18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Китайский арт-рынок: что здесь почем и почему

Видеопроект художника Чжэна Бо Pteriodophilia. 2016. Фото: www.zhengbo.org
Видеопроект художника Чжэна Бо Pteriodophilia. 2016.
Фото: www.zhengbo.org
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

В своей книге исследовательница Кэцзя Ву рассматривает нелегкий путь, пройденный страной в сфере художественного рынка, от «культурной революции» до глобальных трендов. Анализ исторических процессов сопровождается здесь и личными историями художников

Новая книга журналистки и преподавательницы Кэцзя Ву представляет собой тщательный анализ арт-рынка Китая. Автором исследованы его происхождение, необычайный рост за последние 30 лет и непростые отношения с официальной политикой государства. Обозреватель Financial Times China и составитель отчета ярмарки TEFAF о китайском арт-рынке за 2019 год, Кэцзя Ву идеально подошла на роль рассказчика этой истории.

Книга поделена на три главы. Первая отслеживает, как рынок, словно феникс из пепла, восставал после «культурной революции». По словам исследовательницы, даже сегодня это тема чувствительная, почти табуированная. «Большинство людей не хотят упоминать о произошедшем, не говоря уже о том, чтобы в подробностях переживать тот период. Отсутствие информации привело к тому, что СМИ и искусствоведы с энтузиазмом пишут о чудесном подъеме китайского арт-рынка, не изучив внимательно, как такая „сказка“ вообще стала возможной».

Kejia Wu. «A Modern History of China’s Art». Routledge. 280 с.: 15 цв. и ч/б ил. £120, £34,99. На английском языке
Kejia Wu. «A Modern History of China’s Art». Routledge. 280 с.: 15 цв. и ч/б ил. £120, £34,99. На английском языке

Автор книги углубляется в эту «сказку», обрисовывая проблемы, возникшие когда-то в результате «культурной революции». В частности, она подробно описывает некоторые судебные иски, поданные обездоленными коллекционерами. Затем рассказывает, как в середине 1990-х годов появились два ведущих аукционных дома — Poly и China Guardian. Поначалу там преобладали традиционные художества, но с наступлением 2000-х заявило о себе по-настоящему и современное искусство. В материковом Китае — например, в пекинской арт-зоне 798, быстро набравшей популярность, — были открыты первые художественные галереи, в том числе западные, появились частные музеи. Аукцион Sotheby’s Hong Kong создал новую, отдельную категорию китайского современного искусства. А в 2011 году в тот же Гонконг решительно ворвалась ярмарка Art Basel, превратив этот мегаполис в один из важнейших азиатских художественных центров.

Свой анализ рынка автор завершает предсказаниями будущего — от покупательского поведения богатых молодых азиатов до способности частных музеев реализовывать свои устремления. Представлены здесь и мнения множества опрошенных ею арт-дилеров, аукционистов, коллекционеров, художников.

Скриншот из видеопроекта художника Чжэна Бо Pteriodophilia. 2016. Фото: www.zhengbo.org
Скриншот из видеопроекта художника Чжэна Бо Pteriodophilia. 2016.
Фото: www.zhengbo.org

Второй раздел, озаглавленный «Парадокс двух параллельных систем искусства», исследует сложное соотношение двух противоречивых тенденций: желание Китая использовать культуру в качестве «мягкой силы» и в то же время его стремление контролировать каждый аспект жизни своего населения. «Китай — единственный в мире крупный арт-рынок, где параллельно сосуществуют огромная система искусства, поддерживаемая и цензурируемая государством, и значительная рыночно ориентированная система искусства», — пишет Кэцзя Ву. Она объясняет, как сложно бывает кураторам, организаторам арт-ярмарок и галереям согласовывать критерии цензуры, поскольку те «часто являются скорее концепцией, чем строгим набором зафиксированных письменно правил».

Наконец, автор рассказывает личные истории художников. У нее пять героев: Сюй Бин, Ли Сунсун, Цю Аньсюн, Лу Ян и Чжэн Бо. Это представители трех поколений, в том числе те, кто пережил травмы «культурной революции». Автор книги показывает, как окружающая жизнь в разные исторические периоды влияла на их творчество. 

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
Каталог монографической выставки в Третьяковской галерее дает возможность оценить фигуру этого художника с разных ракурсов. Порой они довольно субъективны, что к лучшему: воспринимать творчество Попкова по методичке — занятие бесцельное
21.02.2025
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
6
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
7
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+