18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади

Казанская икона Божией Матери. Фрагмент. Фото: Священник Игорь Палкин
Казанская икона Божией Матери. Фрагмент.
Фото: Священник Игорь Палкин

Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева

Казанская икона Божией Матери помещена патриархом Кириллом в Казанский собор на Красной площади в Москве 4 ноября, в день церковного праздника Казанской иконы Божией Матери. Согласно «Патриаршему слову об обретенной чудотворной Казанской иконе Божией Матери», опубликованному на официальном сайте Русской православной церкви, эта икона была создана в конце XVI века и в последние годы находилась в помещении для хранения икон в патриаршей резиденции. В состав имущества церкви она возвратилась, как прозвучало в речи патриарха Кирилла, «благодаря выдающемуся человеку, о котором я скажу сегодня позже, — искусствоведу, который много лет своей жизни посвятил изучению древнерусской иконописи».

Казанская икона Божией Матери в Казанском соборе на Красной площади в Москве. Фото: Священник Игорь Палкин
Казанская икона Божией Матери в Казанском соборе на Красной площади в Москве.
Фото: Священник Игорь Палкин

Имя человека, которому ранее принадлежала икона, не было названо в праздничной речи. Однако в тот же день репродукция данной иконы была опубликована на сайте патриархии. Знатоки русской иконописи быстро определили, что эта икона имеет поразительное сходство со списком с «явленной» Казанской иконы, в 2000-е годы принадлежавшим известному художнику, реставратору и коллекционеру Сергею Николаевичу Воробьеву (1949–2022). В 2001 году он подарил его патриарху Алексию II, о чем сохранилось благодарственное письмо, в котором тот обещает поместить икону в Казанский собор на Красной площади.

справка

Явленная икона Казанской Божией Матери — это икона, чудесным образом обретенная в 1579 году, которая высоко почиталась на Руси. В 1904 году она была похищена из Казанского Богородицкого монастыря и, согласно официальной версии, уничтожена преступниками. Московский список Казанской иконы — это одна из самых ранних копий с этой иконы. Этот список в 1612 году сопровождал ополчение Минина и Пожарского и, как считается, помог им в борьбе с поляками. Позже он был помещен князем Пожарским в специально построенный для этого Казанский собор на Красной площади в Москве. Икона была похищена в 1918 году, и дальнейшая ее судьба неизвестна.

Еще…

Список Казанской иконы, принадлежавший Воробьеву, как рассказывают члены его семьи, был приобретен им с рук на вернисаже в Измайлове примерно в 2000 году. В 2001-м он принес его на экспертизу в Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, которую провела главный специалист по иконографии Казанской иконы искусствовед Наталья Чугреева. Согласно тексту экспертизы, «икона представляет собой близкий список с явленного в 1579 г. в Казани чудотворного образа Богородицы». Размер иконы 29,0 на 23,7 см, что больше «явленной» (26,7 на 22,3 см) и московского списка (27,3 на 24,5 см либо 27,8 на 24 см). Экспертиза датирует икону как «1580 — 1590-е гг., Средняя Русь».

Казанская икона Божией Матери. Фото: Священник Игорь Палкин
Казанская икона Божией Матери.
Фото: Священник Игорь Палкин

Впоследствии репродукция иконы и ее описание, уже с атрибуцией как принадлежащей Московской патриархии, были опубликованы Натальей Чугреевой в статье «Державная Заступница» (2003) и ею же в Православной энциклопедии в статье «Казанская икона Божьей Матери» (2012).

Мы связались с сыном коллекционера, скульптором Федором Воробьевым, который рассказал нам историю появления иконы в семье.

«Отец приобрел эту икону около 2000 года в Измайлове, куда в те годы свозили предметы со всей России. Это была „черная доска“. Было непонятно, из какой она эпохи и какого уровня. Было очевидно, что это иконография Казанской Божией Матери, но не более того. Он купил ее, руководствуясь своим опытом и чутьем, сам раскрыл ее как реставратор. Эксперт Музея Андрея Рублева Наталья Чугреева пришла к нам в гости и увидела ее. Как главный специалист по иконографии Казанской, она, конечно, очень заинтересовалась. Они сошлись во мнении, что это редкий, очень ранний вариант. Прямых доказательств, откуда происходит эта икона, конечно, нет и не будет, но очевидно, что это редчайший, один из самых ранних списков.

Наша коллекция икон — это дело семейное, так что решение преподнести икону церкви отец принимал совместно с матерью, Мариной Федоровной Соловьевой. Также большое участие в судьбе иконы принял замечательный археолог и историк Сергей Алексеевич Беляев (1936–2019), который консультировал патриархию. Именно он, кажется, и помог преподнести этот дар церкви в 2001 году. На прием к патриарху отец ходил вместе с Чугреевой и Беляевым, и тогда они подробно объяснили, какой именно памятник был преподнесен.

Коллекционер Сергей Воробьев и патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Фото: Архив семьи Воробьевых
Коллекционер Сергей Воробьев и патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Фото: Архив семьи Воробьевых

Разговор тогда шел не о даре конкретно патриарху Алексию, а о вкладе в Казанский собор на Красной площади, который незадолго до этого, в 1990–1993 годах, был возведен заново на месте взорванного. Отец был очень воодушевлен тем, что икона вернется в тот храм, где она должна быть. Мы рассчитывали, что икону сразу передадут в Казанский собор. Почему это было не сделано тогда — непонятно. Слава Богу, что теперь икона нашла свое место.

В своей речи патриарх Кирилл, кажется, хотел назвать фамилию отца, но почему-то этого не сделал. Его фигура на годы ушла в тень, но ведь это не случайно, что именно он нашел эту удивительную икону. Это был человек, который всю свою жизнь посвятил русской культуре, ее спасению. Он посвятил свою жизнь поиску потерянных, брошенных произведений культуры. Для меня самое главное, чтобы его имя в этой истории не затерялось».

Наталья Комашко, эксперт по древнерусской живописи, в прошлом ученый секретарь Музея им. Андрея Рублева, рассказала нашему изданию, что хорошо помнит, как Сергей Воробьев принес икону в музей на экспертизу. По ее словам, он был очень воодушевлен этой находкой и рад результатам экспертизы, подтвердившим его мнение о датировке иконы 1580-ми годами.

Наталья Чугреева, в свою очередь, подтвердила нам, что информация, опубликованная ею о списке семьи Воробьевых в научных публикациях, является достоверной. Эксперт рада, что этот ранний список Казанской иконы снова появился на публике после 20 лет отсутствия. Чугреева пыталась искать московский список Казанской иконы в музейных фондах, однако найти следов этого образа, украденного в 1918 году, ей не удалось.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+