггенхайма
Выставка «Роберт Мэпплторп и классическая традиция: фотографии и гравюры маньеризма» в Музее Гуггенхайма. 2005 год.
Фото: Музей Гуггенхайма

Потом мы еще раз вместе прилетели в Нью-Йорк — работать над выставкой «В поисках удовольствий», совместным проектом Музея Гуггенхайма, Эрмитажа и венского Музея истории искусств. И Аркадий уложил на лопатки зарубежных коллег, включая великого Роберта Розенблюма, за полчаса расшифровав слепой список художников второго и третьего ряда, присланный венским музеем без аннотаций. Подозреваю, что это было сделано не без умысла (картинки пришли отдельно, а экспликации к ним — отдельно). Ипполитов с легкостью идентифицировал, кто есть кто.

Я знаю многих кураторов и искусствоведов, как отечественных, так и зарубежных.

С точки зрения тонкости восприятия, остроты интеллекта и парадоксальности мышления он был первым.

Это было понятно с момента знакомства. В 2013 году мы начали работать над выставкой «Палладио и Россия», которую в конце концов мне удалось провести в Музее Коррера (музей истории и культуры Венеции. — TANR) на площади Сан-Марко. Выставка стала одним из главных культурных событий года в Италии.

А потом нам удалось сделать две выставки, немыслимые и сегодня, и в более дальней и широкой перспективе: «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана» в ГТГ и «Русский путь. От Дионисия до Малевича» в Ватикане. Особенно примечательна вторая. В том, как Аркадий предложил презентовать русское искусство, было много революционного. Невероятные, неожиданные сопоставления, которые он увидел, никому до этого не приходили в голову. Рискованно было поместить «Черный квадрат» рядом с гигантской иконой «Страшный суд» XVI века из Новгорода, но это срабатывало, считывалось. Это была глубокая, сильная экспозиция, лучшее высказывание об отечественном искусстве. Я имела возможность в течение 40 минут водить по ней папу римского Франциска I. Показывая ему до боли знакомые вещи, невольно отметила, какого потрясающего баланса замысла, концепции и невероятной визуальной убедительности нам, организаторам, удалось достигнуть.

Выставка «Русский путь. От Дионисия до Малевича» в Музеях Ватикана. 2018 год. Фото: Василий Буланов/SPEECH
Выставка «Русский путь. От Дионисия до Малевича» в Музеях Ватикана. 2018 год.
Фото: Василий Буланов/SPEECH

Выставка показывала отечественное искусство как нечто цельное, в противовес всем предыдущим концепциям. Считается, что до Петра I отечественное искусство развивалось в одной парадигме, наследуя Византии, а со времен Петра, прорубившего то самое окно, русское искусство утратило самобытность и пошло по западному пути, следуя западным академическим моделям. Эта выставка показывала, что не было смены вех, что всегда в основе лежали стремление к Абсолюту и готовность к самопожертвованию ради достижения художественного идеала. И даже передвижники — это не морализаторство или критика язв общества, а призыв к человечеству посмотреть в глубь себя и ужаснуться тому, как далеко люди отошли от образа, по подобию которого были когда-то созданы.

Ипполитов замечательно помог с выставкой Врубеля — это был последний проект, который мы совместно делали в Третьяковской галерее. Для каталога он подготовил подробную хронологию, точно расставив все акценты. Тем самым он очертил контекст, в котором искусство Врубеля существовало. По сути, ретроспектива Врубеля была посвящена тому же поиску недостижимого идеала, что и выставка в Ватикане.

Трудно о нем говорить в прошедшем времени. С одной стороны, я тоже видела его глубокую меланхолию в последние месяцы и годы. Но я думала, что как-то перемелется, что работа его вытянет. Мы в последнее время довольно плотно общались, готовили выставку «Русская ярмарка» для нижегородских «Пакгаузов». Это была его идея. Он вообще был человеком, фонтанирующим идеями. И я надеялась, что эта выставка — реальное и вполне осуществимое дело — поможет ему психологически удержаться на плаву.

Он был человеком невероятной одаренности, с искрой божьей, медиумом, проводником, большим писателем — писал как дышал. И даже внешне был невероятно красив. С одной стороны, ироничный, с другой — ранимый. И одинокий, конечно, особенно в последние годы.

Он был человеком «оттуда», и я уверена (хотя не могу назвать себя ни верующей, ни воцерковленной), что он «туда» и ушел и что «там» ему будет лучше, чем в последнее время здесь, где ему было нехорошо и неуютно.

Записала Людмила Лунина.

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
7
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+