18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Музей холокоста для геймеров

Скриншот игры Fortnite. Игрок исследует выставки Холокоста в виртуальном музее «Голоса забытых». Фото: Luc Bernard
Скриншот игры Fortnite. Игрок исследует выставки Холокоста в виртуальном музее «Голоса забытых».
Фото: Luc Bernard

В видеоигре Fortnite появился виртуальный музей, призванный дать отпор тем, кто отрицает или искажает сам факт антисемитизма

Миллионы игроков онлайн-видеоигры Fortnite теперь могут посетить виртуальный музей, посвященный холокосту. К королевским местам сражений и боевым аренам в игре Fortnite добавили виртуальный музей «Голоса забытых». Пространство с согласия Fortnite Epic Games создал гейм-дизайнер из Лос-Анджелеса Люк Бернар. Игроки могут перемещаться по экспозициям, посвященным холокосту, а также изучить в галереях биографии исторических личностей. Среди них — Абдул-Хусейн Сардари, иранский дипломат, который помог многим евреям бежать из оккупированной Франции, а также Хайка Гроссман, участница Сопротивления в оккупированной Польше. Освещены и менее известные эпизоды истории антисемитизма: например, антиеврейские беспорядки 1945 года в Триполитании, в результате которых сотни людей в Северной Африке погибли или получили ранения.

«Видеоигры — самая популярная площадка в мире, поэтому странно, что мы до сих пор не додумались рассказать эту историю там», — говорит Бернар в интервью The Art Newspaper. Ранее он создал «Свет во тьме», бесплатную игру, в которой рассказывается история польской еврейской семьи в оккупированной нацистами Франции.

По словам Бернара, идея виртуального музея холокоста пришла ему в голову благодаря свойственному цифровой среде огромному потенциалу сторителлинга, а также из-за серьезной обеспокоенности по поводу возрождающегося неонацизма в Соединенных Штатах. Гейм-дизайнер добавляет: для него желание бороться с растущими чувствами ненависти и антисемитизма стало «вопросом жизни и смерти».

Самого Бернара раскритиковали, еще когда про его цифровой музей только объявили публике. Запуск «Голосов забытых» был отложен после того, как разработчику стали угрожать в Сети — причем делали это как сторонники теории превосходства белой расы, так и отрицатели холокоста. По словам Бернара, в пространстве музея отключены привычные «эмотиконы» (танцы или другие действия, которые могут выполнять игроки) и голосовой чат, и, хотя несколько игроков пытались закрыть собой экспозиции, мешая другим смотреть, в целом реакция аудитории была исключительно позитивной.

«Интересно посмотреть, к чему все это приведет, но, конечно, такие проекты не заменят настоящие музеи, — рассуждает он. — Это пространство просто позволяет любому человеку в мире получить доступ к информации».

Игра Fortnite пользовалась большой популярностью с момента ее выпуска в 2017 году и в сентябре удерживала первое место среди бесплатных игр, загруженных на PlayStation 4 и 5. Появление музея холокоста в видеоигре, более известной своими «скинами» в стиле поп-культуры, что позволяют игрокам выглядеть как персонажи телевидения, фильмов и других игр, а также массовыми боями, может показаться сомнительной идеей, особенно принимая во внимание продолжающиеся дебаты о том, как лучше всего рассказывать историю холокоста. Но, хотя и непривычно, что аватары, скажем, Человека-паука или Джона Уика спокойно стоят перед музейными стендами, пока игроки читают о холокосте, этот опыт по крайней мере делает важную страницу истории понятнее для молодых людей в интернете, где сам факт существования холокоста часто регулярно отрицается или искажается.

Музеи в видеоиграх

После пандемии создание в пространствах видеоигр музеев, предназначенных для того, чего не может дать физическая институция, становится трендом. Но идея не нова: музеи уже давно стали частью мира видеоигр. От пропагандистских демонстраций рухнувшей утопии в Мемориальном музее восторга в BioShock 2 (2010) до Музея жилищ, где люди живут в экспонатах, иллюстрирующих разные типы домов, в Kentucky Route Zero (2020). В эти видеоигры интегрированы музеи, которые играют важную роль в нарративе.

«То, как игры включают в свою экосистему музеи, — еще и пример того, как сами гейм-дизайнеры в целом видят роль физических музеев, экспонатов и коллекций», — говорит Кейтлин Кингсленд, редактор Archaeogaming — блога об археологии в видеоиграх — и научный сотрудник Института цифровых исследований Университета Южной Флориды.

Профессор Джеймс Ньюман, исследователь новых медиа в британском университете Бат-Спа и старший куратор Национального музея видеоигр в Шеффилде, отмечает, что в игре Animal Crossing: New Horizons (2020) перед игроком стоит задача: сначала найти, а затем либо передать в дар, либо продать музеям потенциальные экспонаты. «Мне это всегда казалось интересным: поместить общественную культурную институцию в самое сердце виртуального мира, то есть игры», — говорит он, добавляя, что игроки «часто соблазняются возможностью создать свою личную коллекцию вместо того, чтобы делать пожертвования, обогащая собрание музеев во благо общества».

Выгодные взаимоотношения

Некоторые физические музеи даже принимали непосредственное участие в разработке видеоигр. Например, сотрудники Художественного музея Уолтерса в Балтиморе помогали команде разработчиков Discover Babylon (2006), образовательной игры о Древней Месопотамии, которая должна была, по задумке, стать образцом для других музеев по интегрированию цифрового опыта в музейную деятельность.

«Когда я задумываюсь о том, что музеи могли бы перенять у видеоигр и какими могут быть эти взаимоотношения, то прежде всего вспоминаю, насколько хорошо видеоигры умеют направлять внимание людей, как они поощряют взаимодействие и развивают сторителлинг», — говорит Мари Фулстон, независимый куратор и арт-директор, специалист по видеоиграм. «Все это применимо и к физическим выставкам, а также можно учесть при разработке наших идей или в формировании ожиданий в отношении цифровых или виртуальных экспозиций».

Среди проектов, которым, по словам Фулстон, удалось удачно объединить преимущества видеоигр и музеев, — v r 3 (2017) Пиппина Барра. Это виртуальный музей, в котором в традиционном с виду зале в постаментах представлены разные виды воды. А в Питтсбурге есть LIKELIKE, художественная галерея новых медиа и игровой зал, где в 2020 году представили «самую крошечную MMORPG» (многопользовательскую ролевую онлайн-игру): там игроки могут взаимодействовать, посещая сменяющие друг друга выставки.

Возможности объединения искусства, культурного наследия и истории для аудитории, у которой виртуальные пространства зачастую являются основным средством знакомства с культурой, безграничны. И, как продемонстрировал музей холокоста в игре Fortnite, существуют весьма нестандартные и резонансные подходы к сложным темам и проблемам, которые уже давно представлены в музеях, но пока не освещены в играх.

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+