Высокое ювелирное искусство — особое направление для любого бренда, который хочет заявить о себе на мировой арене. Конечно, не каждый ювелир, да и не каждая компания, которая создает украшение с драгоценными камнями, решается на то, чтобы попробовать себя в тонком деле High Jewelry. И причина, в первую очередь, не в каратности камней, а в художественной ценности того, что в итоге получится, не зря же это называют именно «искусством». Высокоювелирные коллекции — это всегда заявление, авторское высказывание, именно поэтому в них нет дублей, каждое изделие уникально, каждое создано с глубокой идеей и высочайшим мастерством исполнения. Такие украшения становятся экспонатами выставок, заветными лотами мировых аукционов или фамильными драгоценностями, переходящими от поколения к поколению.
В России до последнего времени размахом и постоянством в выпуске коллекций High Jewelry бренды похвастать не могли, особенно если сравнивать с французскими, итальянскими или американскими гигантами, представляющими свои эксклюзивные творения раз в один-два года. При этом важно помнить, что по объему поставок алмазов на мировой рынок Россия является лидером среди всех остальных стран. Но в то же время грандиозное наследие легендарных русских ювелиров и ремесленных школ будто кануло в забытье. Алмазодобывающая компания «Алроса» (собственно, ответственная за звание лидера в поставках алмазов) решила изменить несправедливое положение дел и запустила крупнейший в мире социально-культурный проект в области ювелирного искусства, дав ему название Posié, созвучное с фамилией Иеремии Позье. Придворный ювелир, он состоял на службе сразу у трех российских императриц — Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. Именно Позье был одним из двух авторов Большой императорской короны, созданной для коронации Екатерины II и впоследствии ставшей главной династической регалией и символом власти российских монархов. Отдавая дань памяти и уважения свершениям выдающихся мастеров прошлого, проект Posié направлен на изучение российского ювелирного наследия, возрождение лучших традиций российской гранильной и ювелирной школы.
В честь запуска проекта была создана первая коллекция высокого ювелирного искусства Posié «Волшебные сказки». Разработать авторский дизайн доверили, пожалуй, самому незаурядному современному ювелиру нашей страны Михаилу Барышникову. Новую для себя роль творца прекрасного он примерил не так давно, но уже успел снискать заслуженные славу и восхищение. К тому же он единственный российский дизайнер, чьи украшения были представлены на неделе Haute Joaillerie в Париже в 2020 году. Для многообещающего проекта компании «Алроса» Барышников создал ювелирный альманах знаковых русских сказок, воплотив в нетривиальных украшениях мгновенно узнаваемые символы. И если рассматривать эту коллекцию как высказывание, то звучит оно действительно громогласно. Во-первых, потому что «Волшебные сказки», несмотря на элегантный дизайн и драгоценный арсенал, не столько про декоративность и привычные решения, сколько про концептуальность, ультрасовременные лаконичные формы, высокотехнологичные материалы и специальные огранки. Это не просто совместное заявление Михаила Барышникова и компании «Алроса», а своего рода вызов современному ювелирному искусству. Во-вторых, в этой коллекции намеренно нет изобилия крупнокаратных драгоценных камней, которые обычно главенствуют в изделиях High Jewelry и были бы слишком ожидаемым решением для крупнейшего в мире алмазодобытчика. Во главе угла здесь стоят не «идеи первого порядка», а неординарный подход.
Открывает это собрание кольцо «Яблочко на тарелочке», отсылающее к сказке про серебряное блюдечко и наливное яблочко. В новой интерпретации блюдечко выполнено из золота со сплошным паважем из 297 бриллиантов, а краснобокое яблочко заменил насыщенно-зеленый демантоид весом почти 8 карат. Удивительно это украшение тем, что обрамленный золотом демантоид не закреплен, а с помощью особого конструктивного решения может кататься по кромке бриллиантовой «тарелочки». Также в кольце есть скрытое, невидимое глазу декоративное дополнение — хохломские узоры, вырезанные на поверхности внутреннего золотого «блюдечка». Закрепка шипом вверх некоторого количества камней в паве создает многоуровневую фактуру, усиливая игру света на поверхностях бриллиантов и создавая оптический эффект погружения. Конечно, главный герой этой композиции — уральский насыщенно-зеленый демантоид, который коллекционеры ценят за почти бриллиантовые характеристики дисперсии света на его гранях. Русские демантоиды из Полдневского месторождения (особенно такого размера) — признанная редкость в международной геммологии. Обнаруженные в XIX веке, они быстро стали любимыми камнями у представителей императорских фамилий. При этом, можно сказать, монополия на их использование принадлежала не кому-нибудь, а любимцу монархов Карлу Фаберже. Причина такой популярности — уникальный цвет свежей травы с характерным, совершенно особенным оттенком и отблеском, присущими только этому уральскому самоцвету.
Следующий сказочный ювелирный шедевр — украшение-трансформер «Золотое яичко», которое воплотило сложнейшую инженерную идею этой коллекции. Все элементы-скорлупки в нем, как 3D-пазл, складываются в закрытое яйцо, благодаря чему это поистине высокое ювелирное произведение может быть как драгоценным аксессуаром, так и самостоятельным декоративным предметом. Будучи в роли украшения, «Золотое яичко» трансформируется в сотуар, браслет или чокер. К тому же в этом необычном изделии ювелиры Posié показали все великолепие желтых сапфиров и бриллиантов (в оттенках от fancy yellow до intense yellow), всего 524 камня.
Другое ювелирное чудо Posié — тиара «Шапка-невидимка», в которой соединились традиционная форма и инновационный подход. Это современная интерпретация популярных в конце XIX — начале ХХ века диадем, напоминающих классический русский кокошник. Привлекательный образ парадного головного украшения сформировал целое направление ювелирного дизайна второй половины XIX века. Не было ни одной более или менее известной марки, которая не внесла бы вклад в развитие этого тренда. Для своей тиары-кокошника Барышников выбрал не золотую или платиновую, а титановую основу, покрытую специальной краской с максимальным поглощением светового излучения. Эта колеровка разработана для аэрокосмической промышленности — она не дает бликов и создает эффект растворения в пространстве. За счет эффекта «идеального черного» титановый корпус будто магическим образом материализуется из воздуха — поначалу над головой видно лишь сияние шестикаратной бриллиантовой капли в огранке «маркиз», а только затем — абрис украшения.
Оригинальное решение с точки зрения материалов и техники воплотилось и в кольце «Живая вода». Главный герой этого украшения вовсе не диковинный алмаз, как может показаться, а ограненная капсула из белого золота. А вот чистейшие якутские бриллианты огранки «груша» и «кушон» служат здесь исключительно обрамлением главного «магического» элемента — источника живой воды. Причем в капсулу из золота действительно заключена настоящая вода — из озера Байкал.
Есть в коллекции «Волшебные сказки» еще два кольца. Они носят одно название «Маковая росинка», но при этом выполнены из разных материалов: первое — из анодированного титана, второе — из белого золота, но каждое дополнено бриллиантами особой огранки. Обработка этих камней стала сложным техническим заданием даже для мастеров компании «Алроса», через руки которых прошли десятки тысяч алмазов. Главной задачей было создание формы капли, позволяющей камню светиться изнутри, не распадаясь на отраженные лучи. Для достижения такого эффекта в украшениях ювелиры обычно используют кабошоны, но из-за кристаллической структуры алмаза бриллианту технически невозможно придать округлую форму. Именно поэтому специалистами была разработана специальная, модифицированная, мелкофасетчатая огранка, позволяющая воспринимать поверхность камня как гладкую. То есть то, что в представленных кольцах производит впечатление кабошона, технически им не является.
Еще одно украшение, для которого была создана новая огранка, — браслет «Стрела царевны», ставший одним из самых выразительных и необычных изделий ювелирной коллекции Posié. Для него огранщики «Алроса» впервые придали алмазу форму наконечника стрелы эпохи неолита с характерными округлыми ребрами. Сам браслет спиралевидной формы выполнен из титана, один его конец украшает необычный бриллиант, а другой — яркое перо. Все это создает образ самой настоящей стрелы, которая, как в сказке про Ивана-царевича, закручивает судьбу героя, предопределяя его будущее.
Венчает это драгоценное собрание колье «Аленький цветочек», формой перекликающееся со славянскими гривнами (от слова «загривок», то есть шея) — украшениями, которые должны были защищать своего хозяина от темных сил. В то же время, благодаря использованным техникам и минималистичному дизайну, колье созвучно и ценностям современной ювелирной моды. Центральный элемент этого яркого украшения — желтый бриллиант огранки «кушон» оттенка light yellow весом 6 карат в сердцевине цветка, который обрамляют четыре лепестка с мозаичным паве из 464 рубинов, закрепленных шипом вверх. В прочтении Михаила Барышникова сказка Сергея Аксакова обретает новый смысл: такой аленький цветочек захотели бы получить от своего щедрого батюшки все сестры, да и вообще любая представительница прекрасной половины человечества.
Партнерский материал