18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Екатерина Соловьева: «Если смотреть на архив Варновского подряд, видно, как он растет»

Фотограф Екатерина Соловьева. Фото: Алексей Мякишев
Фотограф Екатерина Соловьева.
Фото: Алексей Мякишев

В Костроме, в городской художественной галерее проходит фотовыставка «Невидимая страна». Она стала результатом счастливой находки: фотограф Екатерина Соловьева рассказывает, как обнаружила архив Владимира Варновского

Повседневная жизнь Парфеньевского района день ото дня, год за годом кропотливо фиксировалась Владимиром Варновским (1923–2008). Участковому милиционеру фотокамера полагалась по службе; снимать ему понравилось, хобби переросло в профессию. Варновский ушел в районный комбинат бытового обслуживания, стал работать фотографом. Портреты на паспорт, школы, детские сады, свадьбы, похороны, первомайские демонстрации, концерты самодеятельности — после смерти Владимира Александровича остался огромный архив. На чердаке в мешках и коробках сохранились сотни негативов, тысячи кадров, охватывающие полвека, с 1946 по 2006 год. В июне этого года о пленках Варновского узнала документальный фотограф Екатерина Соловьева. С помощью куратора Наи Беспаловой она организовала текущую выставку. Это только начало работы с архивом самобытного фотографа, как рассказала Екатерина Соловьева в интервью.

Фотовыставка «Невидимая страна» в Центре русского искусства. Фото: Центр русского искусства
Фотовыставка «Невидимая страна» в Центре русского искусства.
Фото: Центр русского искусства

На открытии выставки я видел героев фотографий Варновского и их детей: они радовались и плакали. Снимки и правда трогательные и искренние. Помимо эмоций, что еще привлекает в этом проекте лично вас?

Я не просто коллекционер старых фотографий. Я сама документальный фотограф, и для меня это часть работы над моими собственными проектами. Я убеждена, что фотограф не должен фиксироваться только на себе и своем субъективном опыте. Я чувствую необходимость глубоко погрузиться в тему, над которой работаю. Я, можно сказать, прикипаю к месту, к истории, которая меня занимает. И в этом смысле мне очень важен опыт предыдущих поколений фотографов, которые жили в этом месте и снимали своих соседей. Когда ты изучаешь визуальный язык своих предшественников, которые описывали им людей, которых знали близко, ты начинаешь совсем по-другому воспринимать, чувствовать место. Поэтому мне важно находить архивы, изучать их как дополнительный источник информации. И хорошо, когда уже потом архив начинает жить собственной жизнью, выставляться и т. д. Я знаю фотографов, которые исследуют архивы своей семьи, есть коллекционеры военных архивов, а мне интересны деревенские.

Владимир Варновский. Праздник сенокоса в деревне Никулино Парфеньевского района. Фото: Центр русского искусства
Владимир Варновский. Воспитанники детского сада в Парфеньево. Фото: Центр русского искусства
Владимир Варновский. Работницы на лесной делянке в Вохтоме. Фото: Центр русского искусства
Владимир Варновский. Ясли в Парфеньево. Фото: Центр русского искусства
Владимир Варновский. Праздник сенокоса в деревне Никулино Парфеньевского района.
Фото: Центр русского искусства
Владимир Варновский. Воспитанники детского сада в Парфеньево.
Фото: Центр русского искусства
Владимир Варновский. Работницы на лесной делянке в Вохтоме.
Фото: Центр русского искусства
Владимир Варновский. Ясли в Парфеньево.
Фото: Центр русского искусства

Как началось ваше увлечение «визуальной археологией»?

В 2016–2017 году я работала над проектом «Тверские карелы». Тогда, путешествуя по Тверской области, я впервые поняла, насколько мне не хватает того самого опыта фотографов, о котором я вам сейчас говорила. Я как-то подспудно стала мечтать о том, чтобы найти какие-нибудь старые пленки. И вот один из моих героев, тверской карел, отдал мне негативы отца, который в 1970-х снимал родную деревню. Эти семь или восемь пленок были моим первым архивом. Там так классно все было! Виды деревни, портреты людей, жанровые сцены, праздники-гулянья, тулупы-валенки... Я сканировала медленно, растягивала удовольствие.

С того случая я влюбилась в деревенские архивы. В последние годы я живу в Костромской области и в рамках сотрудничества с командой «Лесного терема „Асташово“» езжу в экспедиции по деревням. И везде я целенаправленно расспрашиваю о местных фотографах. Первый свой костромской архив я нашла в марте 2021-го на Совеге — это куст деревень за Солигаличем, — в заброшенном доме, где раньше жил фотограф. Всего 17 пленок в очень плохом состоянии. Выяснилось, что весь архив дочь выбросила, а вот эти несколько пленок просто не нашла. К счастью, архив Варновского его дочь Елена Владимировна передала мне в хорошей сохранности.

Фотовыставка «Невидимая страна» в Центре русского искусства. Фото: Центр русского искусства
Фотовыставка «Невидимая страна» в Центре русского искусства.
Фото: Центр русского искусства

Как профессионал, можете оценить творчество коллеги?

Владимир Варновский прошел большой путь как фотограф. Он ведь начинал, можно сказать, по принуждению: как участковый инспектор он должен был для протокола фиксировать на пленке происшествия. И это его так увлекло, что он ушел из милиции, чтобы посвятить себя новому интересному делу. И вот, если смотреть на его архив подряд, пленку за пленкой, то видно, как он развивается, растет. Как стремится перенять что-то из журналов, которые выписывал, — «Советское фото», чехословацкого Revue Fotografie. Он там подмечал какие-то приемы, рифмы. У него есть шикарная фотография с руками: на портрете на стене руки Ленина, здесь же руки сложены у героини, рядом танцуют люди и автор тоже явно делает акцент на их руках. Мне нравится Варновский как фотограф. Конечно, если сравнивать его с мировыми величинами, на их фоне он слегка наивен. Но в этом как раз заключаются его прелесть и самобытность. И, что важно, он сам про себя понимал: он фотограф, а не просто деревенский свадебный «бомбила-портретист».

Центр русского искусства, Кострома
«Невидимая страна. Владимир Варновский»
До 19 ноября

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Китайский арт-рынок: что здесь почем и почему
В своей книге исследовательница Кэцзя Ву рассматривает нелегкий путь, пройденный страной в сфере художественного рынка, от «культурной революции» до глобальных трендов. Анализ исторических процессов сопровождается здесь и личными историями художников
03.11.2023
Китайский арт-рынок: что здесь почем и почему
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+