18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Китайский арт-рынок: что здесь почем и почему

Видеопроект художника Чжэна Бо Pteriodophilia. 2016. Фото: www.zhengbo.org
Видеопроект художника Чжэна Бо Pteriodophilia. 2016.
Фото: www.zhengbo.org
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

В своей книге исследовательница Кэцзя Ву рассматривает нелегкий путь, пройденный страной в сфере художественного рынка, от «культурной революции» до глобальных трендов. Анализ исторических процессов сопровождается здесь и личными историями художников

Новая книга журналистки и преподавательницы Кэцзя Ву представляет собой тщательный анализ арт-рынка Китая. Автором исследованы его происхождение, необычайный рост за последние 30 лет и непростые отношения с официальной политикой государства. Обозреватель Financial Times China и составитель отчета ярмарки TEFAF о китайском арт-рынке за 2019 год, Кэцзя Ву идеально подошла на роль рассказчика этой истории.

Книга поделена на три главы. Первая отслеживает, как рынок, словно феникс из пепла, восставал после «культурной революции». По словам исследовательницы, даже сегодня это тема чувствительная, почти табуированная. «Большинство людей не хотят упоминать о произошедшем, не говоря уже о том, чтобы в подробностях переживать тот период. Отсутствие информации привело к тому, что СМИ и искусствоведы с энтузиазмом пишут о чудесном подъеме китайского арт-рынка, не изучив внимательно, как такая „сказка“ вообще стала возможной».

Kejia Wu. «A Modern History of China’s Art». Routledge. 280 с.: 15 цв. и ч/б ил. £120, £34,99. На английском языке
Kejia Wu. «A Modern History of China’s Art». Routledge. 280 с.: 15 цв. и ч/б ил. £120, £34,99. На английском языке

Автор книги углубляется в эту «сказку», обрисовывая проблемы, возникшие когда-то в результате «культурной революции». В частности, она подробно описывает некоторые судебные иски, поданные обездоленными коллекционерами. Затем рассказывает, как в середине 1990-х годов появились два ведущих аукционных дома — Poly и China Guardian. Поначалу там преобладали традиционные художества, но с наступлением 2000-х заявило о себе по-настоящему и современное искусство. В материковом Китае — например, в пекинской арт-зоне 798, быстро набравшей популярность, — были открыты первые художественные галереи, в том числе западные, появились частные музеи. Аукцион Sotheby’s Hong Kong создал новую, отдельную категорию китайского современного искусства. А в 2011 году в тот же Гонконг решительно ворвалась ярмарка Art Basel, превратив этот мегаполис в один из важнейших азиатских художественных центров.

Свой анализ рынка автор завершает предсказаниями будущего — от покупательского поведения богатых молодых азиатов до способности частных музеев реализовывать свои устремления. Представлены здесь и мнения множества опрошенных ею арт-дилеров, аукционистов, коллекционеров, художников.

Скриншот из видеопроекта художника Чжэна Бо Pteriodophilia. 2016. Фото: www.zhengbo.org
Скриншот из видеопроекта художника Чжэна Бо Pteriodophilia. 2016.
Фото: www.zhengbo.org

Второй раздел, озаглавленный «Парадокс двух параллельных систем искусства», исследует сложное соотношение двух противоречивых тенденций: желание Китая использовать культуру в качестве «мягкой силы» и в то же время его стремление контролировать каждый аспект жизни своего населения. «Китай — единственный в мире крупный арт-рынок, где параллельно сосуществуют огромная система искусства, поддерживаемая и цензурируемая государством, и значительная рыночно ориентированная система искусства», — пишет Кэцзя Ву. Она объясняет, как сложно бывает кураторам, организаторам арт-ярмарок и галереям согласовывать критерии цензуры, поскольку те «часто являются скорее концепцией, чем строгим набором зафиксированных письменно правил».

Наконец, автор рассказывает личные истории художников. У нее пять героев: Сюй Бин, Ли Сунсун, Цю Аньсюн, Лу Ян и Чжэн Бо. Это представители трех поколений, в том числе те, кто пережил травмы «культурной революции». Автор книги показывает, как окружающая жизнь в разные исторические периоды влияла на их творчество. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+