18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Снова Родченко, но не совсем тот, к которому мы привыкли

Александр Родченко. «Конические шестерни». 1929. Фото: Фонд Still Art
Александр Родченко. «Конические шестерни». 1929.
Фото: Фонд Still Art
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Без знаковых фотографий 1920-х и 1930-х годов не обошлось, но, помимо них, в экспозицию в Центре «Зотов» включены личные вещи, письма и дневниковые записи, которые показывают Александра Родченко с личной, «душевной» стороны

Александр Родченко (1891–1956) не нуждается в представлении: его работы — живопись, фотомонтажи, конструктивистские мобили и в первую очередь фотографии — появляются на выставках рекордно часто. Самые неожиданные и головокружительные его ракурсы хорошо знакомы зрителю и уже не слишком будоражат. Но есть одно но: регулярные показы избранных работ и даже большие ретроспективы позволяют видеть глазами Родченко, однако не позволяют увидеть самого Родченко. Центр «Зотов» взялся исправить это упущение выставкой «Родченко. Личное», которая открывает новый, персональный ракурс на фигуру этого мастера авангарда.

Выставка «Родченко. Личное» в Центре «Зотов». Фото: Центр «Зотов»
Выставка «Родченко. Личное» в Центре «Зотов».
Фото: Центр «Зотов»

Без знаковых фотографий 1920-х и 1930-х годов не обошлось, но, помимо них, в экспозицию включены личные вещи, письма и дневниковые записи Родченко. Все это позволило сформировать менее отстраненное и более душевное повествование. Выставка приоткрывает «домашнего», семейного Родченко. Вот он любуется своей женой, художницей Варварой Степановой, а вот проводит время с родителями. А еще мы узнаем, кого он ласково называл «мульки». Это немного идет вразрез с довольно брутальным обликом художника, который на фотографиях неизменно обрит налысо и одет во что-то вроде летного комбинезона. К слову, выставка рассказывает и о том, почему он предпочитал кепку французской шляпе.

Режиссер Лев Кулешов, теоретик конструктивизма Алексей Ган и поэт Владимир Маяковский предстают на выставке не просто как соратники Родченко, но как друзья — мы встречаем их в его мастерской. Городскую фотографию кураторы Анна Замрий и Дмитрий Никишов постарались представить так, чтобы у зрителя сложилось впечатление, будто он отправился вместе с художником на прогулку, наблюдая, как тот отбирает образы и кадрирует сюжеты. Всего экспозиция включает пять разделов: «Город», «Репортаж», «ВХУТЕМАС», «Мастерская» и «Семья».

Выставка «Родченко. Личное» в Центре «Зотов». Фото: Центр «Зотов»
Выставка «Родченко. Личное» в Центре «Зотов».
Фото: Центр «Зотов»

Хочется отметить, что экспонаты на выставке происходят не только из основанного Еленой Карисаловой фонда Still Art и архива Родченко и Степановой (что уже привычно), но также из коллекции творческого сообщества «Мира», которое с недавних пор все громче заявляет о себе.

О том, как готовилась собственно фотографическая часть экспозиции, рассказал Александр Лаврентьев, доктор искусствоведения, внук Родченко и Степановой: «Вся печать к настоящей выставке была сделана в лаборатории Родченко. Это сложная работа — печатать по образцу автора, обрабатывать, сушить, резать, ретушировать и так далее. Для представления фотографий мы следовали идеям Родченко и использовали способ крепления отпечатков на листе бумаги с тиснением».

Выставка «Родченко. Личное» в Центре «Зотов». Фото: Центр «Зотов»
Выставка «Родченко. Личное» в Центре «Зотов».
Фото: Центр «Зотов»

Выставку «Родченко. Личное» сопровождает обширная публичная программа с лекциями о художнике, истории и технике фотографии, оптике и устройстве человеческого глаза. В рамках параллельной программы запланированы фотопрогулки и мастер-классы по цианотипии, фотопечати, фотоколлажу (в том числе для детей). Посетителей также ждут воркшопы с известными фотографами — представителями архитектурной, документальной и стрит-фотографии.  

Центр «Зотов»
«Родченко. Личное»
До 28 января

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+