18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Китайский арт-рынок: что здесь почем и почему

Видеопроект художника Чжэна Бо Pteriodophilia. 2016. Фото: www.zhengbo.org
Видеопроект художника Чжэна Бо Pteriodophilia. 2016.
Фото: www.zhengbo.org
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

В своей книге исследовательница Кэцзя Ву рассматривает нелегкий путь, пройденный страной в сфере художественного рынка, от «культурной революции» до глобальных трендов. Анализ исторических процессов сопровождается здесь и личными историями художников

Новая книга журналистки и преподавательницы Кэцзя Ву представляет собой тщательный анализ арт-рынка Китая. Автором исследованы его происхождение, необычайный рост за последние 30 лет и непростые отношения с официальной политикой государства. Обозреватель Financial Times China и составитель отчета ярмарки TEFAF о китайском арт-рынке за 2019 год, Кэцзя Ву идеально подошла на роль рассказчика этой истории.

Книга поделена на три главы. Первая отслеживает, как рынок, словно феникс из пепла, восставал после «культурной революции». По словам исследовательницы, даже сегодня это тема чувствительная, почти табуированная. «Большинство людей не хотят упоминать о произошедшем, не говоря уже о том, чтобы в подробностях переживать тот период. Отсутствие информации привело к тому, что СМИ и искусствоведы с энтузиазмом пишут о чудесном подъеме китайского арт-рынка, не изучив внимательно, как такая „сказка“ вообще стала возможной».

Kejia Wu. «A Modern History of China’s Art». Routledge. 280 с.: 15 цв. и ч/б ил. £120, £34,99. На английском языке
Kejia Wu. «A Modern History of China’s Art». Routledge. 280 с.: 15 цв. и ч/б ил. £120, £34,99. На английском языке

Автор книги углубляется в эту «сказку», обрисовывая проблемы, возникшие когда-то в результате «культурной революции». В частности, она подробно описывает некоторые судебные иски, поданные обездоленными коллекционерами. Затем рассказывает, как в середине 1990-х годов появились два ведущих аукционных дома — Poly и China Guardian. Поначалу там преобладали традиционные художества, но с наступлением 2000-х заявило о себе по-настоящему и современное искусство. В материковом Китае — например, в пекинской арт-зоне 798, быстро набравшей популярность, — были открыты первые художественные галереи, в том числе западные, появились частные музеи. Аукцион Sotheby’s Hong Kong создал новую, отдельную категорию китайского современного искусства. А в 2011 году в тот же Гонконг решительно ворвалась ярмарка Art Basel, превратив этот мегаполис в один из важнейших азиатских художественных центров.

Свой анализ рынка автор завершает предсказаниями будущего — от покупательского поведения богатых молодых азиатов до способности частных музеев реализовывать свои устремления. Представлены здесь и мнения множества опрошенных ею арт-дилеров, аукционистов, коллекционеров, художников.

Скриншот из видеопроекта художника Чжэна Бо Pteriodophilia. 2016. Фото: www.zhengbo.org
Скриншот из видеопроекта художника Чжэна Бо Pteriodophilia. 2016.
Фото: www.zhengbo.org

Второй раздел, озаглавленный «Парадокс двух параллельных систем искусства», исследует сложное соотношение двух противоречивых тенденций: желание Китая использовать культуру в качестве «мягкой силы» и в то же время его стремление контролировать каждый аспект жизни своего населения. «Китай — единственный в мире крупный арт-рынок, где параллельно сосуществуют огромная система искусства, поддерживаемая и цензурируемая государством, и значительная рыночно ориентированная система искусства», — пишет Кэцзя Ву. Она объясняет, как сложно бывает кураторам, организаторам арт-ярмарок и галереям согласовывать критерии цензуры, поскольку те «часто являются скорее концепцией, чем строгим набором зафиксированных письменно правил».

Наконец, автор рассказывает личные истории художников. У нее пять героев: Сюй Бин, Ли Сунсун, Цю Аньсюн, Лу Ян и Чжэн Бо. Это представители трех поколений, в том числе те, кто пережил травмы «культурной революции». Автор книги показывает, как окружающая жизнь в разные исторические периоды влияла на их творчество. 

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+